nedvijimost-v-krizis.png

18484 просмотра
18484 просмотра

Станет ли Узбекистан локомотивом Центральной Азии?

Южный сосед имеет шансы догнать и перегнать нашу страну. Подробности – в материале «Къ»

Станет ли Узбекистан локомотивом Центральной Азии?

Станет ли Узбекистан локомотивом Центральной Азии?

Несмотря на наблюдаемые масштабные изменения, по целому ряду моментов экономического характера Узбекистан все еще уступает Казахстану. Тем не менее южный сосед имеет шансы догнать и перегнать нашу страну. Подробности – в материале «Къ».

Еще год назад прилетающие в международный аэропорт Ташкента, носящий ныне имя первого президента Узбекистана Ислама Каримова, граждане других стран сталкивались, наверное, с самими жесткими проверками в мире. Складывалось впечатление, что сотрудники пограничной и таможенной служб чуть ли не в каждом иностранце видели шпиона. Потому тщательно изучались и личность прибывшего в Узбекистан, и содержимое его багажа. Нередко эти «процедуры» занимали до полутора, а то и до двух часов.

Почти, да не совсем

Ныне все изменилось. Можно сказать, кардинально. Прохождение пограничной и таможенной служб занимает максимум 10–20 минут. Никаких очередей, никаких подозрительных взглядов – Алматы и Астане поучиться стоит. Все, как где-нибудь в Европе. Ну, почти. Поскольку встречающих-провожающих в здание аэропорта по-прежнему не пускают. Им, как и в эпоху правления Ислама Каримова, положено за забором пребывать. Здесь же и местные таксисты. Не заметить их сложно. Хотя ведут они себя несколько скромнее своих коллег из казахстанских мегаполисов. С назойливо-нудящими возгласами «такси, брат, такси» не ходят. Ташкентские «бомбилы», выбрав стратегически удобное место возле ворот, откуда выходят прилетевшие в столицу Узбекистана люди, свое слово «такси» произносят в стиле лисы Алисы и кота Базилио: «Мы вас проводим. Куда вам надо?»

Если решились воспользоваться их услугами, готовьтесь торговаться. При этом понимая, что каждого клиента авиакомпаний таксисты рассматривают в качестве «кошелька на ножках». Потому и задавать вопросы вроде «Сколько будет до Чиланзара или Юнусабада?» (жилые массивы Ташкента. – «Къ») абсолютно бессмысленно. Ответ будет стандартным: «Сколько не жалко». Могут, правда, запросить и $10, что для столицы Узбекистана является умопомрачительной суммой за услуги такси. На самом деле в главном городе Республики Узбекистан стоимость проезда в такси намного ниже в сравнении с Астаной или Алматы. От центра города до окраинных микрорайонов можно доехать за 10–12 тыс. сумов, что составляет приблизительно 408–490 тенге. И это несмотря на то, что и сам Ташкент намного больше, и цены на бензин повыше будут. К примеру, литр наиболее ходового в Узбекистане АИ-80 на так называемых государственных заправках стоит 3 800 сумов (около 150 тенге. – «Къ»), а АИ-91 – 4 300 сумов, или 170 тенге. Что касается коммерческих АЗС вроде «Лукойла», то там предлагают уже АИ-92 за 6 900 сумов за литр, что эквивалентно 271 тенге по официальному курсу.

Наличка против «пластика»

Кстати, автозаправочные станции являются одними из немногих заведений, где за предоставленные услуги можно рассчитаться с помощью банковских карточек. Несмотря на проведенную президентом Шавкатом Мирзиеевым еще в 2016 году валютную реформу, фактически уничтожившую черный рынок валют, в Республике Узбекистан, как в нашей стране в начале 2000-х годов, наблюдается недоверие к «пластику», и больше ценятся наличные деньги. Более того, на предприятиях малого и среднего бизнеса можно встретить две цены за одну и ту же услугу или товар. Оплата «пластиком» дороже на 10, а то и 20%.

Почему это происходит, «Къ» объяснил назвавшийся Ихтиером владелец небольшого кафе в ташкентском жилом массиве Катартал. «На самом деле все просто. Все товары для своего кафе я покупаю на базаре. Мне очень много не надо: пару мешков риса, несколько килограммов мяса, лука, морковки, других овощей, зелени разной. Там всегда просят наличные. За наличные и торговаться принято. Идешь и процентов на 15 первоначальную цену скидываешь. Можно все эти продукты купить и в большом магазине. Цены там бывают даже чуть ниже, чем на базаре. Но максимум на 5 процентов. И торговаться уже не получится. Нельзя», – заметил в беседе с «Къ» Ихтиер.

Есть, по его словам, и еще один факт, из-за которого его родственники и друзья отдают предпочтение наличным деньгам. Связан он с деятельностью банков. «У меня жена учителем работает. Было постановление правительства, что половину зарплаты таким, как она, будут платить наличными. Но так было всего пару раз. Обычно прямо говорят: наличных нет, идите в банк. Да, теперь у нас, как и у вас в Казахстане, банкоматы появились. Их только найти надо. Пошли мы в один банк, в другой, нашли их, но там тоже наличных нет. Потом, при снятии денег с «пластика» банки тоже свои проценты снимают. Кто-то один процент, кто-то – два. Еще и ограничения выставляют – не больше 400 тыс. сумов (около 16 тыс. тенге. – «Къ) в день. Совсем невыгодно! А без налички никак нельзя. Особенно, когда к вам в Шымкент едешь, где наш «пластик» совсем не котируется», – подчеркнул Ихтиер.

Торговая Мекка жителей Ташкента

Надо заметить, для жителей Ташкента административный центр Южно-Казахстанской области стал своего рода торговой Меккой. Каждую субботу и воскресенье тысячи жителей столицы Узбекистана отправляются за различными товарами в Шымкент. Свою роль играет и относительно небольшое расстояние между городами – около 110 километров. Особым спросом пользуются подсолнечное и сливочное масло, мука, макаронные изделия и алматинские конфеты. Активно скупаются ташкентцами бытовая химия, стиральные машины, газовые плиты, холодильники и телевизоры. Безусловно, все это есть и в Ташкенте, но в Шымкенте эти товары дешевле на 30–40%. Наконец, по словам владельца туристической компании в Ташкенте Сардора Усманова, все больше граждан Узбекистана предпочитают через Шымкент и Алматы отправляться на отдых на курорты Европы и Азии.

«У меня из 10 формируемых групп для поездки на моря, 7–8 едут через Шымкент или Алматы. В отличие от нашей страны ваши авиакомпании каждое лето организовывают чартерные рейсы, которые значительно удешевляют стоимость путевки. И поскольку с приходом Мирзиеева уровень жизни наших граждан стал постепенно расти, я думаю, что уже в этом году число желающих поехать на море существенно вырастет. Не сомневаюсь, что в ту же Турцию они отправятся через Шымкент», – заметил в беседе с «Къ» Сардор Усманов.

Все может измениться

То, что между Узбекистаном и Казахстаном наблюдается значительное расширение сотрудничества, подтвердили и президенты обеих стран Шавкат Мирзиеев и Нурсултан Назарбаев. Во время их последнего телефонного разговора, состоявшегося 4 мая, было подчеркнуто, что в прошлом году товарооборот между двумя странами вырос на 31%, достигнув $2 млрд. При этом, по информации из официальных источников, в 2017 году экспорт из Казахстана в Узбекистан составил $1,3 млрд, а импорт из Узбекистана в Казахстан – более $735 млн. Положительная динамика товарооборота зафиксирована и в I квартале текущего года. Ожидается, что в 2018 году он составит $3 млрд, а к 2020 году вырастет до $5 млрд.

Интересно, что все собеседники «Къ», с которыми довелось пообщаться в Ташкенте, верят в успех экономических реформ Шавката Мирзиеева, согласно которым в Узбекистане будет активно развиваться автомобилестроение, текстильная и перерабатывающая промышленность, туризм, медицина, сфера образования и, конечно же, сельское хозяйство.

Достаточно сказать, что в 2018 году Узбекистан планирует продать за рубеж свою плодоовощную продукцию на сумму более $2 млрд. Очень похоже, что верят в предстоящие масштабные преобразования в Узбекистане и в странах Запада. Показательной является информация от пресс-секретаря президента Республики Узбекистан Комила Алламжонова, что в ходе официального визита Шавката Мирзиеева в США с 15 по 17 мая планируется подписание более 40 документов торгово-экономических и инвестиционных соглашений на общую сумму $8,5 млрд. О создании совместных производств на территории Узбекистана с начала текущего года объявили Турция, Индия и Германия.

Так что не исключено, что шутка Ихтиера может таковой и не оказаться: «Сегодня жители Узбекистана едут на работу в Казахстан, а завтра все поменяется, и граждане Казахстана поедут к нам не отдыхать, а работать».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif