Эксперты негласно называют ШОС альтернативой «большой восьмерке»

Опубликовано
Впервые в истории ШОС произошло расширение, Индия и Исламская Республика Пакистан официально стали членами организации

Впервые в истории Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) произошло расширение. В ШОС в качестве полноправных членов вошли Индия и Пакистан. Эксперты отмечают плюсы и минусы данного расширения и негласно называют ШОС альтернативной «большой восьмеркой», поскольку теперь ШОС представляет около 40% населения Земли.

Индия и Исламская Республика Пакистан официально стали членами ШОС. Главы государств Организации на саммите во Дворце независимости в Астане аккурат накануне открытия международной выставки ЭКСПО-2017 подписали историческое соглашение о завершении процедуры приема этих стран в ШОС и присвоении им статуса членов Организации.

Был подписан и ряд других документов: Конвенция ШОС по противодействию экстремизму, заявление глав государств – членов Организации о совместном противодействии международному терроризму, а также ряд внутренних документов ШОС.

Треть ВВП мира

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) вступила в новый этап своего институционального развития уже как «Шанхайская восьмерка», сообщил на саммите Организации президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Символично, что именно в Астане 12 лет назад было подписано решение о предоставлении двум странам статуса наблюдателей нашей организации – Индии и Пакистану. И важность заседания в том, что эти страны впервые участвуют в нашей организации, организация расширяется. Теперь зона ответственности ШОС охватывает территорию с населением более чем три миллиарда человек, около трети ВВП мира. Таким образом, организация вступила в новый этап своего институционального развития уже как «Шанхайская восьмерка», – сказал Нурсултан Назарбаев в ходе заседания в расширенном формате.

Президент напомнил, что страны являются свидетелями роста эскалации, геополитической напряженности некоторых регионов, прилегающих к ШОС.

«В этой связи принятие нашим советом заявления глав государств – членов ШОС о совместном противостоянии международному терроризму является своевременным шагом. Хотел бы также отметить высокую актуальность конвенции ШОС по противодействию экстремизму, которую мы также сегодня подпишем», – отметил Глава государства.

За прошедший период ШОС провела серьезную работу по укреплению сотрудничества с различными международными объединениями. Так, в ноябре 2016 года принята резолюция Генассамблеи ООН о сотрудничестве с ШОС.

«Перспективными обещают быть формализация отношений ШОС с Международным комитетом Красного креста. Выступаем также за налаживание взаимодействия ШОС с Евразийским экономическим союзом и Организацией исламского сотрудничества, о чем главы государств говорили в узком составе», – сообщил Назарбаев.

Работа будет многоплановая

В свою очередь президент Российской Федерации также дал положительную оценку расширению ШОС.

«Расширение состава Шанхайской организации сотрудничества, несомненно, будет способствовать тому, что она станет более мощной и влиятельной в политической, экономической и гуманитарной сферах», – сказал Владимир Путин в ходе заседания глав стран – членов ШОС.

Путин также подчеркнул, что Индия и Пакистан менее чем за два года выполнили все необходимые условия для вступления в ШОС. «Теперь наша задача помочь новым партнерам встроиться в ведущуюся в рамках ШОС многоплановую работу», – подытожил Путин.

Председатель Китайской народной республики Си Цзиньпин сделал акцент на необходимости укрепления безопасности стран – членов ШОС. Так, китайский лидер заявил, что ШОС должна разработать меры реагирования и совместно защищать безопасность власти, политического строя и общественную стабильность стран-участниц.

«Нужно укрепить дееспособность и создать крепкую защитную стену безопасности в регионе. Следует активизировать политические контакты и координацию. Разработать меры реагирования и совместно защищать безопасность власти, политического строя, общественную стабильность во всех государствах – членах организации», – сказал он на заседании совета глав государств ШОС.

По словам вице-президента Исследовательского фонда «Обсервер» Нандана Унникришнана, изначальный интерес Индии к вступлению в ШОС определялся несколькими соображениями.

«Первое, ШОС – это организация, которая, по мнению Индии, может внести вклад в региональное экономическое развитие в Евразии, и Индия хочет принять участие в этом развитии, реализовывать некоторые из проектов. Второе, ШОС – организация, которая может внести вклад, не одна, но с другими организациями, другими странами, в решение проблемы международного терроризма, и, главным образом, ШОС может стать важным игроком в попытках нахождения какого-то решения для Афганистана», – заявил эксперт РИА Новости.

Бывший посол Индии в России, независимый директор нефтяной компании ONGC Limited Аджай Мальхотра отмечает, что помимо плюсов есть и негативные моменты.

«Мы должны быть непредвзяты и не забывать, что они существуют. Один из таких моментов может проявиться, если Исламабад решит вынести на обсуждение в ШОС проблему двусторонних пакистано-индийских отношений».

По его словам, Индия очевидно не будет поднимать двусторонние проблемы в ШОС, но Индии придется отвечать, если это будет делать Пакистан.

Вторым таким моментом Унникришнан назвал ведущую роль Китая в ШОС, поскольку «отношения Индии с Китаем, особенно в последний год, были немножко сложными». Но эксперт признает, что взаимодействие в ШОС может и напротив – помочь Пекину и Дели найти новые точки соприкосновения.

Это эволюция…

По мнению ведущего эксперта Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Аскара Нурша, объективно странам – участницам ШОС было вполне комфортно и в формате «шестерки». Появление данного вопроса на повестке дня можно рассматривать как отражение нескольких факторов. Первый – эволюционное и институциональное развитие ШОС.

«Например, выстраивая отношения с внешним окружением, ШОС «обросла» странами-наблюдателями и странами-партнерами по диалогу. В русле этих процессов, как признак фазы роста организации, началось обсуждение приема в организацию новых членов. В качестве критерия для приема обсуждалась степень комплиментарности их политики к странам ШОС и наличие «обременения» в виде конфликтов с третьими странами, – отмечает г-н Нурша в интервью CABAR.asia. – К потенциальным кандидатам на вступление эксперты относили Монголию и Иран. В то же время, отдельные страны-участницы не видели острой необходимости в расширении ШОС, чтобы не допустить размывания базиса и разрушения сложившегося баланса сил в организации».

Еще одним фактором, по мнению эксперта, стала осложнившаяся международная ситуация. Параллельно с ШОС Россия – в условиях ухудшения отношений с Западом – наращивала контакты в рамках БРИКС и лелеяла надежду на подъем РИК (Россия – Индия – Китай), рассматривая их важным инструментом строительства многополярного мира.

«С сочувствием, но отстраненно к российской антизападной активности подходил Китай, у которого в свете американского поворота к Азии противоречиво развивались отношения с США. Таким образом, и в Москве, и в Пекине произошла определенная переоценка глобальных рисков и вызовов, которая оказывала давление на повестку развития ШОС, – поясняет Нурша. – Следующий фактор – хотя авторитет ШОС неуклонно рос – содержательное наполнение деятельности ШОС осуществлялось медленнее, чем ожидалось. Активность и становление других региональных объединений на этом пространстве также сказывалось на восприятии ее эффективности в конкурентном поле региональных институтов. Со своей стороны, страны Центральной Азии нуждались в большей степени диверсификации и многовекторности своих стратегий».

Как отмечает Аскар Нурша, расширение ШОС таким образом виделось как свидетельство прогресса организации и решение нескольких проблем. Причем, каждая страна решала посредством расширения свои внешнеполитические задачи.

«Неоднозначная очевидность необходимости расширения ШОС, по-моему, и была одной из важных причин того, почему процесс расширения затянулся. Здесь мы подходим к приему Индии и Пакистана. Понятно, что для обеспечения баланса было принято решение в пользу их одновременного принятия. Кроме того, на момент проведения уфимского саммита ШОС кандидатура Ирана, укорененного в ближневосточный узел проблем и полемизировавшего с Западом по иранскому ядерному вопросу, не набрала консенсуса среди стран – участниц ШОС, – поясняет эксперт.

По его мнению, преобразование «шестерки» ШОС в «восьмерку» рано или поздно способствует корректировке повестки дня и смещению центра тяжести в деятельности организации, как географически, так и тематически. Но этот процесс трансформации займет несколько лет. Степень универсальности организации возрастет.

«Если мы рассматриваем Индию и Пакистан как равноправных членов организации, а это так, то они будут обладать теми же правами и участвовать в формулировании приоритетов и задач организации, внося в повестку дня собственные инициативы и обеспечивая их реализацию собственными политическими и финансовыми ресурсами, – говорит Нурша. – Высказываются определенные опасения, что вступление новых членов привнесет в деятельность ШОС разделение по альянсам: геополитическим осям, «двойкам» или «тройкам», стратегическим или тактическим по отдельным блокам вопросов. Но думаю, что возможные противоречия все же преодолимы, поскольку, во-первых, есть понимание, что на площадку ШОС нет необходимости выносить то, что может быть обсуждено на двустороннем уровне или на других площадках. Во-вторых, ШОС изначально строилась как консенсусная организация, которая развивается только по тем направлениям, по которым есть общее согласие. Хотя эффекты торможения периодически могут возникать, например, такие как инциденты, подобные отказу Индии от участия в саммите «Одного пояса, одного пути» в Пекине в середине мая».

Впереди «большая десятка»?

В свою очередь директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин на сайте sputniknews.kz заметил, что на пороге вступления в эту организацию находятся сегодня также Иран (у него статус страны-наблюдателя), а также Турция (имеет статус страны партнера ШОС по диалогу) – два реальных лидера мусульманского Ближнего Востока.

«Налицо оформление мощной евразийской коалиции ("Большой восьмерки", а в скором будущем и "Большой десятки"), объединяющей более чем треть народов мира и превосходящей западную коалицию ("Большую семерку") во главе с США по потенциалу развития, — цитирует эксперта Sputnik. — Напомню, что Шанхайская организация сотрудничества – это не военный блок и даже не политический союз (хотя после вступления в ШОС двух больших ядерных держав в дополнение к двум уже имеющимся в составе организации ядерным мегадержавам, мир не может не рассматривать "Большую восьмерку" как новую геополитическую силу). Это, прежде всего, межцивилизационное объединение, сформированное на основе географической, экономической и культурной близости ряда не западных стран», — пишет эксперт.

По словам Лепехина, решение о принятии в ШОС Индии и Пакистана можно считать своеобразным ответом на продолжение бессмысленного расширения НАТО на восток, теракты в Тегеране и очередной авиаудар США по подразделениям сирийской правительственной армии в районе города Ат-Танф.

Напомним, ШОС — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В июне 2016 года на саммите в Узбекистане были подписаны меморандумы о вступлении в организацию Индии и Пакистана. На саммите ШОС в Астане Индия и Пакистан стали полноправными членами организации.

Читайте также