Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Море раздора: как поделят Каспий?

«Къ» попытался разобраться в «подводных течениях» Каспийской Конвенции

Море раздора: как поделят Каспий?

Море раздора: как поделят Каспий?

Лишь 22 года спустя главы пяти Прикаспийских государств 12 августа подписали Конвенцию по правовому статусу Каспийского моря. По мнению экспертов, можно кричать «ура», а вот в воздух чепчики бросать еще рановато. Издание «Къ» разбиралось в «подводных течениях» подписанной Конвенции.

Чтобы понять, что произошло 12 августа 2018 года на самом деле, необходимо для начала обратиться к истории. На протяжении 70 лет более 86 процентов Каспия контролировалось Советским Союзом. Данный факт был закреплен советско-иранскими договорами от 26 марта 1921 года и от 23 февраля 1940 года, которые вместе с тем предусматривали свободу судоходства по всей акватории Каспия, а также свободу рыболовства, запрещая его лишь на установленных десятимильных национальных рыболовных зонах. Кроме того, эти договоры запрещали плавание по Каспийскому морю как торговых, так и военных судов, которые не принадлежали Ирану или СССР. И поскольку это разделение Каспия было признано всеми государствами мира, каких-либо проблем на международном уровне у поделивших между собой самое большое озеро на планете двух стран абсолютно не возникало.

Начало большого передела

Кардинально ситуация изменилась в 1991 году, когда в результате развала Советского Союза на свои доли богатств Каспийского моря, где к тому времени были обнаружены огромные запасы нефти и газа, стали вполне законно претендовать новые независимые государства – Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Вот здесь и стали очевидны разногласия между странами, связанные с разными подходами к разделу ресурсов Каспия. Первыми еще в 1991 году с предложением разделить Каспийское море по-новому выступили Азербайджан и Туркмения. Баку и Ашхабад настаивали на делении морского дна по срединной линии с учетом межреспубликанских границ, очерченных во времена Советского Союза. Правда, в связи с началом активной разработки Азербайджаном группы шельфовых нефтегазоконденсатных месторождений Азери – Чираг – Гюнешли, Туркменистан потребовал корректировки прежних границ с учетом норм международного права. В Ашхабаде уверены, что в частности месторождение «Азери» (в туркменском варианте «Хазар». – «Къ») должно принадлежать туркменской стороне. Прежде всего, потому что оно на 60 километров ближе к восточному берегу Каспия, нежели к Азербайджану, который, кстати, с приобретением независимости вложил уже немало средств в освоение Азери – Гюнешли.

Позиция Казахстана

На первых порах Казахстан соглашался с азербайджано-туркменским вариантом деления ресурсов Каспия. Однако по мере развития разногласий между Баку и Ашхабадом свою позицию изменил, предложив пяти прикаспийским странам придерживаться Конвенции ООН по морскому праву образца 1982 года. И если бы инициатива Астаны нашла понимание в Ашхабаде, Баку, Москве и Тегеране, то на Каспийском море уже в начале 2000-х годов появились бы суверенные территориальные воды и непосредственно примыкающие к ним прилежащие зоны шириной в 12 миль (22, 2 км – «Къ») каждая. Кроме того, каждая из пяти прикаспийских стран получила свою исключительную экономическую зону шириной в 200 миль (370,4 км – «Къ») от береговой линии, внутри которой они имели бы суверенные права вести разведку и разработку природных ресурсов, а также создавать искусственные острова и сооружения, защищая их на основе международного права. Например, задерживать суда, вошедшие без разрешения в суверенную экономическую зону, привлекая их капитанов, экипажи и владельцев к ответственности, вплоть до уголовной.

Иранский интерес

Другое дело, что ни Россия, которая стала правопреемницей Советского Союза, ни Иран, с предложениями как Азербайджана и Туркменистана, так и Казахстана соглашаться не спешили. К примеру, после распада СССР Тегеран стал настаивать на том, что Дарьяе Хазар (Хазарское море – гидроним Каспию. – «Къ») является пусть и очень большим, но озером. По этой причине им было предложено поделить море-озеро между прикаспийскими странами на пять равных частей, используя его богатства по принципу кондоминиума. Прими прикаспийские страны предложение Тегерана, Иран увеличил бы свою долю на Каспии с 13,8 процента до 20 процентов. Помимо этого в Иране были категорически против заключения по Каспию двухсторонних договоров, особо подчеркивая, что ошибки при использовании внутреннего водоема могут привести к непоправимым последствиям экономического характера для других прикаспийских стран. Негативно относятся в Тегеране и к идеям прокладки по дну Каспия различных трубопроводов и телекоммуникационных кабелей, считая их угрозой для хрупкой экологии самого большого в мире внутреннего водоема. Причина этого негативного отношения – на поверхности: в отличие от Азербайджана, Туркменистана и Казахстана, Иран делает ставку на развитие в южной части Каспийского моря разведения осетровых рыб и производства особо ценной черной икры. Последний продукт без каких-либо ограничений и оглядок на санкции со стороны стран Запада Иран экспортирует за рубеж общим весом около 70 тонн ежегодно по средней цене в $1 500 за килограмм.

Что не устраивало Москву

Интересно, что против прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря длительное время выступала и Российская Федерация. Как и в Тегеране, в Москве ссылались на возможность экологической катастрофы, которая может произойти в результате неправильного их использования. Хотя ни для кого не было секретом, что таким образом Россия устраняет конкурентов «Газпрома» в виде перспективных Nabucco и Транскаспийского газопровода, через которые планировалась поставка природного газа из стран Центральной Азии в Восточную Европу. Явно не устраивала Россию и идея применения на Каспии положений Конвенции ООН по морскому праву, особенно в части создания 200-мильных экономических зон, которые перекрыли бы доступ ее самой мощной среди прикаспийских стран флотилии, состоящей из 29 военных кораблей, в южную часть Каспийского моря. Достаточно сказать, что расстояние между портами Баку и Туркменбаши составляет 304 км, тогда как минимальная ширина между западным и восточным берегами Каспия меньше еще на 100 км.

Не удивительно, что в условиях, когда ни одна из прикаспийских стран особо не желала отступать от своих первоначально занятых позиций, начавшаяся еще в 1996 году усилиями специальной группы на уровне заместителей министров иностранных дел работа по разработке Конвенции о правовом статусе Каспия растянулась на долгие 22 года. Соответственно ее подписание 12 августа 2018 года в Актау лидерами Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, которые определили, что Каспий является морем, а не озером, остающимся в общем пользовании сторон, где дно и недра делятся на основе договоров между соседними государствами на участки, эксперты «Къ» назвали серьезным прорывом. Правда, с некоторыми оговорками.

Взгляд из Узбекистана

«Учитывая серьезное внешнее давление и желание некоторых стран стать игроками на Каспийском поле, было изначально понятно, что определение правового статуса Каспийского моря будет достаточно долгим процессом, что легко не будет. Несколько раз подходили к тому, что вот-вот подпишем, но всякий раз давали задний ход. Скажу так, пока я не увидел официального документа, плохо верил, что и на этот раз это удастся. Но это удалось!, – заметил в беседе с «Къ» руководитель Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиер Эргашев, который, будучи сотрудником Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана, в период 1996-1999 гг. непосредственно анализировал ситуацию вокруг раздела Каспия. По мнению Бахтиера Эргашева, подписанная в Актау Конвенция, несомненно является серьезным компромиссом между договаривающимися сторонами. - Главное – документ подписан всеми главами прикаспийских государств. Это прорыв, это очень важно! Важно для всей Центральной Азии!», – подчеркнул аналитик из Узбекистана.

В частности одним из самых главных пунктов Конвенции о правовом статусе Каспийского моря Бахтиер Эргашев называет пункт 6 статьи 3. «В нем содержится очень серьезное заявление, под которым стоят подписи всех глав прикаспийских государств. Речь идет о недопустимости присутствия на Каспийском море вооруженных сил стран, не имеющих отношения к прикаспийским государствам. Теперь в случае попыток увлечения сотрудничества отдельных стран с нерегиональными силами, другие страны-соседи, подписавшие Конвенцию, всегда могут ткнуть в пункт 6 статьи 3», – отметил эксперт из Узбекистана. При этом он допустил, что игры с присутствием иностранных сил на Каспии хоть и пойдут на спад, но вполне вероятно потребуют заключения дополнительной Конвенции, где будет окончательно определен статус и возможное появление военных не из прикаспийских государств.

Еще одним важным пунктом достигнутых договоренностей в рамках подписанной в Актау Конвенции по правовому статусу Каспия Бахтиер Эргашев считает разрешение на строительство трубопроводов. «Появилась пусть и небольшая, но отдельная статья, которая регулирует все эти вопросы. В ней сказано, что стороны могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну Каспийского моря. То есть страны, которые хотели этим заниматься, теперь это право получили официально, – отметил узбекистанский эксперт. Другое дело, что здесь есть нюансы, на которые в беседе с «Къ» и обратил внимание Бахтиер Эргашев. - Там интересно сказано: вы можете прокладывать магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря при условии их соответствия экологическим требованиям и стандартам, включая положения рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря. А она говорит, что для этого требуется полный консенсус всех пяти стран региона. И вот здесь, если какая-либо из стран захочет проложить подводный трубопровод, думается, ей предстоит очень и очень долгий процесс согласования с соседями», – заметил собеседник «Къ».

Все еще будет

На вероятные сложности при начавшемся разделе богатств Каспия, несмотря на подписанную 12 августа 2018 года Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, указал в беседе с «Къ» и сотрудник аналитической службы Казахстанско-Германского университета, политолог Рустам Бурнашев. «С одной стороны, в самом широком смысле, очевидно, что Конвенция закрепляет некоторое общее для прикаспийских государств понимание основополагающих принципов и подходов к ситуации на Каспии. С другой стороны, и это тоже очевидно, что, во-первых, подписанная Конвенция – не единственный документ, регулирующий активность международных игроков на Каспии и их взаимодействие друг с другом. За последние годы была подписана серия документов. Например, в 2014 году Протокол о сохранении биологического разнообразия. Совсем недавно, 20 июля 2018 года, был подписан Протокол по оценке воздействия на окружающую среду, который вводит требование экологической оценки практически всех проектов на Каспии, в том числе – морской добычи углеводородов, трубопроводов и портов», – заметил Рустам Бурнашев. По его наблюдениям, подписанная 12 августа Конвенция закрепляет только самые общие принципы «раздела Каспия», не устанавливая при этом окончательные разграничительные линии. «Соответственно, переговоры по этому вопросу будут продолжаться и, скорее всего, не потеряют своей остроты. Иными словами, подписанная Конвенция решает вопрос Каспия только в нескольких сегментах и только на уровне фиксирования абстрактных принципов и подходов», – подчеркнул в беседе с «Къ» Рустам Бурнашев.

Закреплено окончательно

И все же ряд очень важных моментов подписанная 12 августа Конвенция по правовому статусу Каспийского моря, надо полагать, закрепила окончательно. Прежде всего речь идет о достигнутых договоренностях об установлении территориальных вод каждой из сторон шириной в 15 морских миль, к которым примыкает 10-мильная рыболовная зона. Кроме того, каждая прикаспийское государство получило исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования, а также разведку и разработку ресурсов дна и недр, как в своих территориальных водах, так и в своей рыболовной зоне. Кстати, интересная деталь: подписанная в Актау Конвенция подтвердила факт принадлежности Казахстану самой большой части Каспийского моря. Для информации: протяженность береговой линии Республики Казахстан на Каспии составляет 2 320 км, тогда как у Туркмении – 1 200, Азербайджана – 955, Ирана – 724, а у России, которая официально является правопреемницей Советского Союза – лишь 695 км.

Фото: Reuters


636 просмотров

Президент бастамаларын жүзеге асыру үшін қанша қаржы керек?

Мемлекет басшысының Қазақстан халқына Жолдауы бойынша есептеп көрдік

ҚР Президенті Қ.Тоқаев Қазақстан халқына Жолдау  жасайтынын 10 тамызда хабарлаған еді. Сол күні оның твиттерінде «2 қыркүйекке жоспарланған Халыққа Жолдауымда есірткі бизнесі, педофилия, жыныстық зорлық-зомбылық және жеке тұлғаға қарсы жасалатын басқа да ауыр қылмыстарға қатысты жазалау шараларын қатаңдату жөнінде Парламентке және Үкіметке тапсырмалар жүктеледі» деген ақпарат шықты. 

Бәрібір алдымен  саясат

Қ.Тоқаевтың Қазақстан халқына жолдауы тікелей эфирде көрсетілмеді. Президент сайлауында негізгі қарсыласы болған саясаткер және журналист Әміржан Қосанов жолдаудың тікелей эфирде көрсетілгені орынды және әсерлі болар еді деген пікірде. «Бұл – Қ.Тоқаевтың халық алдына осындай форматта алғаш шығуы. Қоғамның да бұл жолдаудан күткен үміті үлкен. Тікелей эфир Жолдау мәтінін жағымды қабылдауға да ықпал етер еді. Оның үстіне   Жолдауда көтерілген өзекті мәселелер көп. Ақорда қоғамның сұранысына жылдам жауап қатқысы келетіні байқалып-ақ тұр. Әрине, бәріне бірдей емес. Дегенмен біздің жағдайда бұл да прогресс», – деп  атап өтті Ә.Қосанов. 

Қасым-Жомарт Тоқаев өз жолдауында әзірге ел заңнамасын батыстық үлгімен либералдандырмайтын бірден байқатты: «Мен уәде еткен саяси жаңғыру үдерісі азаматтарымыз бен мемлекетіміздің мүдделеріне сәйкес, біртіндеп үздіксіз жүзеге асырылатын болады», – деді президент.

Сонымен қатар осы негізгі принцип аясында мемлекет басшысы ретінде елімізде көппартиялықты, саяси бәсекелестікті және ой-пікірдің сан алуандығын дамытуға ықпал етіп қана қоймай, парламент депутаттарына елдегі саясами жүйенің тұрақтылығы үшін өте маңызды мәселе – митинг туралы заңнаманы жетілдіруді тапсырды. «Егер бейбіт акциялар заңның шеңберінен шықпайтын және азаматтарымыздың тыныштығын бұзбайтын болса, бұған түсіністікпен қарап, жиындарды өткізу үшін арнайы орын бөлу қажет. Мұндай орындар қаланың шетінде болмауы тиіс», – деп атап өтті Қасым-Жомарт Тоқаев. Президенттің бұл бастамасына қоғам  жақсы баға берді.  

Пилоттық жоба ретінде  жергілікті билік жұмысының тиімділігін тұрғындар тарапынан  бағалау жүйесін енгізу бастамасы да ерекше назар аударуға тұрарлық. Президент Қ.Тоқаев Қазақстан халқына жолдауында: «Мысалы, егер сауалнама немесе онлайн-дауыс беру нәтижесінде тұрғындардың 30 пайызынан астамы қала немесе ауыл әкімінің жұмысын тиімсіз деп есептесе, бұл Президент Әкімшілігінің арнайы комиссия құрып, туындаған мәселені зерттеуіне және тиісті ұсыным енгізуіне негіз бола алады», – деп атап өтті.

Миллиард анда, миллиард мында

Жолдау барысында мемлекет басшысының полиция мен ІІМ-нің өзге де құрылымдарының жұмысына көңілі толмайтыны байқалды. Осы орайда Қ.Тоқаев құқық қорғау жүйесін толық реформалау – аса маңызды міндеттердің бірі екенін атап өтті, соның нәтижесінде полицияның мемлекеттік күштік құрылымындағы бейнесі бірте-бірте өзгереді деп пайымдайды.

Президенттің пікірі бойынша, полиция қауіпсіздікті қамтамасыз ету үшін азаматтарға қызмет көрсететін органға айналуы тиіс. Сәйкесінше, Ішкі істер министрлігін реформалауға алдағы үш жылда 173 миллиард теңге бөлінбек.

Бұл қаражаттың басым бөлігі еңбекақыны көбейтуге, баспананы жалға алуға, халыққа қызмет көрсету қағидаты бойынша полицияның заманауи фронт-офистерін ашуға жұмсалады.

Қасым-Жомарт Тоқаев полицей қызметінің беделін арттыру қажеттігіне сенімді, ал реформаның бірінші кезеңін Әкімшілік полиция комитетінің жұмысын қайта ұйымдастырудан бастамақ.  

Айта кету керек, Президент Тоқаевтың Қазақстан халқына алғашқы жолдауы бойынша Ішкі істер министрлігін реформалауға бөлінетін қаражат аз емес. Армиядағы жалпы тәртіп пен оның қаржылық жағдайын нығайту  үшін мемлекеттің қорғаныс саласына бөлетін шығыны өседі. Мемлекет басшысының жоспары бойынша, инклюзивті болуы тиіс экономиканы дамыту аясында үкіметке шағын және микро бизнесті қолдау үшін 100 млрд теңге табу тапсырылды. Жаппай кәсіпкерлікті дамыту  ең алдымен санаға сіңген патерналистік пиғыл мен масылдықтан арылуға мүмкіндік беруі тиіс. 

«Бизнестің жаңа жол картасына» қосымша 250 млрд теңге жұмсалуымен қатар,  Қасым-Жомарт Кемелұлын алаңдатып отырған рейдерлік басып алудан қорғау үшін,  заңнамалық шаралар да қолға алынады: «Бұл мәселе жөніндегі ұстанымым  белгілі: бизнестің, әсіресе шағын және орта бизнестің дамуына кедергі келтіретін әрекеттер мемлекетке қарсы қылмыс деп танылуы тиіс». 

Түрлі әлеуметтік бағдарламаларға бөлінетін қаржы аз емес. Мәселен, 90 млрд теңге шағын елдімекендердің түйкілді мәселелерін шешуге бағытталған «Ауыл – Ел Бесігі» бағдарламасын жүзеге асыруға жұмсалады. (бұдан бұрын 30 млрд теңге бөлінген).

Алдағы 4 жылда орта мектеп мұғалімдерінің айлығын 100 пайыз көбейту жоспарланған. Сондай-ақ, мүмкіндігі шектеулі азаматтарды қолдау үшін алдағы 3 жылда мемлекет қазынасынан 58 млрд теңге бөлінбек. 

Мемлекеттік тегін медициналық көмектің кепілдендірілген көлемі үшін - 2,8 трлн, ал тұтас денсаулық сақтау жүйесін дамытуға 2,3 трлн теңге жұмсалады. Президент  алдағы үш жылда тұрмысы төмен, көп балалы отбасыларды баспанамен қамтамасыз етуге 240 миллиард теңге бөлуді тапсырды, Нұр-Сұлтан, Қарағанды, Ақмола және Солтүстік Қазақстан облыстарына газ жүргізу үшін 56 миллиард теңге бөлінеді. Сонымен қатар, Қазақстан үкіметі заманауи көлік инфрақұрылымын салуға 1,2 трлн теңге, тұрғын үй қорын жөндеу мен жаңғырту үшін несие ретінде 30 млрд теңге, су тартуға және халықты таза ауыз сумен қамтамасыз етуге 250 млрд теңге бөледі.

Ақшаны қайдан алады?

Егер бәрін қосып санасақ, Жолдауда айтылған міндеттерді жүзеге асыру үшін 7,06 трлн теңге қаржы керек, оны долларға айналдырса, $19 млрд теңге болады. Осы ретте Тоқаев бекіткен 2,19 жылғы бюджеттің кірісі 10,45 трлн теңгені құрағанымен, шығыны 11,46 трлн теңгеден асатындықтан, бұндай ірі қаржыны қайдан аламыз деген заңды сауал туындайды. Қоғам белсенділері Қ.Тоқаев жолдауындағы жоспарларды іске асыру үшін қосымша қаражат шенеуніктер қатарын 25 пайызға қысқартып, Президент айтқандай, 75 пайызы бейбәсеке жолымен өткен мемлекеттік сатып алу процесін жеңілдетіп, сондай-ақ, «Самұрық-Қазына» әл-ауқат қорының қызметін қайта қарастыру арқылы табылады деген болжам жасап отыр. Қасым-Жомарт Кемелұлының сөзінен квазимемлекеттік салада қалыптасқан жағдай оның көңілінен шықпайтынын байқауға болады. «Біздің мемлекеттік компаниялар ірі конгломераттарға айналды. Бірақ олардың халықаралық бәсекеге қабілеттілігі күмән тудырады. Біз Ұлттық әл-ауқат қоры құрылған 14 жыл ішінде халықтың әл-ауқатын арттыруға Қордың нақты қандай үлес қосқанын білуіміз керек», – деп атап өтті Қ.Тоқаев. 

Телебейненің ерекшелігі

Десе де, Президент Тоқаевтың сөзі аяқталған соң үш сағаттан кейін елдің басты телеарналары мемлекет басшысының Қазақстан халқына жолдауын эфирден көрсетті. Сол кезде жолдау қосымша реңк ала бастады. ҚР парламентінің мәжіліс залына жиналған қос палата депутаттары, үкімет мүшелері, ұлттық компаниялардың басшылары және облыс әкімдері Қасым-Жомарт Тоқаевты үнсіз және ешқандай эмоциясыз тыңдағанын байқауға болады.

Жолдау кезінде олар президенттің бастамаларына екі рет ұзақ қол шапалақтап, қошемет көрсеткенін айтсақ та жетер.

Мемлекет басшысы үкіметке 2020 жылдан бастап орта және шағын бизнесті үш жыл табыс салығынан босатудың заңнамалық негіздерін әзірлеуді тапсырған кезде бірінші рет қол соғып, қолдау көрсетті. Қосымша 5 пайыз зейнетақы жарнасын енгізуді 2023 жылға дейін шегеру де жиналғандардың көңілінен шықты. Сондай-ақ, мемлекеттік элита Президент сөзін бастағанда және аяқтағанда қол шапалақтағанымен, ұзақ овация байқалмады.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций