Перейти к основному содержанию
429483 просмотра

Политолог: В Казахстане могут пройти досрочные президентские выборы

Политологи считают, что активность казахстанской власти «косвенно сигнализирует о том, что что-то готовится»

Фото: shutterstock.com

Казахстанская власть может «сыграть на опережение» и назначить внеочередные президентские выборы из-за нестабильных цен на нефть и ситуации в социальной сфере, сообщает Интерфакс со ссылкой на мнение казахстанского политолога Данияра Ашимбаева.

«Если рассматривать практику проведения досрочных выборов в Казахстане, то они проводятся чуть ли не чаще, чем очередные. Это как бы и подтверждение легитимности системы, то есть дополнительно выражается всенародная поддержка системы с одной стороны, с другой стороны – это попытки раскрасить внутриполитическую и социальную сферы», - заявил Ашимбаев.

Вместе с тем он считает, что проведение досрочных выборов может быть желанием власти «просто сыграть на опережение».

«То есть, если ожидается ухудшение экономической конъюнктуры (...) в силу нестабильности цен на нефть, а также с учетом социальной политики правительства, то можно сыграть на опережение, проведя выборы тогда, когда шансов на более благополучный исход больше, нежели когда кризис разыграется в полную силу», - пояснил он.

«Безусловно, социальное положение ухудшается, и это, естественно, сказывается на отношении к власти. Выборы станут массированной госпропагандой для накачивания населения позитивом, либо для опережения негативных сценариев», - сказал политолог.

По его мнению, внеочередные президентские выборы могут состояться уже в начале 2019 года.

Последний раз выборы президента Казахстана прошли в апреле 2015 года. Срок полномочий избранного главы государства истекает в апреле 2020 года.

«В принципе, к выборам готовятся давно. Такие разговоры ходят не первую неделю или даже не первый месяц. Активно обновляются составы избиркомов. Президент последнее время взял активный режим, масса мероприятий, совещания по важным социальным вопросам. В стране все симптомы досрочных выборов. По срокам, я думаю, выборы пройдут в первом квартале следующего года», - сказал он.

Вместе с тем Д.Ашимбаев убежден, что на предстоящих выборах «нет смысла ожидать конкурента» действующему главе государства Нурсултану Назарбаеву.

«Контрэлиты как таковой у нас нет. Все оппозиционные партии давно развалились изнутри и снаружи. Скорее всего, будет сформирована конкурентная масса из трех-четырех официально одобренных кандидатов, плюс определенное количество городских сумасшедших, которые используют выборы для саморекламы. Исход выборов, в принципе, очевиден», - резюмировал он.

Другой политолог Расул Жумалы считает, что активность казахстанской власти «косвенно сигнализирует о том, что что-то готовится».

«Сложно что-либо прогнозировать и комментировать в части парламентских, либо президентских выборов в Казахстане с учетом нашей действительности и предыдущего опыта. Я бы оценил шансы (проведения досрочных президентских выборов) 50 на 50», - сказал Р. Жумалы.

По мнению политолога, «каких-либо явных признаков внеочередных выборов, с точки зрения классических версий, не просматривается».

«Но если принимать во внимание, что все парламентские и президентские выборы у нас были досрочными, то вполне возможно, что в 2019 году мы будем наблюдать то же самое», - отметил он.

«Ситуация в стране не очень простая. Государство находится в социально-экономическом кризисе, цены на нефть держатся на неудовлетворительном уровне, так или иначе сотрудничество в рамках ЕАЭС сильно буксует. Возможно, для того, чтобы не дожидаться ухудшения ситуации, как это было в предыдущие разы, может быть принято такое решение», - считает политолог.

«Активность, которую все мы наблюдали в конце лета, осенью, поездки по регионам, разные популярные решения, такие как повышение зарплаты, по жилищному строительству, снижение налогов – все это косвенно сигнализирует, что что-то готовится», - отметил он.

Н.Назарбаев, которому в этом году исполнилось 78 лет, - первый и единственный президент Казахстана. С 1991 года, когда республика обрела суверенитет, несколько раз побеждал на выборах главы государства, последний раз (на внеочередных выборах) - в апреле 2015 года, набрав 97,75% голосов избирателей. Нынешний срок его президентских полномочий истекает в апреле 2020 года.

В 2007 году парламент предоставил ему как первому президенту право баллотироваться на высший государственный пост неограниченное количество раз.

banner_wsj.gif

9549 просмотров

Четыре обещания Токаева

Законы, которые в той или иной степени должны их реализовать, уже приняты или находятся в стадии разработки

Фото: Akorda.kz

Перевод мирных собраний с разрешительного на уведомительный порядок, введение 30%-ных квот в предвыборных списках партий для женщин и молодежи, появление понятия «парламентская оппозиция» и снижение порога для регистрации партий – все это новеллы законов, подписанных президентом страны Касым-Жомартом Токаевым буквально за последние несколько недель.

Что поменялось в законах и где они почти не меняют сложившийся статус-кво, разбирался «Курсив».

От разрешительного к уведомительному

Еще в сентябре 2019 года, в первом для себя послании народу, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказался о митингах. По его словам, местным властям нужно «идти навстречу», если «мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан». Позднее, в декаб­ре 2019 года, на заседании Нацио­нального совета общественного доверия (НСОД) он выразил свою позицию еще четче: проведение митингов должно носить уведомительный характер.

Министерство информации и общественного развития взялось за разработку поправок в законодательство о мирных собраниях. Подход ведомства к организации и проведению митингов почти ничего не менял и был широко раскритикован. 

Например, из рабочей группы мажилиса парламента вышел директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис. Он готовил текст законопроекта с 2007 года, и именно этот документ был взят за основу, но окончательный вариант, по его словам, оказался другим. Правозащитник настаивал, что законопроект в предлагаемом виде не защищал права граждан на свободу выражения мнения в общественных местах.

Основные новеллы законопроекта включали следующее: если ранее нужно было подавать заявление в местные исполнительные органы власти, чтобы получить разрешение на проведение митинга, то теперь организатору собрания достаточно уведомить местные власти о планах провести собрание или пикет не позднее чем за пять дней до проведения мероприятия.

При этом места для собраний и митингов местные маслихаты определяют сами, а вот для одиночных пикетов ограничений нет, за исключением мест массовых захоронений или объектов транспортной инфраструктуры.

Кроме того, в законе появилась новая норма – «презумпция в пользу проведения собрания». Это означает, что при отсутствии обоснованных причин для ограничения или запрета на проведение собрания оно может состояться.

Что касается шествий и массовых демонстраций, то их все же нужно согласовывать. Однако новый закон сокращает срок подачи заявления организаторами с 15 до 10 рабочих дней, а срок рассмотрения – с 10 до 7 дней.

Редакцию законопроекта, которая прошла нижнюю палату парламента, критиковали за рубежом, в том числе ООН, Amnesty International, Human Rights Watch и многие другие организации.

В итоге сенат парламента вернул законопроект в мажилис, предложив свои изменения. Например, количество специальных мест для собраний и митингов в городах республиканского значения и центрах областей должно быть не менее трех, а с организаторов собраний сняли обязанность требовать, чтобы участники не скрывали своих лиц, потому как обеспечение общественного порядка – это компетенция органов внутренних дел. Кроме того, сенаторы предложили, чтобы вероятность нарушения работы транспорта или социальной инф­раструктуры не становилась больше причиной отказа в проведении мирных собраний. 

Мажилис предложенные изменения принял, президент подписал закон 25 мая. В своем новом виде законодательство о митингах стало, очевидно, либеральнее, хотя у местных властей осталось еще много законных поводов отказывать в проведении мирных собраний.

Обязательная квота

Новшество, которое казахстанцы увидят на предстоящих выборах в парламент и маслихаты, – это появление 30%-ных квот для женщин и молодежи в предвыборных списках партий.

О необходимости «стимулировать активный приход женщин в политику» и «приход в парламент и местные представительные органы молодежи» Токаев также заявил в декабре 2019 года на заседании НСОД.

Предложенный разработчиком законопроекта – Министерством юстиции – механизм квотирования слишком размыт. Еще в феврале, представляя концепцию документа на Межведомственной комиссии по законотворчеству, вице-министр юстиции Наталья Пан заявила, что право распределения 30%-ной квоты для женщин и молодежи оставляют «определять самим партиям».

Другой вопрос – это вероятность прохода квотированных кандидатов в окончательный состав органов представительной власти. Дело в том, что по закону, например, при подаче списков на выборы в мажилис парламента партии могут их формировать на полный состав нижней палаты.

Допустим, некая партия представила список на 100 позиций, из которых 30%, или 30 человек, составляют женщины и молодежь. Если по итогам выборов партия получит в палате 60 или 70 мест, то квотированные могут остаться за бортом.

Поэтому, похоже, все остается на откуп самим партиям. Сейчас в мажилисе парламента женщины составляют 26% от всего числа депутатов, а в маслихатах страны к началу года они занимали более 22% мест. Поэтому пространство для достижения гендерного равенства в законодательной власти Казахстана остается.

В парламенте появляется оппозиция 

В нижней палате парламента и ранее была оппозиция – это Коммунистическая народная партия Казахстана и Демократическая партия «Ак жол», которые позиционируются как противовес президентской партии «Нур Отан» и создают многопартийность. Правда, в нижней палате у них на двоих 14 депутатских мандатов на 107-местную палату.

Новый закон вводит понятие «оппозиция» в законодательное поле – ранее его не было. Появляется определение «парламентская оппозиция»: это политические партии, представленные в мажилисе, но не входящие в парламентское большинство и, как правило, выступающие по политическим и социально-экономическим вопросам с позицией, которая отличается от парламентского большинства.

Последние поправки в законодательство дают парламентской оппозиции право инициировать как минимум один раз за сессию парламентские слушания и не менее двух раз за сессию – правительственные часы. Кроме того, закрепляется возможность вносить альтернативные законопроекты к правительственным документам, с которыми они не согласны.

Также поправки гарантируют руководителю или представителю оппозиционных фракций право выступать на совместных заседаниях палат парламента, пленарных заседаниях мажилиса, заседаниях комитетов, рабочих групп, парламентских слушаниях и других мероприятиях, которые проходят в парламенте. Лидеры фракций регулярно выступали на подобных мероприятиях и ранее, хоть это и не было закреплено законодательно. 

20 тысяч – для регистрации партии

И последнее важное изменение – снижение порога для регистрации партий с 40 до 20 тыс. человек. Еще в сентябрьском послании народу Токаев заявлял, что видит свою задачу в том, чтобы «содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране».

Очевидно, поправка по снижению порога для регистрации партий подготовлена для предстоящих выборов в мажилис и маслихаты, так как они, по словам Касым-Жомарта Токаева, «должны способствовать дальнейшему развитию многопартийной системы в стране».

Изменение законодательства о партиях в его нынешнем виде похоже скорее на косметическое. Главная проблема в регистрации политических объединений, как не раз заявляли общественники, – это сама процедура. По закону для государственной регистрации в составе новой партии должно быть не менее 20 тыс. членов, которые представляют подразделения во всех областях, городах республиканского значения и столице с численностью не менее 600 членов в каждом из них.

Это, по словам политических активистов, остается значительным препятствием для появления новых партий, которые формируются в крупных городах. На начальном этапе своего становления у инициативных групп попросту нет административного ресурса и возможностей охватить все регионы страны. Потому и появление новых зарегистрированных политических движений затруднено. Изменение этого положения закона смогло бы реально преобразовать ситуацию с партийным строительством.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png