Антироссийские санкции: куда смотреть Казахстану?

Опубликовано
Эксперты уверены, что, прежде всего, необходимо пересмотреть свои краткосрочные и среднесрочные планы и принятые стратегии с учетом влияния санкций против РФ

Куда смотрит Казахстан в условиях предстоящих антироссийских санкций со стороны США? Эксперты уверены, что, прежде всего, необходимо пересмотреть свои краткосрочные и среднесрочные планы и принятые стратегии с учетом влияния санкций.

В минувший понедельник, 7 августа, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым поручил правительству начать работу с учетом западных санкций против России. «Существуют риски. Колебания цен на наши энергоносители, сырьевую продукцию. Влияние возможно западных санкций в отношении России. Это надо учитывать», – заметил, в частности, Нурсултан Назарбаев, обращаясь к главе кабинета министров Казахстана г-ну Сагинтаеву. Тем самым глава государства фактически подтвердил те опасения, которые наблюдаются в казахстанском обществе, не ожидающем какого-либо позитива для экономики Казахстана от нарастающего противостояния между США и РФ. Потому неудивительно, что среди казахстанских политологов и экономистов, ожидающих вхождения в новую эпоху политической турбулентности, все большую популярность набирает идея «восстановления экономического суверенитета Казахстана». Поговорив с экспертами, наше издание решило выяснить, насколько возможна реализация этой вполне привлекательной идеи, например, в среднесрочной перспективе.

Казахстан в топ-10 партнеров России

Для начала хотелось бы обратить внимание на весьма интересную информацию, появившуюся в конце прошлой недели на официальном ресурсе Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ. Согласно опубликованным данным, с 2014 по 2017 год десятка ведущих торговых партнеров России практически не изменилась. За одним исключением. Место Украины занял Казахстан, торговый оборот с которым в первом полугодии 2017 года достиг $8,1 млрд. Тем самым Казахстан не только впервые вошел в условную десятку основных торговых партнеров РФ, но и оттеснил на 10-е место Японию, которая в топ-10 присутствует уже много лет. И это несмотря на тот факт, что товарооборот между Казахстаном и Россией из-за экономического кризиса, вызванного предыдущими антироссийскими санкциями Запада, существенно снизился. Для сравнения: в первом полугодии 2014 года торговый оборот между нашими странами составил $10,1 млрд.

А теперь давайте посмотрим, какие товары преобладали в структуре казахстанского импорта в Россию. По информации тесно связанного с Федеральной таможенной службой Российской Федерации портала «Внешняя торговля России», в I квартале 2017 года основу казахстанского экспорта в эту страну составили:

  • минеральные продукты (нефть и продукты ее перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски, уголь и т. д.) – 39,01% от всего объема импорта России из Казахстана.
  • металлы и изделия из них – 32,50%;
  • продукция химической промышленности – 14,22%;
  • машины, оборудование и транспортные средства – 6,64%;
  • продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 5,38%;
  • текстиль и обувь – 1,40%;
  • драгоценные металлы и камни – 0,13%.

Как видим, больше всего пополняет бюджет Казахстана при торговле с Российской Федерацией продажа минеральных продуктов и металлов – свыше 70% от всего объема казахстанского экспорта в Россию. Но, к сожалению, как раз эти статьи казахстанского экспорта и могут оказаться в наиболее сложной ситуации, потянув за собой и другие сектора экономики нашей страны. Произойти это может, во-первых, из-за новых антироссийских санкций со стороны США, часть которых должна вступить в силу через 30 дней после подписания Дональдом Трампом акта H.R. 3364 «Противодействие противникам Америки посредством закона о санкциях». Во-вторых, в связи с решением, принятым на последнем саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге, которое к началу 2018 года предусматривает на общемировом уровне значительное сокращение производства стали.

ЕАЭС и ТС как фактор уязвимости

Вот здесь и возникает вопрос, что делать Казахстану в условиях предстоящего замедления активности российской экономики, которое уже наблюдалось после 2014 года. Идти со своими товарами на Восток, попытаться увеличить торговлю со странами Европы через Кавказ, или поискать другие выходы из предстоящего, возможно, очередного экономического кризиса? По мнению директора неправительственной организации Public Policy Research Center экономиста Меруерт Махмутовой, Казахстану прежде всего необходимо пересмотреть свои краткосрочные и среднесрочные планы и принятые стратегии с учетом влияния санкций. «ЕАЭС и отсутствие таможенных границ сейчас являются главным фактором уязвимости нашей экономики. Разрабатываемая сейчас Стратегия-2025 должна учитывать новые реалии, которые будут подстегивать диверсификацию. О ней много говорилось, но результата в виде роста вклада добывающего сектора в ВВП не было. Экспорт энергоресурсов по действующим трубопроводам не претерпит изменений. Но важно развитие автомобильных и железных дорог, укрепление связанности регионов. Это будет поддерживать развитие сельского хозяйства, туризма, использование транзитного потенциала. Бизнесу нужно ориентироваться на международный рынок. Соседство с полуторамиллиардным Китаем дает практически неограниченные возможности. Там быстро растет средний класс, который заинтересован в экологически чистой продукции. Для нашего сельского хозяйства выращивание экологически чистой продукции с целью экспорта должно стать главным ориентиром. Кроме того, нашим предпринимателям нужно начать активно предлагать свои товары на веб-порталах, принадлежащих китайской публичной компании Alibaba Group», – заметила Меруерт Махмутова в своем комментарии «Къ».

Схожей точки зрения придерживается и политолог Талгат Калиев. «Не думаю, что нам следует определять один-единственный вектор. Влияние санкционного противостояния России с западным миром красноречиво продемонстрировало нам всю неустойчивость замкнутости на единственном партнере. Думаю, нам выгоднее диверсифицировать внешнеэкономические интересы, развивая взаимовыгодное сотрудничество со всеми партнерами. Особенно имея под боком такой бездонный рынок, как Китай», – подчеркнул Талгат Калиев.

В свою очередь, коллега Талгата Калиева по политологическому цеху Султанбек Султангалиев в комментарии «Къ» заметил, что антироссийские санкции со стороны США не нанесут казахстанской экономике особо серьезного ущерба. Да, считает он, есть вероятность будущего ослабления курса национальной валюты из-за падения российского рубля и цен на нефть после начала реализации санкций, как вполне допустимо и замораживание некоторых казахстанско-российских проектов из-за финансовых осложнений у российских партнеров. В то же время Султанбек Султангалиев не сомневается, что российская экономика выстоит против новой волны западных санкций, хотя ей будет нанесен серьезный ущерб. «Для Казахстана антироссийские санкции не являются поводом для смены своих внешнеполитических или же экономических приоритетов. Наша страна, неизменно проводящая принцип многовекторной политики, равномерно развивает свои торгово-экономические связи со всеми странами мира вне зависимости от уровня отношений между ними самими», – подчеркнул Султанбек Султангалиев.

Наблюдательный Китай

Между тем, судя по публикациям в СМИ Китайской Народной Республики, в Поднебесной внимательно следят за изменяющимися настроениями в казахстанском обществе в пользу Китая. В частности, информационное агентство «Синьхуа» не только обратило внимание на поручение Нурсултана Назарбаева правительству Казахстана учитывать в своей работе антироссийские санкции со стороны США, но и опубликовало два очень интересных материала. В первом из них сообщается об увеличении в первой половине 2017 года внешнеторгового оборота Синьцзян-Уйгурского автономного района на 34%, который достиг почти $9,05 млрд, отмечается особый интерес к экономике СУАР со стороны стран Центральной Азии и подчеркивается важность ускоренного развития трансграничной электронной коммерции и транспортной инфраструктуры вместе с введением в эксплуатацию скоростной автомагистрали Пекин — Урумчи. Во втором рассказывается о стремлении Китая к наращиванию сотрудничества с Казахстаном в области ядерной энергетики, которое предусматривает не только добычу урана в Казахстане, но и создание совместного предприятия на территории нашей страны по выпуску тепловыделяющих сборок для АЭС Китая. Кроме того, китайская сторона рассчитывает на активное участие в строительстве первой казахстанской атомной электростанции, где, по их планам, будут использоваться произведенные в КНР новейшие реакторы третьего поколения типа «Хулун-1».

Читайте также