Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2648 просмотров

Дармен Садвакасов: «Перед новым Правительством стоят сложные задачи: от тушения текущих «пожаров» до системных реформ»

По мнению эксперта, внедрение новых механизмов решения экономических и социальных вопросов назрело давно

Президент принял своевременное решение касательно отставки Кабинета министров. В экономике и особенно в решении социальных вопросов назрела необходимость новых подходов. Именно поэтому нужна новая команда и мощный импульс для обеспечения устойчивого развития страны, отметил управляющий партнер Dasco Consulting Group Дармен Садвакасов в комментарии Kursiv. 

Накопился целый ряд критических вызовов в социально-экономических вопросах, что стало триггером отставки Правительства. С приходом новой команды эти вопросы останутся на повестке дня и очень важно с первых дней работы Кабинета министров четко определить их круг. Как говорил знаменитый математик Джон Нэш, задача решена в тот момент, когда она поставлена, считает Садвакасов.

Во-первых, мы понимаем, что перед новым Кабмином в ближайшее время будут стоять вопросы «социалки», именно на этот состав нового Правительства придется выборный период. Конечно же, социальная сфера станет приоритетным вектором и можно ожидать появления в составе нового Правительства отдельного заместителя премьера, курирующего социальный блок. Тем более, что среди вопросов по улучшению социального самочувствия населения есть наболевшие вопросы самозанятых, многодетных семей, адресной поддержки. 

Во-вторых, в числе фундаментальных экономических проблем лежат проблемы банковского сектора, в том числе недостаточный уровень кредитования экономики. Статистика по БВУ отражает стабильное снижение кредитования юридических лиц, что привело к снижению предпринимательской активности и ослаблению реального сектора экономики. В новой конструкции необходимо как можно быстрее повысить эффективность взаимодействия Правительства с Национальным банком, которое на сегодня, мягко говоря, оставляло желать лучшего. 

В-третьих, на период нового Правительства в рамках завершения транзитного периода по вступлению в ВТО придется отмена различных мер поддержки отечественных товаропроизводителей. Как мы помним, Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию в 2015 году, и в рамках этого процесса наша страна подписала соглашение по переходному периоду, срок действие которого заканчивается в конце 2020 года. То есть уже 1 января 2021 года большая часть казахстанских товаропроизводителей должна будет на равных конкурировать с зарубежными, и это, конечно, станет дополнительным вызовом для нашей экономики. 

В-четвертых, традиционно непростой блок работы будет связан с евразийской интеграцией, с работой наших представителей в Евразийской экономической комиссии. Здесь у Правительства будет достаточно сложный узел вопросов, особенно в рамках усиления санкций и непростых тенденций в экономике России. 

В-пятых, мы понимаем, что будет усиливаться конкуренция с Узбекистаном за инвестиционные потоки в регион. Как мы видим, экономика наших соседей активно открывается и перестраивается. Понятно, что у нашей экономики есть свои значимые преимущества, но недооценивать потенциал Узбекистана не стоит.  

Незакредитованность узбекской экономики, молодое население, наличие обеспеченных диаспор и отдельных влиятельных бизнесменов-соотечественников за рубежом, достаточно серьезные сырьевые ресурсы уже привлекают туда инвестиции, и это со временем будет означать переток инвестиций по направлению к Ташкенту. Здесь, я считаю, необходимо уйти от конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству, более активно поддержать наших предпринимателей и их устремления вести бизнес в Узбекистане. То есть ожидаемый экономический рост наших соседей необходимо использовать к взаимной выгоде двух государств. В противном случае мы увидим сокращение притоков инвестиций в нашу экономику, считает эксперт.

В-шестых, государству придется решать задачу по обеспечению бизнеса длинными и недорогими деньгами, поскольку сейчас ставки банковского кредитования за пределами возможности долгосрочного обслуживания займов бизнесом. Сегодня предприниматели ориентируются на краткосрочные кредиты и, соответственно, краткосрочные проекты. Тут нужно кардинально менять подходы и, на мой взгляд, без Национального банка Правительству будет сложно решить эту важнейшую задачу. 

К сожалению, заниматься придется одновременно как текущими «пожарами», так и более долгосрочными, системными социально-экономическими проблемами. 

Долгосрочные механизмы устойчивого роста экономики – это, пожалуй, самый сложный проект государства. Реализация стратегических проектов – это, увы, не телевизионное шоу «Голос», где можно уже на утро после выступления проснуться богатым и знаменитым. Это, скорее, Олимпийские игры, где результат подготовки будет понятен в лучшем случае только на четвертый год упорных тренировок. 

Сюда относятся вопросы развития обрабатывающей промышленности, цифровизации и технологизации производства, снижения импортозависимости, наращивания экспортного и транзитного потенциала.  

Одним из конкретных шагов в практической плоскости может стать создание отдельной программы по вопросам поддержки и развития отечественного нефтесервиса. Мы знаем, что активно проводится или будет проводиться реализация крупномасштабных даже по глобальным меркам проектов расширения на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке. Участие наших нефтесервисных организаций может задать высокий импульс экономике.  

По нашим оценкам, реализация такой программы позволит создать как минимум 60 тыс. полноценных рабочих мест. Однако на сегодня меры поддержки казахстанского нефтесервиса недостаточны. В частности, мы понимаем, что подрядчики на таких проектах – это уже не МСБ, а крупный бизнес, которому, например, требуется недорогой оборотный капитал, чтобы в таких проектах участвовать и конкурировать наравне с зарубежными поставщиками. 

В целом, новой команде Правительства предстоит синтезировать две противоположных по своей сути доктрины – сдержанной последовательности и решительных реформ. Придется сохранять баланс между уже взятыми ранее обязательствами по реализации целого ряда экономических программ и внедрением новых форматов менеджмента, социальной политики и экономических инструментов, на которые сегодня возник широкий спрос. Потребуется правильно разобраться в этих социально-экономических хитросплетениях, заключил Дармен Садвакасов.

*Партнерский материал подготовлен совместно с Dasco Consulting Group.


53839 просмотров

Президент Касым-Жомарт Токаев начал формировать команду

Отдельные назна­чения можно назвать знаковыми

Фото: Reuters

Сразу после инаугурации президент Казахстана взял курс на изменение своего окружения: в руководстве страны появились новые имена. Ряд назначений являются неожиданными и говорят о тенденции к новому подходу управления государством. 

Первым стало назначение руководителя администрации президента РК. Им стал опытный политик – 55-летний Бакытжан Сагинтаев. Несмотря на вынужденную отставку с поста главы кабинета министров в феврале 2019 года после критики Нурсултана Назарбаева в адрес правительства, он остался в руководстве страны. С 1 по 24 марта Сагинтаев являлся государственным секретарем РК, после чего на основании одного из первых указов Токаева возглавил президентскую администрацию. В день инаугурации статус Сагинтаева был подтвержден новым указом Касым-Жомарта Токаева. Аккаунтов в социальных сетях новый руководитель администрации президента РК не имеет.

На своем посту председателя КНБ Казахстана остался и Карим Масимов, один из тяжеловесов казахстанской политики. На руководящих позициях в государстве он находится уже 19 лет. В 2000 году, в возрасте 35 лет, Масимов был назначен министром транспорта и коммуникаций. Позже был министром экономики и бюджетного планирования и руководителем администрации первого президента, дважды возглавлял правительство страны. Пост председателя КНБ РК Карим Масимов занимает с сентября 2016 года. Имеет страницы в Facebook и Twitter, но большой активности там не ведет. В понедельник, 17 июня, полномочия Карима Масимова были расширены – указом президента к КНБ присоединили службу внешней разведки «Сырбар», которая ранее была самостоятельной структурой и подчинялась непосредственно президенту Казахстана.

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции стало только Агентством по делам государственной службы. Национальное бюро по противодействию коррупции получило статус агентства, непосредственно подотчетного президенту страны. Председателем Агентства по делам государственной службы стала 49-летняя Анар Жаилганова, которую публичной личностью назвать трудно. Вероятнее всего, это связано с ее прежними должностями. В прошлом она была судьей Южно-Казахстанского областного суда. В период с 2004-го по 2008 год являлась судьей Верховного суда РК, а затем до 2016 года – членом Конституционного совета. До последнего времени была депутатом мажилиса парламента от партии Nur Otan. В социальных сетях страниц Анар Жаилгановой не замечено. 

politica.jpg
Иллюстрация: Анна Рахилькина

Главой Антикоррупционной службы назначен Алик Шпекбаев. 61-летний председатель Агентства по противодействию коррупции является кадровым полицейским и никогда не менял рода своей деятельности. В общенациональном масштабе Шпекбаев стал известен в 2003 году, когда был назначен вице-министром внутренних дел РК. Возглавляет борьбу с коррупцией в стране с 2014 года. С 2017 года являлся председателем Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции. У него есть страницы в Facebook и Twitter, которые регулярно обновляются.

В соответствии с указом Касым-Жомарта Токаева в стране появился и новый министр образования и науки. Находящуюся под самым пристальным вниманием общественности государственную структуру возглавил Асхат Аймагамбетов. На пост министра 37-летний учитель истории по образованию перешел с должности заместителя акима Карагандинской области, которую занимал чуть меньше полугода. До последнего момента наивысшим достижением Аймагамбетова на государственной службе был пост вице-министра образования и науки в период с августа 2017-го по январь 2019 года. У нового министра образования есть страница в Facebook, и он ее регулярно обновляет. 

Новым министром культуры и спорта стала 55-летняя Актоты Раимкулова, которая с 2016 года занимала пост вице-министра и более известна как композитор и автор немалого количества музыкальных композиций. Информации о деятельности Актоты Раимкуловой в деловых и общественно-политических изданиях практически нет. Тогда как в СМИ, освещающих события в области культуры и искусства, сообщений о творчестве Раимкуловой можно встретить еще с конца 90-х годов. Страниц в социальных сетях у Актоты Раимкуловой не замечено.

В команду Токаева также вошел 40-летний Магзум Мирзагалиев. В недавнем прошлом вице-министр нефти и газа, а затем заместитель министра энергетики Казахстана стал во главе образованного на основании указа президента страны Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. У Мирзагалиева три высших образования, два из которых по специальности «Экономист-международник».

В рамках «дальнейшего совершенствования системы государственного управления» было реорганизовано Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности. Обновленное ведомство стало более гражданским и отныне называется Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Вероятно, по этой причине имя главы реорганизованного министерства стало известно не сразу. В итоге свой портфель сохранил 46-летний Аскар Жумагалиев. У него четыре высших образования, в том числе и военного инженера. Ранее Жумагалиев возглавлял Министерство связи и информации, а также Министерство транспорта и коммуникаций. Кроме того, руководил АО «Казахтелеком» и НАК «Казатомпром». В период с августа 2017 года по февраль 2019 года был заместителем премьер-министра.

Новым руководителем управления делами президента Казахстана стал 49-летний Ерлан Баттаков. Июньским указом Касым-Жомарт Токаев подтвердил должность Ерлана Баттакова, которую он занял в марте 2019 года. До этого он с 2017 года являлся первым замом управделами президента РК. Свою первую должность в управлении – заведующего финансово-аналитическим сектором отдела планирования и финансирования бюджетных программ – Баттаков получил еще в 2007 году. Какой-либо активности Ерлана Баттакова в социальных сетях не наблюдается. 

Новым начальником службы государственной охраны Казахстана назначен 51-летний генерал-лейтенант национальной безопасности Ануар Садыкулов, именно он теперь руководит обеспечением безопасности первых лиц страны и объектов государственной значимости. Последние пять лет Садыкулов возглавлял спецслужбу особого назначения «Арыстан», одновременно являясь заместителем председателя КНБ Казахстана. Поскольку Садыкулов служит в структурах национальной безопасности Казахстана с 1992 года, неудивительно, что публичных аккаунтов в социальных сетях у него нет. 

Касым-Жомарт Токаев сменил нескольких акимов. В день инаугурации нового акима получила столица страны. Вместо Бахыта Султанова, которого информированные источники сразу же назвали будущим министром торговли (что и произошло), находить общий язык с населением будет 41-летний Алтай Кульгинов. Кульгинов стал первым из акимов, который призвал население общаться с ним через социальные сети Facebook, Twitter и Telegram.

Новым акимом ЗКО стал 49-летний Гали Искалиев, до этого занимавший пост замакима. Это первая высокая руководящая должность Искалиева. До возвращения в свою родную Западно-Казахстанскую область он был заместителем акимов Жамбылской и Актюбинской областей, а в период с мая 2018-го по январь 2019 года возглавлял столичное управление регенерации городской среды. Обнаружить страницы Гали Искалиева в социальных сетях не удалось. 

Сменился аким и в Мангистауской области – вместо 56-летнего Ералы Туржанова новым руководителем области стал 55-летний Серикбай Трумов. Любопытный факт: в отличие от других областных акимов Трумов за пределами Мангистауской области никогда не работал. Свою государственную службу он начал в 2004 года с должности акима Тупкараганского района. Позже был заместителем акима Мангистауской области, руководителем городских администраций Актау и Жанаозена. Последняя его должность – спикер областного маслихата, которую он занимал с 2017 года. Аккаунтов в социальных сетях не имеет.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций