Чем грозит Казахстану конфликт стран Персидского залива?

Опубликовано
Обвинения в адрес ОАЭ могут осложнить взаимовыгодное сотрудничество Астаны и Абу-Даби

Завершившиеся визиты госсекретаря США Рекса Тиллерсона и министра иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриана в страны Персидского залива не принесли ожидаемого результата. Напротив, после скандальной публикации в газете The Washington Post вчерашние союзники обменялись новыми обвинениями в адрес друг друга. Конфликт перешёл в новую фазу. Чем грозит это Казахстану – в материале «Къ».

Государственный департамент США возлагал большие надежды на визит своего госсекретаря Рекса Тиллерсона в страны Персидского залива. По планам он должен был состояться 11-12 июля текущего года, но продлился 4 дня. Предполагалось, что глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов в ходе своих встреч в Эль-Кувейте, Дохе и экономической столице саудитов – Джидде сумеет убедить представителей монархий Залива снизить накал страстей вокруг Катара, обвиненного арабской коалицией во главе с Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом в сотрудничестве с Ираном и поддержке терроризма. Ради этого в Вашингтоне даже отменили ранее запланированный визит Тиллерсона в Мексику, у которой имеется немало вопросов к Соединенным Штатам после прихода в Белый дом Дональда Трампа. Однако судя по сообщениям СМИ арабских стран, четырехдневная челночная дипломатия Рекса Тиллерсона фактически потерпела провал.

Челночная дипломатия успеха не принесла

В частности, согласно информации базирующегося в эмирате Дубай телеканала «Аль-Арабия», состоявшаяся в Джидде встреча американского Госсекретаря с королем Саудовской Аравии Салманом ибн Абдул-Азизом аль-Саудом «окончилась безрезультатно». Причиной тому стали как сделанные Тиллерсоном в столице Катара накануне переговоров с королем Саудовской Аравии заявления об успешности сотрудничества между Дохой и Вашингтоном в противодействии терроризму и экстремизму, так и подписанный совместный американско-катарский меморандум о борьбе с терроризмом и финансированием экстремистских организаций. Официальный Эр-Рияд и его союзники по арабской коалиции посчитали, что тем самым Соединенные Штаты, а вместе с ними и страны Запада в их конфликте с Катаром фактически стали на сторону Дохи. «Вместо того, чтобы беспристрастно относиться к заинтересованным странам, каждая из которых является союзником США, госсекретарь США отдал предпочтение Катару, который постоянно брал на себя обязательства, но никогда их не выполнял. Это и похоронило американское посредничество», – было отмечено в главном материале «Аль-Арабии» за 14 июля.

Надо заметить, монархии Персидского залива в своих подозрениях недалеки от истины. Первым свою поддержку позиции Тиллерсона в разрешении конфликта вокруг Катара высказал глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль. «Кризис в Персидском заливе длится уже шесть недель. Пришло время всем сторонам как можно быстрее сесть за стол и начать вести переговоры непосредственно друг с другом», – подчеркнул он в своем официальном заявлении от 15 июля. В тот же день с аналогичным высказыванием выступил и министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, вслед за Тиллерсоном совершивший визит в страны Залива. «Франция призывает как можно скорее снять все меры, которые влияют на граждан Катара, многонациональные семьи, которые были разделены, и студентов», – подчеркнул французский глава внешнеполитического ведомства на встрече в Дохе со своим катарским коллегой Мухаммадом бен Абдурахманом аль-Тани.

Вот только своей цели и немецко-французские призывы как-то не достигли. По информации телеканала «Аль-Джазира», это стало очевидно в субботу вечером во время переговоров Жан-Ив Ле Дриана в Эр-Рияде с министром иностранных дел Саудовской Аравии. В беседе со своим французским коллегой Адель аль-Джубейр дипломатично заметил, что решить вопрос о снятии морской, воздушной и сухопутной блокады с Катара может только Совет сотрудничества арабских государств. Причем, лишь в том случае, если официальная Доха «примет требования международного сообщества», состоящие из 13 пунктов. Среди них: отказ признавать Иран исламским государством, вывод со своей территории подразделений турецкой армии, выплата компенсаций всем людям, пострадавшим от актов терроризма, совершённых поддерживаемыми Дохой организациями «ХАМАС» и «Хезболла», а также запрещенными в Казахстане движениями «Братья мусульмане», «Талибан» и «Исламское государство».

Новая фаза конфликта

Эта «несговорчивость» коалиции арабских стран Персидского залива, похоже, сильно не понравилась странам Запада. Во всяком случае, чем-либо иным трудно объяснить появление вечером 16 июля в одной из самых влиятельных газет США The Washington Post материала, в котором со ссылкой на источники в американских спецслужбах сообщалось, что конфликт между странами Залива организовало руководство ОАЭ. «Объединённые Арабские Эмираты организовали взлом правительственных новостей Катара и социальных сетей с целью публикаций, приписываемых эмиру Катара шейху Тамиму бин Хамаду аль Тани скандальных цитат, вызвавших потрясение в странах Персидского залива», – отмечалось в статье The Washington Post. При этом было подчеркнуто, что план и реализация хакерских атак на Катар была обсуждена 23 мая на встрече старших членов правительства ОАЭ.

По сути, с этой публикации во влиятельнейшем издании США, которую тут же подхватили СМИ и официальные лица Катара, изначально утверждавшие, что на их ресурсы была осуществлена хакерская атака с применением неизвестных «айфонов», кризис в странах Персидского залива перешёл в новую, куда более серьезную, фазу. Фактически со стороны стран Запада Объединенным Арабским Эмиратам предъявлены тяжкие обвинения, которые в свете решений, принятых на саммите лидеров стран «большой двадцатки» в Гамбурге о кибербезопасности, могут привести к введению международных санкций против ОАЭ. При этом они нанесут намного больший ущерб во многом зависящей от импорта экономике Объединённых Эмиратов, нежели санкции Запада, введенные против России. Достаточно сказать, что если власти ОАЭ не предоставят доказательств о своей непричастности к хакерским атакам, спровоцировавшим кризис в стратегически важных для всего мира странах Персидского залива, введение санкций, скорее всего, поддержат все постоянные члены Совета безопасности ООН.

Неубедительные оправдания

Понимают ли это в ОАЭ? Однозначно. Вот только их попытки оправдаться пока выглядят неубедительными. К примеру, министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов Анвар Гаргаш ограничился заявлением, что сообщение от The Washington Post не соответствует действительности, заметив, что на самом деле 23 мая высшее руководство ОАЭ обсуждало введение санкций против Катара. В свою очередь посол Объединенных Эмиратов в США Юсеф аль Отайба объявил скандальную публикацию в ведущем американском издании фейком, напомнив случаи, когда свои официальные извинения за распространение ложной информации публично приносили не менее известные американские издания The New York Times и CNN. Сюда же можно добавить и появившиеся в средствах массовой информации ОАЭ ответных публикаций. В них рассказывается как о якобы поставленных на службу Катару хакерских группах, постоянно взламывающих государственные сайты стран Исламского мира, так и о том, как в 2001 году американские издания обвиняли Саудовскую Аравию в организации атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, из-за чего Эр-Рияд также подверг сомнению публикацию в The Washington Post.

Кстати, в арабских СМИ появились и очень аккуратные материалы о планах Саудовской Аравии решить проблему Катара военным путём. И хотя, согласно этим сообщениям, инициатива самой влиятельной монархии на Ближнем Востоке не получила поддержки со стороны стран Запада, очень похоже, что на берегах Потомака не исключают подобное развитие кризиса в Персидском заливе. Потому, думается, отнюдь не просто так 18 июля Соединённые Штаты показали всему миру возможности своей новой лазерной пушки, мгновенно сбившей небольшой беспилотник именно в Персидском заливе. Вероятно таким образом США решили остудить «горячие головы» и в странах арабской коалиции, и в поддержавшем Катар Иране.

Что сказал Кайрат Абдрахманов

Между тем в случае, если против ОАЭ в качестве назидания для других «несговорчивых» монархий Персидского залива будут введены международные санкции, то они неизбежно отразятся на экономике Казахстана. Да, с одной стороны велика вероятность, что резко поднимутся цены на главный экспортный продукт нашей страны – нефть. По оценкам ежегодного «Статистического Бюллетеня ОПЕК» за 2017 год, со своими 3088,3 тысячи баррелей добываемой нефти в день ОАЭ занимает 7-ю строчку в мире среди стран – экспортёров нефти. Для сравнения, по данным этого же «Бюллетеня», Казахстан, ежедневно извлекая из своих недр 1295 тысяч баррелей нефти, находится лишь на 15 месте. Соответственно, не трудно предположить, что при «удалении с поля» Арабских Эмиратов интерес иностранных инвесторов к Казахстану только возрастет. С другой стороны ОАЭ входит в число ведущих экономических партнеров нашей страны, вложив в казахстанскую экономику более $2 млрд прямых инвестиций. В свою очередь и Казахстан инвестировал в ОАЭ более $900 млн, отмечая значительное увеличение товарооборота между нашими странам, который с 2015 года вырос более чем в 3 раза, достигнув $325 млн. Очевидно, что проблемы Объединённых Эмиратов отчасти станут и проблемами многих казахстанцев, активно сотрудничающих как с Абу-Даби, так и с Дубаем и Шарджей, и им придется искать новые рынки для закупки по относительно невысоким ценам качественных металлоконструкций, поделочных камней, фитингов, ювелирных изделий и чая, о чём хорошо осведомлены власти ОАЭ, стремясь заручиться поддержкой официальной Астаны.

Показательной в этом вопросе стала прошедшая 14 июля в столице Казахстана встреча министра иностранных дел Казахстана Кайрата Абдрахманова с делегацией из Объединённых Арабских эмиратов во главе с министром здравоохранения и социальной защиты Абдулрахманом аль-Уэйсом, в ходе которой в том числе обсуждался и кризис вокруг Катара. И надо заметить, что Кайрат Абдрахманов проявил незаурядную выдержку. Следуя правилам многовекторности во внешней политике, министр иностранных дел РК особо подчеркнул, что Казахстан установил дружественные отношения со всеми арабскими странами, включая ОАЭ, Саудовскую Аравию и Катар. В связи с чем Кайрат Абдрахманов выразил надежду, что братские страны смогут преодолеть возникшие разногласия и урегулировать текущий кризис путём диалога во благо своих народов.

Фото: Reuters

Читайте также