Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Эксперты прокомментировали решение президента об отставке правительства

Действительно ли в провале казахстанской экономики виновато правительство?

фото: Аскар Ахметуллин

Реакция казахстанского сообщества, внимательно следящего за внутриполитической жизнью страны, на неожиданное заявление президента страны о его намерении отправить действующее правительство в отставку, не заставило себя ждать. Новость активно обсуждается. Однако пока политики и политологи не торопятся с выводами и весьма осторожно прогнозируют дальнейшее развитие ситуации.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, 21 февраля, отправил правительство страны в отставку, обвинив министров и глав областных исполнительных органов в неумении работать с населением и создать инструменты для роста экономики. В частности, по мнению главы государства, несмотря на все созданные условия и поддержку, правительство, последнему не удалось справиться с задачами: «положительные изменения так и не достигнуты», «рост ВВП в основном достигается за счет сырьевых ресурсов», «нет конкретных результатов от реализации госпрограмм», «недостаточно рабочих мест», «МСБ не стал драйвером роста экономики», «неумение работать с населением и выслушивать проблемы».

Ошибки на поверхности

Между тем, с точки зрения казахстанского политолога Казбека Бейсебаева, главный посул выступления президента такой: создавались все условия правительству, выделялись необходимые средства на повышение доходов и качества жизни людей, но правительство не справилось, системная работа не выстроена, доходы населения не увеличиваются, а доля расходов на продукты питания в бюджете семей растет.

«За всю историю Казахстана такой сильно негативной оценки правительству не приходилось наблюдать. Полагаю, что определенную лепту в принятии решения по отставке правительства внесла и ситуация с многодетными матерями. Именно крик отчаяния многодетных матерей заставил обратить внимание властей и общества на проблемы страны. Вполне логично, что президент даст задания и поручения по исправлению ситуации новому правительству, но сможет ли это новое правительство решить накопившиеся проблемы – это большой вопрос. Главная проблема нашего правительства в том, что оно является всего лишь коллективным исполнителем поручений президента, причем, как сказал сам президент, не очень хорошими исполнителями», - считает политолог.

Даже принятые в марте 2017 года поправки в Конституцию РК (от президента в пользу правительства перераспределены полномочия) по мнению политолога, ни к чему существенному не привели.

«Более того, система управления после этих поправок считается незыблемой. Проще говоря, нужно реформировать систему управления страной, нужен новый подход в подборе кадров, но выходит, что уже нельзя. Поэтому для того, что новое правительство исправило прошлые ошибки и выполнило поставленные задачи, нужно расширить его полномочия», - уверен политолог.

Однако эксперт полагает, что в целом кардинальных изменений в экономической политике ожидать не приходится.

«Полагаю, что для решения каких-то первоочередных социальных проблем будут выделены средства из бюджета и Национального фонда, но это будут разовые решения, а нужны системные меры», - отметил в комментариях «Курсиву» Казбек Бейсебаев.

Ждем решительных действий от нового Кабмина

В свою очередь мажилисмен Магеррам Магеррамов подчеркивает, что есть одна причина, которую глава государства предельно ясно сказал в своем заявлении.

«Отставка правительства - это нормальная общемировая практика, каких-либо негативных последствий для страны не имеет, как и нет абсолютно никакой опасности сбоя работы государственных органов власти. Новые назначения для страны будут означать, что есть новое правительство, которое приступит к выполнению тех задач, о которых сказал президент страны. Со своей стороны, хотел бы пожелать новому составу кабмина быть более требовательными к себе в исполнении тех задач, которые президент страны поставил в своем Послании народу Казахстана и в реализации пяти социальных инициатив главы государства. От нового правительства будем ждать эффективных мер по повышению уровня жизни каждой казахстанской семьи и результативной активизации экономики страны», - говорит депутат от Коммунистической Народной партии Казахстана.

Отставка правительства позволило пар спустить

В свою очередь политик социал-демократического толка Жармахан Туякбай подчеркивает, что все ошибки, которые были выставлены в вину уходящему правительству берут начало в неправильно выработанной стратегии развития страны.

«Эти ошибки привели к тому, что сегодня государственная экономика лежит на боку, тенге падает, кроме нефти никаких сфер производства, как обещали власти, так и не появились. Что касается социальной сферы, то и тут люди ухудшением ситуации в стране уже "доведены до ручки". Это многодетные, и безработные, и пенсионеры, сельская молодежь, сельские жители. Во всех сферах, все что касается экономическо-социального развития, "трещит по швам". Разумеется, в этой ситуации нужен козел отпущения, на которого можно все свалить, позволить спустить пар и заодно отвлечь от самых животрепещущих проблем», - считает г-н Туякбай.

Политик уверен, что ни одно правительство, ни уходящее, ни новое не решит возникших проблем, поскольку помимо возникших сбоев в экономике, политике и социальной сферах Казахстана, необходимо попутно решать другой немаловажный вопрос – высокой коррумпированности в высших кругах чиновников, акимов на местах, которая сводит на нет все хорошие начинания и проекты.

«В целом потенциал у страны достаточный, нужны ответственные исполнители, ответственные политики, которые принимают правильные национально-ориентированные планы, а не планы, которые блестят как мишура и не исполняются должным образом. Я думаю, что никакой смены власти как таковой не будет», - резюмировал Жармахан Туякбай.

Транзитный переход власти

Еще одно любопытное мнение прозвучало среди экспертного сообщества Казахстана. Отдельные политологи и политики склоняются к мнению, что и отставка правительства, и формирование нового состава правительства связаны с темой приближающего транзита власти.

Так, к примеру, по мнению политика, лидера Казахского Национального Конгресса Адиля Тойганбаева, сегодня уже назрели не простые кадровые перемены, а полноценная реформа государственных институтов, всей модели экономического развития страны.

«Президент подчеркнул, что знает настроения людей и своим поступком выражает их требования. С точки зрения народного доверия, социальной эффективности, выполняемости обещаний вчерашнее правительство - банкрот. Указ о его отставке привел естественное положение вещей в соответствие с формальными политическими нормами. Новое правительство справится, если объединит в себе новый тип руководителей. Более смелых, способных на нестандартные решения, готовых идти на масштабные перемены и брать за это всю ответственность. О фамилиях можно говорить, когда они будут названы. Но отставка правительства в наших условиях — значит больше, чем плановая смена кабинета министров. Идет расчистка политического поля и правительство только один из многих элементов такого процесса. Возможно, и это самый далеко идущий из вариантов, нас ждут перемены функций государственных институтов, перераспределение полномочий между ними. В итоге выстроится новая конструкция власти, выигрывающая в своей эффективности и динамичности», - прогнозирует г-н Тойганбаев.

60600 просмотров

Российской делегации «досталось» на встрече премьеров в Алматы

О чем говорили на межправсовете стран–членов ЕАЭС

Фото: пресс-служба премьер-министра Республики Казахстан

Очередное заседание межправительственного совета Евразийской экономической комиссии в Алматы показало имеющиеся разногласия между странами ЕАЭС. За ходом переговоров наблюдал спецкор «Курсива».

Из поступивших за три дня до начала межправительственного заседания Евразийского экономического совета (ЕМПС) пресс-анонсов следовало, что работать совет и в узком, и в расширенном составе будет в расположенном в центре Алматы отеле Rixos. Это означало, что спуска лавин на курорте «Шымбулак», скорее всего, не предвидится, а заседание может непривычно начаться без задержки на три часа. 

Понервничать представителям СМИ все равно пришлось. Ближе к двум часам дня к расстеленной у центрального входа в отель красной дорожке один за другим стали подъезжать автомобили представительского класса. Вот только из них никто не вышел. Поочередно постояв по две-три секунды, лимузины выстроились на специально выделенной для них стоянке, чем еще больше удивили журналистов. «Похоже, что без вашего лыжного курорта не обошлось», – с явным кавказским акцентом предположил один из зарубежных представителей прессы. Вопреки этому предположению главы правительств появились ровно в 13.50 (как и было указано в пресс-анонсах), дабы сфотографироваться для протокола на фоне флагов своих стран.

И дальше все пошло по расписанию, поэтому регулярно присутствующие на подобных мероприятиях журналисты сделали вывод: смена председателей правительства способна влиять на пунктуальность в проведении встреч.

Тайны «слуховой комнаты»

«Слуховой комнатой» журналисты назвали помещение рядом с пресс-центром. Представителей СМИ в эту комнату не пускали, зато из нее регулярно выходили правительственные аналитики, чтобы заглянуть в буфет пресс-центра. Самые разговорчивые рассказали, что на повестке дня закрытого заседания было 14 вопросов, и, судя по наблюдениям случайных собеседников, переговоры шли непросто. 

Было отмечено, что страны ЕАЭС отказались поддержать идею России о поэтапном снижении беспошлинного порога на приобретение товаров с зарубежных онлайн-площадок. Согласившись с мнением армянской стороны, что подобный шаг на данном этапе может спровоцировать общественное недовольство, участники ЕМПС договорились вернуться к обсуждению этой темы на апрельском заседании в Минске. 

Кроме того, посетители «слуховой комнаты» рассказали о недовольстве Кыргызстана действиями Казахстана – якобы казахстанская сторона не устранила существовавшие до вступления Кыргызстана в ЕАЭС в 2015 году различные барьеры на поставку киргизских товаров и грузов не только на внешние рынки, но и на внутренний рынок союза. «Было отмечено, что казахстанские пограничники, ссылаясь на некий приказ сверху, продолжают жесткую проверку киргизских грузовых автомобилей, из-за чего очереди на границе с Казахстаном стали даже больше, чем это было ранее», – поделился с «Курсивом» услышанным на закрытом заседании один из посетителей охраняемой «слуховой комнаты».

На расширенном заседании ЕМПС, в котором вместе с главами правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России в качестве наблюдателя принял участие и недавно назначенный премьер-министром Молдовы Ион Кику, особых страстей уже не наблюдалось. Было заметно, что под пристальным вниманием СМИ члены правительственных делегаций сдерживают свои эмоции, которые в виде интонаций, мимики и отдельных жестов все же прорывались наружу. 

Чем недоволен Казахстан 

Так, премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, который на правах хозяина открыл вторую часть заседания межправсовета, сначала обозначил основные проблемы мировой экономики, а когда речь зашла о барьерах внут­ри ЕАЭС, заметно сменил интонацию. «Сегодня мы ведем реестр согласованных препятствий, который имеет 68 позиций. А начинали с 60. Вместо того чтобы снижать данные показатели, к сожалению, мы с каждым годом их только увеличиваем, возводя все новые и новые барьеры, либо затягиваем их устранение», – заметил Аскар Мамин. Он напомнил, что Казахстан несколько раз инициировал внесение поправок в законодательные акты ЕАЭС, чтобы устранить упомянутые барьеры, но продвижения по этому вопросу так и не увидел. 

Инициативы Беларуси, Армении и Кыргызстана

На озвученные Аскаром Маминым предложения, будь то тема наложения штрафов за совершение нарушений на территории ЕАЭС или вопрос использования нелицензионной продукции, премьер-министры стран союза почти не отреагировали. Глава белорусского правительства Сергей Румас, сославшись на поручение своего президента Александра Лукашенко, объявил о желании ставшей во главе ЕАЭС Беларуси усилить наднациональную компетенцию Евразийской комиссии. Речь идет о повышении роли ЕЭК в решении таких вопросов, как «техническое регулирование применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, осуществления государственных закупок и предоставления субсидий». Помимо этого белорусская сторона намерена сосредоточиться на создании условий для проведения единой экономической политики стран ЕЭАС в сфере промышленности, сельского хозяйства, энергетики и транспорта. 

Идею Беларуси поддержал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Он также заметил, что, по наблюдениям армянской стороны, снимаемые барьеры периодически возникают вновь из-за действий естественных монополистов. «Считаем, что необходимо консолидировать сов­местные усилия, направленные на устранение существующих препятствий и создание условий, исключающих возможность их повторного возникновения», – заявил Пашинян, с улыбкой подчеркнув, что говорит об этом не в первый раз. 

В отличие от улыбающегося Пашиняна глава правительства Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев был мрачен. Еще не отойдя от возникшего на закрытом заседании спора, он, тем не менее, нашел в себе силы, чтобы поблагодарить Аскара Мамина «за теплый прием и создание хороших условий для конструктивной работы». Однако отголоски ранее прозвучавших претензий в адрес Казахстана в выступлении Абылгазиева все же были. Подчеркнув, что главной задачей по завершению формирования единого рынка ЕАЭС является снятие внутренних барьеров, препятствующих свободному движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, премьер-министр Кыргызстана заметил, что для эффективной системы по устранению барьеров необходимо немедленное принятие сразу нескольких мер. «Первое – наделить ЕЭК дополнительными полномочиями по отмене национальных актов государств-членов, нарушающих правила ЕАЭС. Второе – установить порядок и определить сроки рассмотрения обращений по нарушению правил союза. Следующее – уполномочить ЕЭК правом подачи исков в суд ЕАЭС в случае неисполнения государством-членом ее решений. Кроме того, крайне важно внедрить механизм определенных санкций, взысканий и компенсаций судом ЕАЭС при неисполнении решения коллегии Евразийской экономической комиссии», – глядя в сторону разговаривающих между собой Аскара Мамина и министра финансов РК Алихана Смаилова, заявил премьер-министр Кыргызстана. При этом он выразил надежду, что ради достижения основополагающих целей ЕАЭС его предложения будут поддержаны всеми государствами – членами союза. 

Чем Мишустин отличается от Медведева 

Наконец, наступил черед председателя правительства России Михаила Мишустина, речь которого представители СМИ ждали с особым интересом. Немало журналистов сразу заметили, что стилем поведения Мишустин отличается от предшественника – Дмитрия Медведева. «Он не старается быть в центре внимания, легко находит контакт с представителями других делегаций, не чураясь подходит к ним без особого приглашения», – поделился с «Курсивом» своими наблюдениями корреспондент одного из российских федеральных телеканалов, сумевший пробраться в перерыве между заседаниями за кулисы межправсовета. Пикантность предстоящему выступлению придавал и тот факт, что, по информации посетителей «слуховой комнаты», именно в адрес России со стороны других стран – членов ЕАЭС было высказано больше всего претензий в создании всевозможных барьеров. 

Михаила Мишустина весь вылитый на делегацию России негатив не смутил. Напротив, в своем выступлении он подчеркнул, что Российская Федерация делает все возможное, чтобы живущие в Евразийском союзе люди чувствовали преимущества общего пространства и могли пользоваться равными возможностями. «Несколько слов о результатах, которых добился наш союз. За первые три квартала прошлого года совокупный ВВП союза увеличился на 1,4%. Рост промышленности и сельского хозяйства – на 2,7%. Есть изменения в структуре экспортных операций внутри союза. Доля машин, оборудования и транспортных средств достигла 20%. Внутренний рынок наполняется более разнообразными товарами, а у наших производителей появляются новые возможности для продвижения своей продукции. Вступило в силу соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся ЕАЭС, которое гарантирует всем гражданам нашей «пятерки» право на получение пенсий независимо от места работы на территории союза. Это затрагивает интересы миллионов людей! И еще одно знаковое решение: разница в ценах на билеты в музеи и другие учреждения культуры для граждан союза наконец устранена», – подчеркнул Михаил Мишустин, заметив, что Россия всегда идет навстречу конструктивным предложениям от коллег по союзу. 

Новый глава правительства РФ поставил перед странами ЕАЭС пять основных задач. Речь идет об устранении препятствий в торговле и развитии конкурентных условий для бизнеса, ускорении цифровизации экономик стран «пятерки», процессе по созданию крупного проекта евразийской сети промышленной кооперации, расширении международного сотрудничества, а также увеличении расходов на социальные нужды населения стран единого пространства. 

Взгляд со стороны 

Уже достигнутые по итогам заседания межправсовета поручения, распоряжения и решения по устранению существующих барьеров правительственные делегации стран ЕАЭС подписывали как-то неуверенно, у журналистов даже сложилось впечатление, что они пока не очень доверяют позиции России. Мишустин периодически подходил к своим коллегам из других стран и долго о чем-то с ними беседовал. Наблюдавший за этим зарубежный журналист заметил, что, похоже, в документах Евразийского союза не работает главный пункт – о добровольном участии в этом объединении. «Не понимаю, зачем уговаривать?! Если нет желания, то пусть каждый идет своим путем», – пожал плечами представитель прессы из Европы.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif