Депутаты мажилиса ратифицировали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря

Опубликовано
В документе закреплены базовые принципы деятельности прибрежных государств на море

Депутаты мажилиса ратифицировали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Конвенция является бессрочной. Документом определены и регулируются права и обязательства сторон в отношении использования Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство над морем. 

«За этим историческим событием стоят непростые переговоры, длившиеся более 20 лет: 5 каспийских саммитов, 7 совещаний министров иностранных дел каспийских государств, 52 заседания специальной рабочей группы по разработке конвенции. Как непосредственный участник переговорного процесса могу с уверенностью сказать, что делегациями прибрежных государств была проделана большая кропотливая работа над базовым документом с учетом интересов всех сторон», — отметил министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов.

По его словам, в документе закреплены базовые принципы деятельности прибрежных государств на море, права и обязательства сторон в отношении использования Каспия, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство над ним. Также разграничены национальные зоны, юрисдикции и суверенитет, порядок осуществления суверенных прав на недропользование, мореплавание, рыболовство, проведение морских научных исследований, вопросы сотрудничества в сфере безопасности. 

«Согласно конвенции решение вопросов, касающихся Каспийского моря, отнесено к исключительной компетенции прикаспийских государств и осуществляется на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и независимости, суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой, взаимного уважения, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга», — пояснил министр. 

Между тем, морская акватория разграничена на внутренние воды, территориальные воды, рыболовные зоны и общие водные пространства, где будут действовать разные правовые режимы. Так, территориальные воды устанавливаются шириной не более 15 морских миль, их внешние пределы имеют статус морских государственных границ. К территориальным водам примыкают 10 мильные рыболовные зоны, в которых каждое государство обладает исключительными правами на промысел биологических ресурсов. Рыболовство будет осуществляться на основе квот, применения согласованных норм и правил по регулированию воспроизводства биоресурсов и их использования. 

В то же время за пределами рыболовных зон сохраняется общее водное пространство. Вне морских государственных границ будет действовать свобода мореплавания для судов под флагами прибрежных стран. 

«Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторе осуществляется по договоренности сопредельных государств с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, то есть на основе отдельных соглашений между заинтересованными сторонами. 
«Экологическая система Каспия и все ее компоненты находятся под всемерной защитой и охраной. Любая деятельность в море не должна наносить ущерб окружающей морской среде и биологическому разнообразию», — резюмировал К. Абдрахманов.

В то же время в заключении профильного комитета мажилиса сказано, что в соответствии с Конвенцией, каждая Сторона предоставляет судам под флагами других Сторон, осуществляющим перевозку грузов, пассажиров и багажа, буксировку, а также спасательные операции, также свободного доступа в свои порты на Каспийском море, их использования для погрузки и выгрузки пассажиров, уплаты корабельных и других портовых сборов и использования услуг, предназначенных для судоходства и осуществления обычных коммерческих операций.

Читайте также