Перейти к основному содержанию


75 просмотров

Алматы - безопасный город: новые решения

Что делается для обеспечения безопасности жителей Алматы?

фото: shutterstock.com

О необходимости качественного преобразования работы правоохранительных органов в своем ежегодном послании сказал глава государства. О том, как проходят эти реформы в южной столице, и что конкретно делается для того, чтобы повысить уровень безопасности горожан, рассказала председатель правления АО «Центр развития города Алматы» Жанна Тулегенова.

– В последнее время казахстанцев все больше беспокоят вопросы общественной безопасности, но при этом они проявляют все меньше доверия к работе правоохранительных органов. Что, на Ваш взгляд, можно и нужно сделать, чтобы переломить сложившуюся ситуацию?

– В эту работу не может быть вовлечена одна только полиция. К этому должно быть подключено само общество. И мы, как Центр развития Алматы, который реализует реформы по различным направлениям, задались и вопросами безопасности. Но, прежде, мы должны были понять, что именно нужно менять и на что сделать упор, чтобы достичь максимального эффекта.

У нас есть послание главы государства, где конкретно сказано о необходимости качественного преобразования работы правоохранительных органов. Есть программа «Алматы 2020», обсужденная с горожанами в 2015 году, где одним из ключевых направлений является создание безопасного города.

И основываясь на этих документах, мы инициировали ряд конкретных действий, направленных на улучшение ситуации с безопасностью горожан. Каждое наше действие мы называем «шагом навстречу безопасному городу».

Пока мы сформировали программу из 17 шагов, но надеемся, что уже в скором времени речь пойдет о 35 шагах, а спустя год-два – о 50 шагах. Мы фиксируем каждый шаг и подвергаем тщательному анализу результаты.

– И на что вы обратили внимание в первую очередь?

– Первым шагом, который был реализован еще в прошлом году, стало улучшение работы операторов службы «102». Раньше поступало большое количество жалоб от населения по поводу того, что в полицию невозможно дозвониться.

Акимат города и общественность провели тщательный анализ, разобрали архитектуру системы службы «102» и выявили корень проблемы, что позволило сразу принять ряд определенных мер. В частности, доработаны функции call-центра на цифровой станции Coral FlexiCom R800, число операторов увеличено в 1,7 раза – с 32 до 56, их зарплата возросла почти в 3 раза – с 32 до 92 тыс. тенге. Это обеспечило качественный набор персонала службы «102».

В итоге к концу сентября прошлого года, то есть за три недели, интервал дозвона до оператора сократился с двух минут до 5–15 секунд, и жалобы со стороны населения прекратились. Стоит отметить, что все эти мероприятия проведены за счет внутренней экономии департамента полиции без привлечения дополнительных бюджетных средств.

– Горожане также высказывают немало претензий по поводу затрудненного доступа в здания УП. Решается ли эта проблема?

– Действительно, проблема длительного ожидания приема граждан, решивших обратиться в полицию, достаточно актуальна. Поэтому с октября прошлого года мы в департаменте полиции города и районных управлениях начали строительство 12 фронт-офисов с комфортными условиями для посетителей, круглосуточным режимом работы и рабочим местом для процессуального прокурора. На эти цели из местного бюджета выделено 425 млн тенге.

Первый фронт-офис полиции уже открылся в Турксибском районе, и сейчас на его примере мы стараемся предусмотреть и исправить все возможные недочеты.

Работа выстроена по принципу ЦОНа, имеется дежурный консультант – посетителю, обратившемуся с заявлением или за консультацией, не нужно заходить в здание УП, так как следователи или оперуполномоченные сами ведут прием. Также предусмотрены детская игровая площадка, санузел и камера хранения. Окончание строительства фронт-офисов планируется
в первом полугодии текущего года.

– Насколько мне известно, подобный фронт-офис уже работает в здании городского следственного изолятора…

– Оптимизация процесса приема посетителей в здание следственного изолятора – это еще одна инициатива. Анализ показал, что ежедневно объект посещают около 160 человек – адвокаты, общественные защитники, следователи и др. И все они сталкивались с проблемами длительного ожидания на улице, прохождения трех разноудаленных проверочных постов, с отсутствием санузлов, камер хранения.

В октябре прошлого года эти проблемы были обсуждены на заседании межведомственной комиссии, и уже в начале января этого года был сдан в эксплуатацию новый фронт-офис, где созданы комфортные условия для посетителей. В итоге время прохождения всех процедур (ожидание, досмотр и пр.) сократилось с одного часа до 20 минут.

Сейчас фронт-офис – единственный вход в это учреждение. Он оснащен видеокамерами и другими системами контроля, здесь же проводится досмотр посетителей и самих сотрудников. Это значительно снизило риск передачи запрещенных предметов.

– Число автомобилей в городе растет из года в год, и все их нужно регистрировать, перерегистрировать, получать госномера и т. д. Хватает ли в Алматы специализированных ЦОНов?

– Первый спецЦОН открыт в Алатауском районе в 2013 году. За 6 лет город значительно вырос. И если изначально спецЦОН был рассчитан на 500 посетителей в сутки, то к 2018 году фактически обслуживал 2,5 тыс. Открытие второго спецЦОНа в 2016 году в Турксибском районе ситуацию не улучшило – из-за отсутствия автодрома он предоставлял ограниченное количество услуг.

Поэтому в декабре прошлого года открылись два дополнительных спецЦОНа в Наурызбайском и Жетысуском районах. Причем последний из них обустроили на пустующем втором этаже обычного ЦОНа, что не потребовало серьезных вложений денежных средств. Все это позволило разгрузить Алатауский спецЦОН сразу на 30%. А совсем недавно начал работу пятый спецЦОН, открывшийся в ТЦ «Жетысу-Семиречье» в Медеуском районе.

При этом сведена к минимуму практика оказания незаконных посреднических услуг, которые и существовали в основном благодаря перегруженности спецЦОНа.

– Какие еще новшества помимо обустройства фронт-офисов в УП и спецЦОНов удалось воплотить в жизнь?

– Упрощена система выдачи рабочих виз иностранным гражданам. В августе прошлого года был открыт первый Центр миграционных услуг по выдаче разрешений на трудовую деятельность иммигрантам. Тем самым сокращены риски коррупционных проявлений и созданы комфортные условия для привлечения иностранных компаний. За четыре месяца выдано почти 8,5 тыс. разрешений. Срок выдачи сократился в 40 раз – с пяти рабочих дней до одного часа. Раньше компаниям, которые хотели привлечь на работу иностранных специалистов, приходилось обращаться в местное управление полиции, тратить много времени на прохождение всех бюрократических процедур. Теперь эти услуги они получают быстро и в комфортных условиях.

– Судя по высказываниям в соцсетях, алматинцев волнует ситуация со штрафной стоянкой, были жалобы на непрозрачность процедур и хищения запчастей. Какая работа ведется в этом направлении?

– В августе прошлого года мы провели опрос на портале общественной приемной акимата Open Almaty для выявления проблем работы штрафстоянок. По данным опроса, одни автовладельцы не знают, куда звонить и где именно забирать свои машины, если они эвакуированы на штрафстоянку, другие жаловались на отсутствие должного присмотра за авто, помещенными на штрафстоянку, и практически каждый назвал процедуру возврата авто длительной, забюрократизированной и создающей коррупционные риски.

Для исключения этих проблем в сентябре открыли штрафстоянку «Кок Жиек» на 5,5 га, вмещающую до 2,5 тыс. автомобилей. Для этого из бюджета города было выделено 415 млн тенге.

С помощью жителей мы изменили бизнес-процессы – оформление протоколов, оплата и снятие штрафов осуществляются по принципу одного окна сразу на территории штрафстоянки. Теперь авто можно забрать в течение одного часа, тогда как раньше эта процедура могла занимать несколько дней. Для исключения краж, разбора машин и коррупционных проявлений среди сотрудников установлена система безопасности – 56 камер и охранная сигнализация.

Нарушившие ПДД должны нести ответственность, но при этом все процедуры должны быть понятными, прозрачными и исключать коррупционные риски.

В настоящее время по вопросам возврата автотранспорта со штрафстоянки горожане обращаются на пульт «102». Вместе с этим разрабатывается алгоритм создания единого call-центра «112», где горожане смогут получить информацию по эвакуированному автотранспорту.

– Что делается для обеспечения безопасности на дорогах?

– Активно внедряется аналитическая система выявления нарушений скоростного режима RoadScanSpeed (средняя скорость), которая позволяет не только выявлять водителей, нарушающих скоростной режим, но и определять основные рисковые зоны, где необходимо «успокоить» движение. Задачей системы является выявление фактов нарушения скоростного режима на основании расчета времени проезда автотранспортных средств от точки А до точки Б.

Так, в декабре только за первые сутки после установки системы было выявлено больше тысячи нарушений на ул. Саина, пр. Аль-Фараби и ВОАД. Под камерами или фотофиксаторами водители, как правило, сбрасывают скорость, а затем снова едут под 120 км/ч.

Мы уверены, что снижение скорости с 80 до 60 км/ч значительно сократит количество ДТП со смертельным исходом и ранениями на дорогах.

Для достижения нулевого уровня смертности и серьезного травматизма на дорогах будет внедрена программа дорожной безопасности Vision Zero, которая решает обширный комплекс задач: от снижения скоростного режима до создания искусственных неровностей и других ландшафтных и инженерных решений, призванных вынуждать водителя снижать скорость. Впервые в странах СНГ эту систему опробовали в Минске, и за несколько лет количество ДТП на дорогах снизилось в 6 раз.

– Не могли бы вы рассказать подробно и о системе «Жолак», установленной на городских автобусах для видеофиксации нарушений ПДД?

– Система работает с 15 января 2019 года. Ее главная цель – искоренение практики выезда автомобилей на полосы, выделенные для общественного транспорта, нарушения правил парковки вдоль проезжей части и других нарушений, в том числе совершаемых самими водителями общественного транспорта.

На эти цели из средств городского бюджета выделено около 104 млн тенге, и сейчас в 50 автобусах и троллейбусах стоят фото- и видеокамеры, которые фиксируют все нарушения. И сегодня мы видим, что этот проект уже начал давать результаты, и количество нарушений ПДД снижается день ото дня. А автомобилисты, видя автобус или троллейбус, уже знают, что это, по сути, передвижная видеокамера, и стараются не нарушать. В общем, профилактическая роль этого нововведения очень значительна, и могу гарантировать, что мы будем увеличивать количество единиц общественного транспорта, задействованных в этом проекте.

– Уже несколько месяцев алматинских автомобилистов будоражат различные слухи о внедрении в городе системы «Сергек». Какова ситуация на самом деле?

– Первые 110 постов фото- и видеофиксации были установлены еще в 2012 году. До конца февраля мы ожидаем выхода проектно-сметной документации и уже весной планируем начать монтаж еще 142 постов по корейской технологии. Кроме того, за счет экономии запланирована установка дополнительных постов, созданных по казахстанской технологии, и являющихся аналогом системы «Сергек», установленной в Астане.

Все это делается для повышения дисциплины водителей. Например, сейчас много нарушений происходит на ул. Толе би, пр. Абая, ул. Момышулы. И хотя там установлено ограничение скорости до 60 км/ч, фактически никто это требование не соблюдает. А установка дополнительных постов видеофиксации позволит «успокоить» движение на этих участках и ежегодно сохранять сотни человеческих жизней.

– Уже не раз говорилось о том, что количество видеокамер в городе планируют увеличить не только на городских дорогах, но и в жилых массивах. Как продвигается эта работа?

– В целом за все предыдущие годы в городе установлено более 116 тыс. камер видеонаблюдения. И 92% из них установлены во дворах, подъездах, подземных переходах, кафе, ресторанах и т. д. Причем сделано это без привлечения бюджетных средств, за счет самих жителей многоквартирных домов и представителей частного бизнеса.

Программа «Безопасный двор» была запущена в октябре прошлого года, направлена она на интеграцию видеопотока с городских видеокамер в районные управления полиции. И уже более 4 тыс. видеокамер подключено к системе с функциями охранной аналитики.

Все это позволяет сотрудникам полиции без траты времени на запрос не только осуществлять поиск по имеющимся видеоданным, но и предотвращать преступления.

Например, в прошлом году использование камер наружного наблюдения позволило раскрыть 1359 преступлений (в том числе около 800 краж), а также выявить более 14 тыс. административных правонарушений.

– Планируется ли внедрение специальных видеокамер, оснащенных функцией распознавания лиц?

– Да, в городе реализуется проект «Система видеомониторинга мест массового скопления граждан». В рамках проекта планируется установить 1 тыс. цифровых камер повышенной точности. Они будут расположены в отдельных общественных местах города, а полученное изображение будет поступать в центр оперативного управления департамента полиции Алматы. На это уже выделено 8,6 млрд тенге из городского бюджета, в ближайшее время объявим конкурс и начнем установку этих видеокамер. Это значительно усилит возможность оперативного реагирования полиции на совершаемые правонарушения и преступления в городе.

В настоящее время рассматривается возможность внедрения программного обеспечения распознавания лиц по казахстанской, белорусской и японской технологиям. Планируется предварительный запуск указанного ПО в тестовом режиме в этом месяце. Данное программное обеспечение даст возможность поиска лиц, причастных к совершению преступлений, находящихся в розыске, а также фиксации мест появления лиц, находящихся в криминалистических базах полиции.

– Генеральной прокуратурой РК был запущен проект перевода уголовных дел небольшой и средней тяжести в электронный формат. Насколько готовы к этому полицейские Алматы?

– В этом году мы планируем полный перевод уголовных дел по преступлениям средней и небольшой тяжести в электронный формат. На этот проект выделено 350 млн тенге. Все необходимое оборудование закуплено в декабре, и сегодня полиция города уже полностью им укомплектована.

По прогнозам, цифровизация позволит ежегодно вести свыше 50 тыс. уголовных дел только в Алматы. Это сократит сроки расследования, исключит факты укрытия преступлений, утери документов расследования и внесения в них изменений.

На сегодня в электронном формате ведется более 3 тыс. уголовных дел и нет ни одной жалобы на то, что где-то что-то забыли, какая-то экспертиза потерялась или была осуществлена подмена документов.

– А как обстоят дела с ведением административных протоколов в электронном формате?

– Проект единого реестра административных производств для всех подразделений местной полиции запущен с января этого года. В декабре прошлого года приобретено 1055 мобильных принтеров и 1155 планшетных компьютеров на общую сумму 193,1 млн тенге. В результате на 100% необходимой техникой оснащены сотрудники местной полицейской службы и дорожно-патрульной полиции. По аналогии с «Е-Уголовное дело» данный проект исключает коррупционную составляющую, а также возможность утери протоколов административных правонарушений и внесения в них изменений.

На планшетных компьютерах установлено мобильное приложение «Ориентировка», позволяющее патрульным незамедлительно получать информацию об изменениях оперативной обстановки, а также обеспечивающее доступ к поиску информации о разыскиваемых людях и автомобилях. Также полицейские могут получать доступ к различным базам данных. Например, есть ли у остановленного ими водителя автостраховка, не лишен ли он водительских прав и является ли хозяином данной машины. То есть полицейским даже не нужно требовать у него документы – они и так все видят в электронном формате.

– Правда ли, что в Алматы хотят объединить вызов всех экстренных служб на один телефонный номер?

– Действительно, сейчас разрабатывается алгоритм создания Единой дежурной службы «112». Данный сервис должен объединить все экстренные городские службы: противопожарную службу – «101», полицию «102» и скорую помощь «103». То есть передача информации и вызов сотрудников этих служб будет осуществляться по принципу одного окна, что позволит на 100% исключить занятость линий оперативных служб, сократить время приема и обработки вызовов, а также повысить уровень доверия граждан к оперативным службам.

– В последнее время участились сообщения о различных преступлениях и правонарушениях, которые происходят в увеселительных заведениях Алматы. Решается ли как-то этот вопрос?

– В Алматы более 400 клубов, кафе, баров и ресторанов. Мониторинг событий за 2018 год показал, что наиболее часто происшествия происходят в 22 заведениях и на прилегающих к ним территориях, за указанный период поступил 1251 вызов, из них 792 связаны с драками и нарушением общественного порядка, совершено 357 преступлений.

Сегодня перед владельцами таких заведений поставлен вопрос обязательного использования лицензированной охраны. Ведется работа по увеличению количества цифровых камер видеонаблюдения как внутри помещений, так и на прилегающих территориях, с интеграцией их с ЦОУ и установкой тревожных кнопок

– Правда ли, что в Алматы хотят построить какой-то особый центр для содержания нелегальных иностранных мигрантов?

– Как показывает практика, иногда иностранцы, проживая в нашей республике, нарушают действующее миграционное законодательство, согласно которому мы обязаны их задерживать и создавать адекватные условия содержания нелегалов в соответствии с международными стандартами.

Для этого планируется выделить отдельное здание на территории города общей площадью примерно до 1 тыс. кв. м, рассчитанное на 50 койко-мест. Предусмотрены отдельные комнаты для мужчин, женщин и женщин с детьми. На территории центра будут обустроены прогулочный дворик, столовая, комнаты для оказания медицинской помощи, здание администрации и хозяйственный блок – прачечная, склады и т. д.


7153 просмотра

Почему в Кыргызстане революции не будет

Алмазбеку Атамбаеву грозит пожизненное лишение свободы

Фото: Reuters

Бывший президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сдался властям. Еще неделю назад он был свидетелем по делу о коррупции – сейчас обвиняемый по особо тяжким статьям, санкции по которым грозят ему пожизненным лишением свободы. Политический кризис миновал, но как долго продлится затишье? 

Столица на осадном положении

Мы въехали в Бишкек почти за полночь. К этому моменту бывший президент Алмазбек Атамбаев уже несколько часов давал показания следователям ГКНБ. В городе не работали круглосуточные магазины, банкоматы и обменные пункты. С большим трудом мы нашли один, неподалеку от столичного почтамта. Сотрудник обменника сидел за двумя решетками и бронированным стеклом. Сказал, что с такой защитой не страшно, да и как упустить возможность остаться без конкурентов в радиусе нескольких километров. 

Многие кафе и рестораны тоже закрылись. Окна некоторых из них владельцы предусмотрительно задрапировали фанерными листами. Город готовился к беспорядкам. Но организованного и массового выступления сторонников экс-президента не произошло. Кое-где на дорогах встречались разбросанные камни, битые автомобильные стекла, перевернутые мусорные баки посреди проезжей части. Небольшие группы оппозиционеров, в подавляющем большинстве молодые парни, перемещались по городу, пытались строить баррикады, но милиционеры рассеивали их шумовыми гранатами и слезоточивым газом. Значительная часть манифестантов стала собираться на центральной городской площади Ала-Тоо – там, где их лидер еще утром объявил бессрочный митинг. Правительственный квартал (рядом парламент, здание правительства и Верховный суд республики) дважды становился центром революций в Кыргызстане.

Но в ту ночь там собралось, по самым оптимистичным подсчетам, не более 700 человек. К трем часам утра милиционеры очистили площадь. На следующий день уже ничего не напоминало о ночных столкновениях, город зажил своей обычной жизнью. 

Присел на дорожку 

По подсчетам Генеральной прокуратуры, ущерб от ночных беспорядков обойдется муниципальному бюджету в 6,9 млн сомов (почти $100 тыс.). Во сколько выступление его сторонников обойдется самому Атамбаеву, тоже уже понятно. В результате двухдневного противостояния с властями в родовом селе бывшего президента Кой-Таш и Бишкеке пострадали 170 человек. Один сотрудник милиции был убит. С учетом уголовного дела о коррупции, по которому Атамбаев еще неделю назад проходил в качестве свидетеля (после задержания бывшему президенту поменяли статус на обвиняемого), ему предъявлены обвинения еще по нескольким «тяжелым» статьям. Среди них «массовые беспорядки», «захват заложников», «насилие в отношении сотрудников правоохранительных органов», «убийство» и «покушение на убийство». Вполне вероятно, экс-президент может стать фигурантом еще одного уголовного дела – о попытке государственного переворота. По совокупности преступлений, в которых уже обвиняется Алмазбек Атамбаев, ему грозит пожизненное заключение. На часть его активов наложен арест. 

«Это закономерный итог оппозиционной деятельности Атамбаева. За последний год он потерял много сторонников как в среде элиты, так и среди простых граждан, в том числе из-за своих резких заявлений о кандидатах и регионах, которые они представляли во время президентской избирательной кампании. Возможно, если бы он добровольно явился по повестке и не пошел на открытый конфликт с действующей властью, то ничего бы этого не было», – считает председатель клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков.

Один из сторонников бывшего президента, член политсовета Социал-демократической партии Кыргызстана Адиль Турдукулов не согласен с тем, что Алмазбек Атамбаев растерял свой политический капитал, хотя и признает: люди не готовы и не хотят новой революции.

«Я думаю, что Атамбаев рассчитывал на более широкую поддержку. Но кыргызстанцы действительно отчасти разочаровались итогами предыдущих революционных протестов. Они видят, что меняются президенты, но, по сути, элита остается та же. Это даже не столько разочарование в Атамбаеве, сколько в целом в институтах власти как таковой. Я не могу сказать, что социально-экономическое самочувствие граждан сильно ухудшилось за эти годы, но то, что оно не стало заметно лучшим, – это факт», – подчеркнул Турдукулов.

Экономика должна быть

На фоне растущего недоверия кыргызстанцев, если верить спикерам, к институтам власти приток иностранных инвестиций в страну все же растет. С 2005 года их общий объем увеличился более чем в три раза – с $2,2 млрд до $6,9 млрд в 2018 году. Лишь во время политического кризиса 2010 года приток зарубежных капиталов показывал заметную отрицательную динамику, сократившись на 25%. При этом на долю прямых иностранных инвестиций (ПИИ) приходится всего $0,9 млрд. 

По итогам прошлого года Казахстан занял четвертое место в числе главных инвесторов экономики Кыргызстана после Канады, России и Китая. Если вышеперечисленные государства нарастили объемы ПИИ, то Казахстан, напротив, сократил их в два раза. Одной из возможных причин эксперты называют заявления Алмазбека Атамбаева во время предвыборной гонки в адрес руководства РК. 

По числу действующих в стране предприятий с иностранным участием Казахстан занимает тоже четвертое место после Китая, Турции и РФ. Из более чем 200 различных юридических лиц, которые частично или полностью принадлежат казахстанцам, не менее десяти входит в число крупнейших налогоплательщиков Кыргызстана. По данным Государственной налоговой службы, в прошлом году только «Нур Телеком» и Кантский цементный завод (ТОО «Visor Holding»), Sky Mobile (бренд Beeline), Оптима Банк («дочка» АТФ Банка), «КАЗ Минералз Бозымчак», RG Brands Кыргызстан, ЗАО «БТА Банк», «Технодом Оператор», «Алматинские конфеты» (АО «Рахат») и «Альянс Алтын» (40% золотого рудника «Джеруй» контролирует совладелец ENRC Алиджан Ибрагимов) заплатили в бюджет $50,6 млн. Это более 5% всех налоговых поступлений от юридических лиц в стране. 

«Не думаю, что сейчас кто-то внутри страны и за ее пределами заинтересован в новом витке конфликта – ни местному бизнесу, ни зарубежным инвесторам, ни политикам это не нужно. Учитывая, что только иностранные инвестиции превышают почти в три раза годовой бюджет страны, люди, которые вкладывают в Кыргызстан свои средства, рассчитывают на какие-то прозрачные правила игры, на предсказуемость и просчитываемую логику процессов», – считает представитель одной из крупных зарубежных компаний, работающих на кыргызском рынке.

Примечательно, что политический кризис в Кыргызстане не повлиял на график очередного заседания межправительственного совета Евразийского экономического союза, который состоялся на следующий день после ареста Атамбаева на Иссык-Куле. По мнению Игоря Шестакова, встреча премьеров пяти стран ЕАЭС – тоже своего рода поддержка действующей власти и сигнал ее оппонентам. При этом эксперт отмечает, что сам по себе арест Атамбаева не означает, что подобный кризис не может повториться. 

«Сейчас была разрешена конкретная ситуация. Но нужно понимать, что страна входит в предвыборный период. В следующем году состоятся выборы в парламент, и вероятность того, что кто-то из политиков решит набрать себе политические очки, каким-то образом переключить внимание общества от текущих проблем на локальные конфликты, сохраняется. Насколько это будет эффективно, зависит от действующей власти, как она будет решать социально-экономические проблемы и как будет выстраивать диалог с элитами», – резюмировал г-н Шестаков.

Страна политического шторма

Периодически возникающие политические кризисы делают Кыргыз­стан самой неспокойной страной постсоветского пространства.

Кыргызстан давно называют островком демократии в Центральной Азии. Во многом это связано с наличием активного гражданского общества и большого числа оппозиционных политиков. Достаточно сказать, что на последних парламентских выборах за места в однопалатном Жогорку Кенеше боролись представители 14 политических партий. С момента обретения Кыргызстаном независимости Минюст этой страны официально зарегистрировал 223 политических объединения. Большая часть из них до сих пор периодически напоминает о своем существовании. Количество же политизированных неправительственных организаций значительно больше – по разным оценкам, в Кыргызстане работают от 16 до 18 тыс. НПО. 

Важный нюанс кыргызской действительности – условное разделение страны на юг и север, которое оказывает влияние и на внутриполитическую ситуацию в стране. Оказавшись у власти, представители южных и северных областей начинают борьбу за право принимать важные политические решения и за контроль над финансовыми потоками. Для достижения своих целей и южане, и северяне регулярно используют протестные настроения населения в виде организации практически неконтролируемых забастовок, митингов и шествий. Периодически эта практика приводит к жестким столкновениям.

Аксыйские события

В январе 2002 года Азимбек Бекназаров публично выступал за пересмотр соглашения по демаркации кыргызско-китайской границы, которое считал несправедливым. Его заявления осложнили отношения с Китаем. В администрации президента Аскара Акаева находят повод для ареста активного депутата – оправдание совершенного в 1995 году убийства, которое Бекназаров расследовал, будучи старшим следователем прокуратуры Джалал-Абадской области. Сторонники опального депутата по всей стране начали массовые акции протеста. 17 марта 2002 года началось шествие протестующих жителей Аксыйского района – они двинулись в сторону административного центра села Боспиек. Путь им преградили вооруженные милиционеры. Начавшиеся переговоры успехом не увенчались. Протестующие продолжили свой путь, в ответ милиция открыла огонь на поражение. В итоге погибли шесть человек, 30 участников демонстрации протеста получили пулевые ранения.

Последствия: премьер-министр Курманбек Бакиев уходит в отставку и примыкает к рядам оппозиции. В Кыргызстане растет число недовольных политикой Аскара Акаева. Через три года Азимбек Бекназаров становится генеральным прокурором.

Тюльпановая революция

27 февраля прошел первый тур выборов в Жогорку Кенеш. На следующий день представители оппозиции заявляют о массовых нарушениях в ходе голосования и фальсификациях при подсчете голосов. Аналогичные нарушения выявлены представителями и во втором туре 13 марта. Международные наблюдатели из ОБСЕ и Европарламента объявляют выборы нелегитимными. Оппозиционные Аскару Акаеву политические партии выводят своих сторонников на улицы городов, требуя отставки первого президента Кыргызстана. В Бишкеке, Оше, Джалал-Абаде и в других городах страны начинаются столкновения с правоохранительными органами, в результате которых получили ранения различной степени тяжести несколько сотен человек. Вечером 24 марта около 30 тысяч человек начинают штурм Белого дома в Бишкеке. 

Последствия: первый президент Кыргызстана Аскар Акаев и ряд членов правительства покидают страну. Вместе с ними из страны массово выезжает русскоязычное население. В течение месяца по всему Кыргызстану идут погромы, передел собственности. Соседние страны на несколько месяцев закрывают границы с Кыргызской Республикой. Новым президентом Кыргызстана становится бывший премьер-министр Курманбек Бакиев.

51645884.jpg

Апрельская революция

Очередное повышение цен на коммунальные услуги на фоне низкого уровня жизни дало оппозиции повод начать массовые акции протеста в Таласе, Нарыне, Бишкеке и в других городах Кыргызстана. Используя опыт предыдущей революции, протестующие стали массово захватывать здания городских и областных администраций, задерживая их первых руководителей. В отличие от Акаева Бакиев не отказывается от применения силы. Правоохранительные органы получают разрешение на применение огнестрельного оружия при необходимости. Это приводит к ожесточенным стычкам между силовыми структурами и сторонниками оппозиции во главе с Алмазбеком Атамбаевым. В результате только в столкновениях 7 апреля возле Белого дома в Бишкеке погибли 87 человек, около 1500 получили ранения.

Последствия: Курманбек Бакиев бежал из Бишкека в Ош, откуда при содействии Казахстана был вывезен в Беларусь, где и находится до сих пор. В Бишкеке и в других городах Кыргызстана прошла волна погромов, приведшая к очередному переделу собственности. Казахстан и Узбекистан на несколько месяцев закрыли свои границы с Кыргызской Республикой. Временным президентом страны была назначена Роза Отумбаева. Она возглавляла страну вплоть до президентских выборов 2011 года, победу на которых одержал Алмазбек Атамбаев. 

Ошские события

Сторонники Курманбека Бакиева во главе с лидером узбекской общины в Кыргызстане Кадыр­жаном Батыровым публично заявили о своем несогласии с итогами победы в апрельской революции. По этой причине в первой половине мая они захватили здания областных администраций в Оше, Джалал-Абаде и Баткене, объявив о создании временного правительства. Это породило недовольство среди кыргызов, которые заподозрили узбекское население в попытке присоединить приграничные области Кыргызстана к соседнему Узбекистану. Начались межэтнические столкновения, которые привели к массовым жертвам. Точное число погибших не установлено до сих пор. По предварительным данным, погибли свыше 800 человек. Пострадали около 2000 граждан, из которых 925 – от пулевых ранений.

Последствия: резко ухудшились отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном. По информации официального Ташкента, узбекская сторона приняла свыше 110 тыс. беженцев. Около 300 тыс. человек вынуждены была переселиться в другие населенные пункты Кыргызстана.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций