Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


65812 просмотров

Казахстану придется определиться, с кем дружить

Глава государства рассказал о направлениях внешней политики РК, а она как и прежде направлена на равноправное партнерство

Казахстану придется определиться, с кем дружить

Казахстану придется определиться, с кем дружить

Нурсултан Назарбаев рассказал о дальнейших направлениях внешней политики республики. А она как и прежде направлена на равноправное партнерство, объединение усилий для повышения роли региона в международных делах. Получится ли нам продолжать многовекторную политику? Ведь ситуация становится все более напряженной, и жить как раньше уже довольно сложно.

«Мы будем уделять пристальное внимание тому, чтобы совместно работать с центрально-азиатскими странами, нашими соседями, учитывая наши исторические, культурные, языковые совместные корни», – сказал Нурсултан Назарбаев на встрече с главами дипмиссий, аккредитованных в РК.

Президент добавил, что Казахстан продолжит укрепление стратегического партнерства с США и новой администрацией Белого дома. «Будет продолжен курс на развитие многосторонних наших отношений с Европейским союзом – нашим крупнейшим торгово-экономическим, инвестиционным партнером. Как вам известно, мы подписали расширение и углубление сотрудничества в торговле, этот документ пройдет ратификацию в странах-членах ЕС. Я прошу и надеюсь на поддержку других стран. Идет ратификация, кто уже ратифицировал, мы благодарны за это», – отметил президент.

По словам Назарбаева, Казахстан продолжит традиционное сотрудничество со странами постсоветского пространства. Большое значение Астана придает укреплению всестороннего сотрудничества и с Турцией, в основе которого лежит общность исторических корней и культурных ценностей двух народов.

Казахстан также выступает за реализацию совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана и внутриполитического урегулирования в Афганистане. Астана принимает посильное участие в делах Афганистана, помогая обучению кадров, в вопросах восстановления инфраструктуры, социальных объектов, и намерена продолжить эту работу.

«Мы будем углублять дружественные взаимоотношения со странами Среднего и Ближнего Востока. Намерены и дальше укреплять азиатский вектор нашей внешней политики. Здесь акцент делается на углубление торгово-экономического, инвестиционно-технологического сотрудничества», – добавил глава государства.

Последовательно будут развиваться отношения Казахстана с партнерами в регионе Латинской Америки, Карибского бассейна, на Африканском континенте.

Укрепляя субъектность

Как сказал руководитель алматинского офиса Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Аскар Нурша, дискуссия о перспективах многовекторности Казахстана активизировалась в середине «нулевых», когда в Центральной Азии еще присутствовали военные объекты США, а Россия и Китай открывали для себя новые грани сотрудничества в Центральной Азии в рамках ШОС и совместными усилиями «держали фронт» на случай усиления геополитического и военно-политического влияния США в регионе.

«Под влиянием этих процессов раздавались призывы в адрес центральноазиатских республик, включая Казахстан, более четко определиться в своих внешнеполитических приоритетах и геополитической ориентации. С запуском Таможенного союза в 2010 году Россией, Казахстаном и Беларусью многие зарубежные эксперты поторопились все решить за Астану, заявив о конце казахстанской многовекторной политики, – отмечает г-н Нурша. – С тех пор в мировой и региональной политике произошло много изменений. Фокус внимания Запада сместился на другие регионы планеты, и он заметно сократил свое присутствие в Центральной Азии. Отношения Казахстана и России стали еще теснее, усилилось экономическое присутствие Китая в регионе. Очередной виток дискуссии о казахстанской многовекторности происходил на фоне украинских событий, охлаждения отношений между Россией и Западом и эксцессов в российско-турецких отношениях. Поэтому ситуация сегодня и десятилетней давности различна».

По мнению эксперта, когда мы говорим о многовекторности, многие упускают из вида фундамент, на котором должна строиться внешняя политика любого государства – международная субъектность.

«То есть по-настоящему многовекторную внешнюю политику может реализовывать только страна, обладающая субъектностью и самостоятельностью в международной политике. Причем многовекторная политика вторична по отношению к настоящей субъектности, поясняет г-н Нурша. – Это не просто возможность не занимать позицию или отстраняться от тех или иных международных событий и процессов, это право на независимую позицию и собственные национальные интересы, и это главный источник по-настоящему многовекторной внешней политики».

«Поэтому, если смотреть на развитие и становление внешней политики Казахстана за последние годы, то мы видим именно работу нашей республики по укреплению своей субъектности через активную деятельность и председательство в различных организациях (ОБСЕ, ОИС), работу в качестве непостоянного члена СБ ООН, посреднические и миротворческие инициативы. Позитивное отношение к нашей стране в мире – это как раз следствие возросшей субъектности, которая затем дополняется многовекторностью», – говорит Аскар Нурша.

Не объять необъятное

В свою очередь политик Амиржан Косанов отмечает, что по большому счету так называемая «многовекторная внешняя политика» была уместна в самом начале обретения страной независимости.

«За это время прошло 26 лет. Был первый этап «многовекторности» – мы принимали любого главу любого государства, для нас все это было в новинку. Между делом подписывались разные соглашения, в том числе и ни к чему не обязывающие. Но для нашей власти был важен сам факт таких высоких встреч. А для встречной стороны – наши природные ресурсы, – отмечает г-н Косанов. – На этом этапе мы как-то «забросили» укрепление отношений с ближними центрально-азиатскими соседями, конкуренция за лидерство в регионе не способствовала налаживанию эффективных связей, у нас появился некий «нефтегазовый» снобизм в отношениях с ними».

Второй этап, по мнению политика, был связан с желанием нашей власти постараться войти (или хотя бы постучаться) в клуб наиболее развитых стран мира. «Вспомните события вокруг G-20, наши инициативы по расширению этого круга. Также в свое время была принята программа «Путь в Европу», которая была приурочена к председательству Казахстана в такой специфической организации, как ОБСЕ, – говорит Амиржан Косанов. – Но та программа так и осталась на бумаге, а мадридские обещания тогдашнего министра иностранных дел Марата Тажина по политической либерализации и демократизации не были исполнены: покормили ОБСЕ сладкими обещаниями и всё! Я даже писал тогда по этому поводу, что «после того, что Казахстан сделал с ОБСЕ, он обязан на ней жениться!».

Третий этап, как отмечает политик, более определяющий, и продолжается до сих пор. Это однозначный крен в сторону двух больших соседей – России и Китая. «Причем с Россией мы больше связаны политически (те же ЕАЭС и ОДКБ), а с Китаем – экономически и финансово. Я имею в виду миллиарды долларов кредитов и экспансию Поднебесной в нефтяную сферу и сельское хозяйство, добавьте сюда и анонсированный властью перенос 51 китайских предприятий в Казахстан, – поясняет политик. – Несомненно, ладить и дружить с соседями надо. Но входить в политические союзы чревато определенными последствиями. Добавьте сюда и пункт Договора между РК и РФ о проведении «согласованной внешней политики». Хотя с другой стороны – это нонсенс. Ведь у каждой страны есть свои исключительные интересы, коими нельзя поступаться! Ситуация усугубляется еще и тем, что Россия имеет свою, отличную от западной коалиции позицию по некоторым актуальным вопросам мировой повестки дня. И Казахстан становится заложником неоимперских амбиций союзника по ЕАЭС и сопутствующих им геополитических (а по сути – цивилизационных) коллизий».

Как отмечает г-н Косанов, нам нужно новое, качественное наполнение избитого термина «многовекторная внешняя политика». В нынешней ситуации она не должна подразумевать под собой всеядность и заведомые уступки потенциальным (а на деле – зачастую мнимым) партнерам, априорное соглашательство в связях с сильными мира сего. «Она должна включать в себя такие основополагающие принципы, как четкое отстаивание стратегических интересов Казахстана (за такую позицию будут только уважать!) и отказ от неуместных внешнеполитических амбиций и от заведомо невыполнимых инициатив, таких как желание «объять необъятное» и «примирить непримиримое», – заметил Косанов.

Альтернатив особых нет

Как считает политолог Султанбек Султангалиев, многовекторная внешняя политика Казахстана не является каким-то уникальным ноу-хау нашего министерства иностранных дел. Все страны мира, которые не относятся к так называемым «странам-изгоям», придерживаются принципа многовекторности в международных отношениях. Связано это в первую очередь с объективными экономико-географическими факторами, которые и определяют преимущественно прагматичный характер внешнеполитического фарватера любой страны.

«Многовекторность принесла нашей стране свои положительные результаты, однако в новой, неуклонно меняющейся, международной реальности приходит время для того, чтобы определиться окончательно – с кем и против кого придется дружить Казахстану. Полагаю, что выбор уже сделан и, честно говоря, особых альтернативных вариантов у Казахстана, по сути, и не было, – считает Султанбек Султангалиев. – Казахстанская многовекторность уже с начала 2000-х годов имела ярко выраженный русско-китайский акцент, что опять-таки обусловлено геополитическим положением нашей страны, расположенной между двумя евразийскими гигантами. Интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза и китайского проекта Нового Шелкового пути еще более закрепили особый характер отношений между Казахстаном с одной стороны и Россией и Китаем – с другой. А угрозы, исходящие от международного терроризма, обусловили всё большее военно-политическое сближение стран ОДКБ».

Таким образом, по мнению политолога, главный вектор внешнеполитического курса Казахстана на сегодняшний день и в долгосрочной перспективе – это приоритетное развитие всесторонних отношений с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

На вопрос, связанный с опасениями относительно того, что же будет, если РФ и КНР рассорятся между собой, политолог пояснил, что если внимательно посмотреть на ситуацию, то мы увидим своеобразный «гармоничный» раздел сфер влияния между Китаем и Россией в Центральной Азии: Китай беспрепятственно осуществляет экономическую экспансию, Россия же укрепляет свое военно-политическое влияние в регионе.

«Полагаю, что в первой половине XXI века какого-либо конфликта интересов между двумя державами не произойдет, – отмечает эксперт. – Развитие отношений с исламским миром, систематически потрясаемым внутренними неурядицами, для Казахстана предпочтительнее в культурном и экономическом аспектах, но совершенно не следует залезать в эту банку с нефтяными пауками».

Что касается западных стран, то, по мнению Султангалиева, для Казахстана они всего лишь экономические партнеры и в данном статусе они и должны оставаться к взаимному удовольствию обеих сторон. Ни к чему хорошему для Казахстана попытки особого политического сближения с Западом не приведут. За примерами, как говорится, ходить далеко не надо.


635 просмотров

Президент бастамаларын жүзеге асыру үшін қанша қаржы керек?

Мемлекет басшысының Қазақстан халқына Жолдауы бойынша есептеп көрдік

ҚР Президенті Қ.Тоқаев Қазақстан халқына Жолдау  жасайтынын 10 тамызда хабарлаған еді. Сол күні оның твиттерінде «2 қыркүйекке жоспарланған Халыққа Жолдауымда есірткі бизнесі, педофилия, жыныстық зорлық-зомбылық және жеке тұлғаға қарсы жасалатын басқа да ауыр қылмыстарға қатысты жазалау шараларын қатаңдату жөнінде Парламентке және Үкіметке тапсырмалар жүктеледі» деген ақпарат шықты. 

Бәрібір алдымен  саясат

Қ.Тоқаевтың Қазақстан халқына жолдауы тікелей эфирде көрсетілмеді. Президент сайлауында негізгі қарсыласы болған саясаткер және журналист Әміржан Қосанов жолдаудың тікелей эфирде көрсетілгені орынды және әсерлі болар еді деген пікірде. «Бұл – Қ.Тоқаевтың халық алдына осындай форматта алғаш шығуы. Қоғамның да бұл жолдаудан күткен үміті үлкен. Тікелей эфир Жолдау мәтінін жағымды қабылдауға да ықпал етер еді. Оның үстіне   Жолдауда көтерілген өзекті мәселелер көп. Ақорда қоғамның сұранысына жылдам жауап қатқысы келетіні байқалып-ақ тұр. Әрине, бәріне бірдей емес. Дегенмен біздің жағдайда бұл да прогресс», – деп  атап өтті Ә.Қосанов. 

Қасым-Жомарт Тоқаев өз жолдауында әзірге ел заңнамасын батыстық үлгімен либералдандырмайтын бірден байқатты: «Мен уәде еткен саяси жаңғыру үдерісі азаматтарымыз бен мемлекетіміздің мүдделеріне сәйкес, біртіндеп үздіксіз жүзеге асырылатын болады», – деді президент.

Сонымен қатар осы негізгі принцип аясында мемлекет басшысы ретінде елімізде көппартиялықты, саяси бәсекелестікті және ой-пікірдің сан алуандығын дамытуға ықпал етіп қана қоймай, парламент депутаттарына елдегі саясами жүйенің тұрақтылығы үшін өте маңызды мәселе – митинг туралы заңнаманы жетілдіруді тапсырды. «Егер бейбіт акциялар заңның шеңберінен шықпайтын және азаматтарымыздың тыныштығын бұзбайтын болса, бұған түсіністікпен қарап, жиындарды өткізу үшін арнайы орын бөлу қажет. Мұндай орындар қаланың шетінде болмауы тиіс», – деп атап өтті Қасым-Жомарт Тоқаев. Президенттің бұл бастамасына қоғам  жақсы баға берді.  

Пилоттық жоба ретінде  жергілікті билік жұмысының тиімділігін тұрғындар тарапынан  бағалау жүйесін енгізу бастамасы да ерекше назар аударуға тұрарлық. Президент Қ.Тоқаев Қазақстан халқына жолдауында: «Мысалы, егер сауалнама немесе онлайн-дауыс беру нәтижесінде тұрғындардың 30 пайызынан астамы қала немесе ауыл әкімінің жұмысын тиімсіз деп есептесе, бұл Президент Әкімшілігінің арнайы комиссия құрып, туындаған мәселені зерттеуіне және тиісті ұсыным енгізуіне негіз бола алады», – деп атап өтті.

Миллиард анда, миллиард мында

Жолдау барысында мемлекет басшысының полиция мен ІІМ-нің өзге де құрылымдарының жұмысына көңілі толмайтыны байқалды. Осы орайда Қ.Тоқаев құқық қорғау жүйесін толық реформалау – аса маңызды міндеттердің бірі екенін атап өтті, соның нәтижесінде полицияның мемлекеттік күштік құрылымындағы бейнесі бірте-бірте өзгереді деп пайымдайды.

Президенттің пікірі бойынша, полиция қауіпсіздікті қамтамасыз ету үшін азаматтарға қызмет көрсететін органға айналуы тиіс. Сәйкесінше, Ішкі істер министрлігін реформалауға алдағы үш жылда 173 миллиард теңге бөлінбек.

Бұл қаражаттың басым бөлігі еңбекақыны көбейтуге, баспананы жалға алуға, халыққа қызмет көрсету қағидаты бойынша полицияның заманауи фронт-офистерін ашуға жұмсалады.

Қасым-Жомарт Тоқаев полицей қызметінің беделін арттыру қажеттігіне сенімді, ал реформаның бірінші кезеңін Әкімшілік полиция комитетінің жұмысын қайта ұйымдастырудан бастамақ.  

Айта кету керек, Президент Тоқаевтың Қазақстан халқына алғашқы жолдауы бойынша Ішкі істер министрлігін реформалауға бөлінетін қаражат аз емес. Армиядағы жалпы тәртіп пен оның қаржылық жағдайын нығайту  үшін мемлекеттің қорғаныс саласына бөлетін шығыны өседі. Мемлекет басшысының жоспары бойынша, инклюзивті болуы тиіс экономиканы дамыту аясында үкіметке шағын және микро бизнесті қолдау үшін 100 млрд теңге табу тапсырылды. Жаппай кәсіпкерлікті дамыту  ең алдымен санаға сіңген патерналистік пиғыл мен масылдықтан арылуға мүмкіндік беруі тиіс. 

«Бизнестің жаңа жол картасына» қосымша 250 млрд теңге жұмсалуымен қатар,  Қасым-Жомарт Кемелұлын алаңдатып отырған рейдерлік басып алудан қорғау үшін,  заңнамалық шаралар да қолға алынады: «Бұл мәселе жөніндегі ұстанымым  белгілі: бизнестің, әсіресе шағын және орта бизнестің дамуына кедергі келтіретін әрекеттер мемлекетке қарсы қылмыс деп танылуы тиіс». 

Түрлі әлеуметтік бағдарламаларға бөлінетін қаржы аз емес. Мәселен, 90 млрд теңге шағын елдімекендердің түйкілді мәселелерін шешуге бағытталған «Ауыл – Ел Бесігі» бағдарламасын жүзеге асыруға жұмсалады. (бұдан бұрын 30 млрд теңге бөлінген).

Алдағы 4 жылда орта мектеп мұғалімдерінің айлығын 100 пайыз көбейту жоспарланған. Сондай-ақ, мүмкіндігі шектеулі азаматтарды қолдау үшін алдағы 3 жылда мемлекет қазынасынан 58 млрд теңге бөлінбек. 

Мемлекеттік тегін медициналық көмектің кепілдендірілген көлемі үшін - 2,8 трлн, ал тұтас денсаулық сақтау жүйесін дамытуға 2,3 трлн теңге жұмсалады. Президент  алдағы үш жылда тұрмысы төмен, көп балалы отбасыларды баспанамен қамтамасыз етуге 240 миллиард теңге бөлуді тапсырды, Нұр-Сұлтан, Қарағанды, Ақмола және Солтүстік Қазақстан облыстарына газ жүргізу үшін 56 миллиард теңге бөлінеді. Сонымен қатар, Қазақстан үкіметі заманауи көлік инфрақұрылымын салуға 1,2 трлн теңге, тұрғын үй қорын жөндеу мен жаңғырту үшін несие ретінде 30 млрд теңге, су тартуға және халықты таза ауыз сумен қамтамасыз етуге 250 млрд теңге бөледі.

Ақшаны қайдан алады?

Егер бәрін қосып санасақ, Жолдауда айтылған міндеттерді жүзеге асыру үшін 7,06 трлн теңге қаржы керек, оны долларға айналдырса, $19 млрд теңге болады. Осы ретте Тоқаев бекіткен 2,19 жылғы бюджеттің кірісі 10,45 трлн теңгені құрағанымен, шығыны 11,46 трлн теңгеден асатындықтан, бұндай ірі қаржыны қайдан аламыз деген заңды сауал туындайды. Қоғам белсенділері Қ.Тоқаев жолдауындағы жоспарларды іске асыру үшін қосымша қаражат шенеуніктер қатарын 25 пайызға қысқартып, Президент айтқандай, 75 пайызы бейбәсеке жолымен өткен мемлекеттік сатып алу процесін жеңілдетіп, сондай-ақ, «Самұрық-Қазына» әл-ауқат қорының қызметін қайта қарастыру арқылы табылады деген болжам жасап отыр. Қасым-Жомарт Кемелұлының сөзінен квазимемлекеттік салада қалыптасқан жағдай оның көңілінен шықпайтынын байқауға болады. «Біздің мемлекеттік компаниялар ірі конгломераттарға айналды. Бірақ олардың халықаралық бәсекеге қабілеттілігі күмән тудырады. Біз Ұлттық әл-ауқат қоры құрылған 14 жыл ішінде халықтың әл-ауқатын арттыруға Қордың нақты қандай үлес қосқанын білуіміз керек», – деп атап өтті Қ.Тоқаев. 

Телебейненің ерекшелігі

Десе де, Президент Тоқаевтың сөзі аяқталған соң үш сағаттан кейін елдің басты телеарналары мемлекет басшысының Қазақстан халқына жолдауын эфирден көрсетті. Сол кезде жолдау қосымша реңк ала бастады. ҚР парламентінің мәжіліс залына жиналған қос палата депутаттары, үкімет мүшелері, ұлттық компаниялардың басшылары және облыс әкімдері Қасым-Жомарт Тоқаевты үнсіз және ешқандай эмоциясыз тыңдағанын байқауға болады.

Жолдау кезінде олар президенттің бастамаларына екі рет ұзақ қол шапалақтап, қошемет көрсеткенін айтсақ та жетер.

Мемлекет басшысы үкіметке 2020 жылдан бастап орта және шағын бизнесті үш жыл табыс салығынан босатудың заңнамалық негіздерін әзірлеуді тапсырған кезде бірінші рет қол соғып, қолдау көрсетті. Қосымша 5 пайыз зейнетақы жарнасын енгізуді 2023 жылға дейін шегеру де жиналғандардың көңілінен шықты. Сондай-ақ, мемлекеттік элита Президент сөзін бастағанда және аяқтағанда қол шапалақтағанымен, ұзақ овация байқалмады.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций