Перейти к основному содержанию


17732 просмотра

Станет ли Узбекистан локомотивом Центральной Азии?

Южный сосед имеет шансы догнать и перегнать нашу страну. Подробности – в материале «Къ»

Несмотря на наблюдаемые масштабные изменения, по целому ряду моментов экономического характера Узбекистан все еще уступает Казахстану. Тем не менее южный сосед имеет шансы догнать и перегнать нашу страну. Подробности – в материале «Къ».

Еще год назад прилетающие в международный аэропорт Ташкента, носящий ныне имя первого президента Узбекистана Ислама Каримова, граждане других стран сталкивались, наверное, с самими жесткими проверками в мире. Складывалось впечатление, что сотрудники пограничной и таможенной служб чуть ли не в каждом иностранце видели шпиона. Потому тщательно изучались и личность прибывшего в Узбекистан, и содержимое его багажа. Нередко эти «процедуры» занимали до полутора, а то и до двух часов.

Почти, да не совсем

Ныне все изменилось. Можно сказать, кардинально. Прохождение пограничной и таможенной служб занимает максимум 10–20 минут. Никаких очередей, никаких подозрительных взглядов – Алматы и Астане поучиться стоит. Все, как где-нибудь в Европе. Ну, почти. Поскольку встречающих-провожающих в здание аэропорта по-прежнему не пускают. Им, как и в эпоху правления Ислама Каримова, положено за забором пребывать. Здесь же и местные таксисты. Не заметить их сложно. Хотя ведут они себя несколько скромнее своих коллег из казахстанских мегаполисов. С назойливо-нудящими возгласами «такси, брат, такси» не ходят. Ташкентские «бомбилы», выбрав стратегически удобное место возле ворот, откуда выходят прилетевшие в столицу Узбекистана люди, свое слово «такси» произносят в стиле лисы Алисы и кота Базилио: «Мы вас проводим. Куда вам надо?»

Если решились воспользоваться их услугами, готовьтесь торговаться. При этом понимая, что каждого клиента авиакомпаний таксисты рассматривают в качестве «кошелька на ножках». Потому и задавать вопросы вроде «Сколько будет до Чиланзара или Юнусабада?» (жилые массивы Ташкента. – «Къ») абсолютно бессмысленно. Ответ будет стандартным: «Сколько не жалко». Могут, правда, запросить и $10, что для столицы Узбекистана является умопомрачительной суммой за услуги такси. На самом деле в главном городе Республики Узбекистан стоимость проезда в такси намного ниже в сравнении с Астаной или Алматы. От центра города до окраинных микрорайонов можно доехать за 10–12 тыс. сумов, что составляет приблизительно 408–490 тенге. И это несмотря на то, что и сам Ташкент намного больше, и цены на бензин повыше будут. К примеру, литр наиболее ходового в Узбекистане АИ-80 на так называемых государственных заправках стоит 3 800 сумов (около 150 тенге. – «Къ»), а АИ-91 – 4 300 сумов, или 170 тенге. Что касается коммерческих АЗС вроде «Лукойла», то там предлагают уже АИ-92 за 6 900 сумов за литр, что эквивалентно 271 тенге по официальному курсу.

Наличка против «пластика»

Кстати, автозаправочные станции являются одними из немногих заведений, где за предоставленные услуги можно рассчитаться с помощью банковских карточек. Несмотря на проведенную президентом Шавкатом Мирзиеевым еще в 2016 году валютную реформу, фактически уничтожившую черный рынок валют, в Республике Узбекистан, как в нашей стране в начале 2000-х годов, наблюдается недоверие к «пластику», и больше ценятся наличные деньги. Более того, на предприятиях малого и среднего бизнеса можно встретить две цены за одну и ту же услугу или товар. Оплата «пластиком» дороже на 10, а то и 20%.

Почему это происходит, «Къ» объяснил назвавшийся Ихтиером владелец небольшого кафе в ташкентском жилом массиве Катартал. «На самом деле все просто. Все товары для своего кафе я покупаю на базаре. Мне очень много не надо: пару мешков риса, несколько килограммов мяса, лука, морковки, других овощей, зелени разной. Там всегда просят наличные. За наличные и торговаться принято. Идешь и процентов на 15 первоначальную цену скидываешь. Можно все эти продукты купить и в большом магазине. Цены там бывают даже чуть ниже, чем на базаре. Но максимум на 5 процентов. И торговаться уже не получится. Нельзя», – заметил в беседе с «Къ» Ихтиер.

Есть, по его словам, и еще один факт, из-за которого его родственники и друзья отдают предпочтение наличным деньгам. Связан он с деятельностью банков. «У меня жена учителем работает. Было постановление правительства, что половину зарплаты таким, как она, будут платить наличными. Но так было всего пару раз. Обычно прямо говорят: наличных нет, идите в банк. Да, теперь у нас, как и у вас в Казахстане, банкоматы появились. Их только найти надо. Пошли мы в один банк, в другой, нашли их, но там тоже наличных нет. Потом, при снятии денег с «пластика» банки тоже свои проценты снимают. Кто-то один процент, кто-то – два. Еще и ограничения выставляют – не больше 400 тыс. сумов (около 16 тыс. тенге. – «Къ) в день. Совсем невыгодно! А без налички никак нельзя. Особенно, когда к вам в Шымкент едешь, где наш «пластик» совсем не котируется», – подчеркнул Ихтиер.

Торговая Мекка жителей Ташкента

Надо заметить, для жителей Ташкента административный центр Южно-Казахстанской области стал своего рода торговой Меккой. Каждую субботу и воскресенье тысячи жителей столицы Узбекистана отправляются за различными товарами в Шымкент. Свою роль играет и относительно небольшое расстояние между городами – около 110 километров. Особым спросом пользуются подсолнечное и сливочное масло, мука, макаронные изделия и алматинские конфеты. Активно скупаются ташкентцами бытовая химия, стиральные машины, газовые плиты, холодильники и телевизоры. Безусловно, все это есть и в Ташкенте, но в Шымкенте эти товары дешевле на 30–40%. Наконец, по словам владельца туристической компании в Ташкенте Сардора Усманова, все больше граждан Узбекистана предпочитают через Шымкент и Алматы отправляться на отдых на курорты Европы и Азии.

«У меня из 10 формируемых групп для поездки на моря, 7–8 едут через Шымкент или Алматы. В отличие от нашей страны ваши авиакомпании каждое лето организовывают чартерные рейсы, которые значительно удешевляют стоимость путевки. И поскольку с приходом Мирзиеева уровень жизни наших граждан стал постепенно расти, я думаю, что уже в этом году число желающих поехать на море существенно вырастет. Не сомневаюсь, что в ту же Турцию они отправятся через Шымкент», – заметил в беседе с «Къ» Сардор Усманов.

Все может измениться

То, что между Узбекистаном и Казахстаном наблюдается значительное расширение сотрудничества, подтвердили и президенты обеих стран Шавкат Мирзиеев и Нурсултан Назарбаев. Во время их последнего телефонного разговора, состоявшегося 4 мая, было подчеркнуто, что в прошлом году товарооборот между двумя странами вырос на 31%, достигнув $2 млрд. При этом, по информации из официальных источников, в 2017 году экспорт из Казахстана в Узбекистан составил $1,3 млрд, а импорт из Узбекистана в Казахстан – более $735 млн. Положительная динамика товарооборота зафиксирована и в I квартале текущего года. Ожидается, что в 2018 году он составит $3 млрд, а к 2020 году вырастет до $5 млрд.

Интересно, что все собеседники «Къ», с которыми довелось пообщаться в Ташкенте, верят в успех экономических реформ Шавката Мирзиеева, согласно которым в Узбекистане будет активно развиваться автомобилестроение, текстильная и перерабатывающая промышленность, туризм, медицина, сфера образования и, конечно же, сельское хозяйство.

Достаточно сказать, что в 2018 году Узбекистан планирует продать за рубеж свою плодоовощную продукцию на сумму более $2 млрд. Очень похоже, что верят в предстоящие масштабные преобразования в Узбекистане и в странах Запада. Показательной является информация от пресс-секретаря президента Республики Узбекистан Комила Алламжонова, что в ходе официального визита Шавката Мирзиеева в США с 15 по 17 мая планируется подписание более 40 документов торгово-экономических и инвестиционных соглашений на общую сумму $8,5 млрд. О создании совместных производств на территории Узбекистана с начала текущего года объявили Турция, Индия и Германия.

Так что не исключено, что шутка Ихтиера может таковой и не оказаться: «Сегодня жители Узбекистана едут на работу в Казахстан, а завтра все поменяется, и граждане Казахстана поедут к нам не отдыхать, а работать».


1 просмотр

Как официальный Ташкент деньги у Казахстана «уводит»

Иностранные инвестиции в реальный сектор экономики проходят мимо Казахстана?

Фото: Shutterstock.com

Только за последние две недели Республика Узбекистан подписала с ведущими компаниями и фондами из разных стран договоры на несколько миллиардов долларов. В большинстве случаев соглашения касаются развития реального сектора узбекской экономики. Все эти деньги могли прийти и в Казахстан. Подробности у «Къ».

Беседуя как с казахстанскими экономистами, так и с некоторыми отечественными политическими и общественными деятелями, все чаще можно услышать их опасения по поводу будущей роли Республики Казахстан в Центрально-Азиатском регионе. Есть мнение, что если в течение ближайших десяти лет Казахстан не сделает решительных шагов в области реформирования своей экономики, он уступит свои лидерские позиции в Центральной Азии соседнему Узбекистану, который перетянет на себя основной поток инвестиций из-за рубежа. И если еще два года назад подобная точка зрения считалась чуть ли утопической: мол, Казахстан в своем экономическом развитии значительно опередил Республику Узбекистан, то ныне подобного оптимизма становится все меньше. 
Казахстан пока впереди

Безусловно, пока Узбекистан в целом выглядит не столь презентабельно, как Казахстан. Особенно это бросается в глаза при сравнении Ташкента или Самарканда с Астаной или Алматы.

В частности, для главных городов Узбекистана характерно достаточно низкое качество дорожного полотна. Это касается даже основных городских автомагистралей, не говоря уже о разбитых улицах на окраинах. Достаточно плохо развит общественный транспорт, который ходит крайне нерегулярно и зачастую находится в очень плохом техническом состоянии. Исключение составляет разве что ташкентский метрополитен с его действующими тремя ветками и строящейся четвертой кольцевой линией. Повсеместно, в том числе и центральной части городов, наблюдается обветшалое жилье, которое, кажется, не ремонтировалось с 70-80-х годов прошлого века. Нередко, особенно на местных базарах и в расположенных вдали от центра жилых массивах, можно встретить достаточно много очень плохо одетых людей из сельской местности, одежда которых служила трем, а то и четырем хозяевам. При этом, по словам этих людей, их ежемесячный заработок в качестве дворников, подсобных рабочих или продавцов в зависимости от места работы составляет от 170 тыс. до 220 тыс. сумов, что эквивалентно 7700 - 10 000 тенге. 

Вместе с тем из бесед «Къ» с этими людьми выяснилось, что поездки на заработки в Россию или Казахстан среди них уже совсем не популярны. Более того, никто из их знакомых не желает искать счастья там, «где граждан Узбекистана считают людьми второго сорта». Сегодня у еще вчерашних дехкан есть уверенность, что найти постоянную работу с достойной оплатой труда можно только в больших городах Узбекистана или непосредственно прилегающих к ним населенных пунктах. 

В ожидании бума

Следует отметить, что уверенность многочисленных выходцев из узбекских кишлаков и аулов основывается отнюдь не на пустом месте. Те, кто внимательно следит за сообщениями экономических изданий Узбекистана, наверняка обратили внимание на большое количество подписанных представителями официального Ташкента – нет не меморандумов о намерениях, что наблюдалось ранее, а уже соглашений с различными зарубежными компаниями, реализация которых позволит создать Республике Узбекистан тысячи, если не десятки тысяч новых рабочих мест. К примеру, только за две минувшие недели конца сентября – начала октября Узбекистан подписал со своими партнерами всевозможные договоры на общую сумму почти в $2,5 млрд. Подчеркиваем, только за минувшие две недели. При этом обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть подписанных соглашений имеет отношение к развитию реального сектора экономики Республики Узбекистан.

Судя по всему, в первую очередь в Узбекистане займутся обеспечением своей энергетической безопасности. Основная цель – добиться эффективного и устойчивого производства, передачи и распределения электроэнергии. Для Республики Узбекистан решение этого вопроса имеет чрезвычайную важность. Ведь не только в регионах, но даже в Ташкенте регулярно наблюдаются периодические веерные отключения далеко не маленьких жилых массивов от электричества на несколько часов в день, с чем казахстанцы уже почти не сталкиваются на протяжении последних 20 лет. Мощностей действующих в Узбекистане электростанций явно не хватает. Что, кстати, на прошедшем 3 октября совещании в Ташкенте признал и президент этой страны Шавкат Мирзиеев. По его словам, в Узбекистане в общей сложности вырабатывается 14 тыс. мегаватт энергии (в Казахстане этот показатель равен почти 22 тысячам мегаватт. – «Къ»).

При этом 86% производства электроэнергии приходится на тепловые электростанции, из которых 84% построены более 50 лет назад и потребляют для выработки 1 киловатта энергии вдвое больше топлива современных станций. 

Этими обстоятельствами во многом и объясняется решимость Узбекистана не только провести глубокую модернизацию действующих Сырдарьинской, Ташкентской, Навоийской и Тахиаташской теплоэлектростанций, но и построить совместно с российской компанией «Росатом» первую в Центральной Азии регионе атомную электростанцию. Причем в последнем вопросе официальный Ташкент, в отличие от Казахстана, похоже, тянуть резину не собирается. Уже определено место строительства будущей АЭС, которая появится на берегу озера Тудакуль, что находится на стыке Бухарской и Навоийской областей. Заключен договор с российским Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» по подготовке специалистов, которые приступят к работе на узбекской АЭС после ее ввода в строй в 2028 году. 

Интересно, что параллельно Узбекистан решил развивать и так называемую «зеленую» энергетику. Причем не на словах, а на деле. Достаточно сказать, что только за две минувшие недели было подписано сразу пять договоров с ведущими энергетическими компаниями мира по строительству сети ветряных и солнечных электростанций в нескольких областях Республики Узбекистан. В частности, ожидается, что до 2021 года в Самаркандской области появится фотоэлектростанция мощностью в 100 МВт от французской компании Total. Немецкая Siemens возведет комплекс ветроэлектростанций аналогичной мощности в Навоийской области. Турецкая ETKO установит свои ветряки мощностью уже 600 МВт в Сурхандарьинской области. А SkyPower с Каймановых островов и Masdar из Абу-Даби помогут Узбекистану ввести в строй свои современные солнечные и ветряные электростанции в Ташкентской, Джизакской и Кашкадарьинской области. 

Не только энергетика

Понятно, что для возведения достаточно крупных объектов, –  а их, по планам властей Узбекистана, в ближайшее время появится немало –необходимы и башенные краны. Так вот, судя по сообщениям узбекистанских СМИ, длительное время импортировать их из-за рубежа, что отражается на стоимости любого строительства, официальный Ташкент не намерен. По итогам прошедших переговоров в России подписан договор об открытии в столице Узбекистана производства башенных кранов. Нетрудно догадаться, что если такой завод появится, то казахстанские строительные компании почти наверняка станут покупателями его продукции. Кстати, намереваются российские компании наладить в Узбекистане выпуск ролевого картона и бумаги, которые пока еще импортируются в эту страну, в том числе и из Казахстана.

О своем желании открыть в Узбекистане свои новые производства также официально объявили французская компания Fives и американская ExxonMobil. Первая планирует в скором времени начать выпуск автомобильного стекла, что снизит стоимость продукции узбекистанского автопрома (привет Костанаю, Семею и Усть-Каменогорску. – «Къ»).

Вторая на базе Ферганского нефтеперерабатывающего завода реализовать до 2021 года проект по производству базовых масел II и III групп из остаточной фракции. Соответственно до выпуска моторных масел с помощью дополнительных присадок, как говорится, рукой подать.  

Кстати, о нефти. Принято считать, что в Узбекистане ее либо нет, либо ее запасы не очень велики. Так вот, мнение это ошибочное. Например, на территории Ферганской, Наманганской и Андижанской областей расположено достаточно крупная Ферганская нефтегазоносная область общей площадью в 38 тыс.кв. км. Открыта она была еще в 1942 году. Но вот активно разрабатывать ее правительство Советского Союза не стало. Дело в том, что Ферганская долина является одной из самых густонаселенных на планете, к тому же обладает очень плодородными землями. Очевидно, добывать нефть там было, по меньшей мере, странно. Лишь сейчас появились технологии добычи углеводородов, которые позволяют не оказывать разрушающего воздействия на окружающую среду. Чем, собственно, и решили воспользоваться власти Узбекистана, заключив договор с российской компанией «Зарубежнефть» по добыче нефти в Ферганской нефтегазоносной области, включая разработку малодебитных месторождений. Интересно, что никто в Ташкенте не говорит об экспорте узбекистанской нефти на мировые рынки. Велика вероятность, что все добытое черное золото будет по-прежнему отправляться на НПЗ в Бухару, Фергану и Олтиарык. Более того, нельзя исключать, что, если совместный российско-узбекистанский проект «выстрелит», официальный Ташкент может отказаться от импорта нефти с казахстанского месторождения «Кумколь». 

От Франции до Китая

Наконец, солидно пополнять свой бюджет власти Узбекистана намерены за счет развития внутреннего туризма. Нельзя отрицать, им есть что показать миру. Самарканд, Бухара, Хива, Куня-Ургенч известны далеко за пределами Республики Узбекистан, в том числе благодаря сказкам «Тысячи и одной ночи».

Понимают это и зарубежные инвесторы, которые готовы вложить немалые средства в узбекистанскую сферу туризма. Далеко за примерами ходить не надо. Только за все те же минувшие недели Узбекистан подписал соглашение с Францией на $100 млн о строительстве туристической зоны «Кадимий Бухоро»,согласно которому до конца 2019 года в Бухаре появится огромный гостиничный комплекс с прилегающим к нему ландшафтными садами, ресторанами и элитными жилыми домами. С ОАЭ достигнута договоренность о строительстве за счет инвестиций из Эмиратов компаниями Абу-Даби отеля международного уровня и туристического торгово-развлекательного комплекса в Самарканде. Китайский фонд «Шелковый путь» объявил о своем решении помочь Узбекистану в создании концепции генерального плана и организации градостроительного пространства в столице Амира Темура. Турецкие компании начали работы по улучшению дорожного полотна как в Ташкенте, так и в других городах Узбекистана. Очевидно, что все это даст и уже дает Республике Узбекистан большое количество новых рабочих мест. 

Соответственно, подводя итоги, нельзя не заметить, насколько был прав Нурсултан Назарбаев, когда во время своего последнего Послания народу Казахстана начал распекать правительственных чиновников за их то ли нежелание, то ли неумение работать. Ведь если казахстанские госслужащие будут по-прежнему почивать на лаврах, достигнутых ранее, недалек тот час, когда анекдоты про то, кто у кого работает, будут рассказывать уже жители Узбекистана.  
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы думаете, стоит ли разрешить казахстанцам пользоваться своими пенсионными накоплениями до выхода на пенсию?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

kvn_240x400_kursiv.jpg

Цифра дня

158 200
тенге
составила среднемесячная заработная плата, в январе-сентябре 2018 года по данным Минфина РК

Цитата дня

Именно я дал Украине наступательные вооружения, противотанковые системы (Javelin). Мой предшественник не пошел на такой шаг

Дональд Трамп
президент США

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank