Эксперты: президент выбрал роль внесистемного игрока и политического арбитра

Реакция в обществе на озвученные перемены крайне неоднозначна

Эксперты: президент выбрал роль внесистемного игрока и политического арбитра

Эксперты: президент выбрал роль внесистемного игрока и политического арбитра

25 января, президент страны Нурсултан Назарбаев выступил со специальным обращением к населению республики, в котором объяснил суть перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. Стоит отметить, что реакция в обществе на озвученные перемены крайне неоднозначна. Одни эксперты говорят о влиянии реальных политических реформ как основных принципов взаимодействия между ветвями власти. Другие, напротив, полагают, что озвученные новшества носят косметический характер. Третьи расценивают реформы как один из этапов подготовки "мягкого транзита власти".

С точки зрения директора КИСИ Ерлана Карина новые политические инициативы означают не просто повышение статуса парламента и усиление самостоятельности правительства, это действительно реальная перезагрузка системы властных отношений в Казахстане, где президент всегда являлся абсолютным политическим центром. «…Президент продолжает выступать в роли верховного арбитра между ветвями власти. Но также было четко сказано, что президент теперь сконцентрируется на стратегических вопросах, на вопросах внешней политики и национальной безопасности. В любом случае, мы постепенно отходим от старой модели системы властных отношений и начинаем адаптироваться к новым условиям. И в этом смысле, предстоящие изменения, безусловно, положительный тренд. Модернизационная повестка всегда лучше», - считает политолог.

Между тем, по мнению политолога Талгата Калиева, усиление роли парламента и иных ветвей власти всегда звучит обнадеживающе. «Конечно, многие скептики могут считать эти изменения малозначащими, поскольку в любом случае многие шаги осуществляются по согласованию с президентом или после консультаций. Разумеется, учитывая нынешний авторитет Н.Назарбаева, отсутствие в Парламенте альтернативных политических мыслей, можно допускать, что возражений с их стороны по отношению к мнению президента не возникнет. Но потенциал всех этих изменений в полной мере может обеспечить весьма ощутимую политическую конкуренцию при следующем президенте, который уже не будет обладать ни авторитетом, ни полномочиями своего предшественника», - отметил в комментариях «Къ» политолог.

При этом эксперт не исключает, что в этот момент между ветвями власти может проснуться подлинная состязательность, в которой консультации с президентом или согласование с парламентом может превратиться в подлинные многочасовые, а то и недельные дискуссии, в которых президенту будет необходимо обосновать логику предложения конкретной кандидатуры. «Уверен, что эти изменения достаточно важны и прогрессивны. Но повторюсь, их значимость мы сумеем оценить лишь при втором президенте», - говорит Талгат Калиев.

Аналогичного мнения придерживается и общественный деятель Амиржан Косанов, с точки зрения которого в настоящее время мы становимся свидетелями, когда в межклановых спорах принцип «всем сестрам по серьгам» устроил бы всех. «Полагаю, уже сегодня речь идет о том, что нужно создавать механизмы для сохранения баланса между группами влияния в период правления второго президента. А это возможно только через, хотя бы относительное, усиление парламента и правительства. Отсюда и идея перераспределения полномочий между ними. За 25 лет Независимости власть, в целом, привыкла жить в комфортных монопольных условиях, и даже минимальные подвижки в сторону усиления полномочий парламента и правительства, которые, собственно, и предлагает сам президент, психологически и морально действуют на всю нашу вертикаль власти. Ведь они просто боятся любой формы критики и конкуренции. Отсюда и половинчатость заявленных ранее реформ», - отметил в комментариях Къ политик.

Более подробный расклад по новым реформам предлагает на своей страничке в FB экс-сотрудник МИД РК, ныне общественный деятель и блогер Казбек Бейсебаев. «…У нас правительство ответственно перед президентом, а потом в отдельных случаях перед парламентом. Теперь будет как бы равная ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Увеличение полномочий премьер-министра заключается в следующем. Премьер-министр будет вносить предложения по составу правительства без консультаций с мажилисом. Правительство получит право образовать, реорганизовать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства. По действующей Конституции, правительство докладывало только президенту о своей деятельности, теперь будет парламенту. Правительство будет слагать свои полномочия перед мажилисом, а не перед президентом, как это было прежде.

Есть отдельные изменения в части назначения судей. Требования к судьям определяются отдельным законом. Президент может прекратить досрочно полномочия маслихата после консультаций с премьер-министром и председателями обеих палат парламента. В настоящее время он решает эти вопросы сам, один. Незначительные поправки введены в статью про назначения акимов административно-территориальных единиц в связи изменениями в законах. Как прежде, акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом с согласия маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы. Но как быть, если при действующем областном акиме состоялись выборы маслихата?», - констатирует эксперт.

По его мнению, крайне важна новая поправка в ст.91 Конституции РК, согласно которой, вопрос внесения изменений и дополнений в Конституцию на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента решается при наличии заключения Конституционного Совета. «Получается, что будет народ обсуждать поправки в Конституцию или нет – решает Конституционный совет. Но в заключение необходимо сказать следующее. Действительно, предлагаются некоторые изменения в Конституцию по повышению роли и ответственности правительства и парламента. Но они не такие, чтобы говорить о реальном перераспределении властных полномочий от президента к парламенту и правительству. Казахстан остается страной с президентской формой правления, где президент практически назначает или выдвигает всех руководителей ветвей власти за исключением председателя мажилиса, который избирается депутатами», - резюмирует Казбек Бейсебаев.

Несколько иначе видит роль президента политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, по мнению, которого глава государства становится «надсистемным игроком и арбитром». «Однако при этом само перераспределение полномочий напоминает драку двух лысых из-за расчески, где двумя "лысыми" являются правительство и парламент, которые показали свою слабую эффективность как с точки зрения реагирования на кризисные ситуации, так и в плане адекватной законодательной работы. В принципе, проблема не в том, как передать полномочия. Проблема в том, кому их передавать. Это тупиковая ветвь развития любой сверхпрезидентской системы, при которой априори не могут существовать сильные политические институты», - отмечает политолог.

По его мнению, прежде чем перераспределять какие-либо полномочия, вначале необходимо было бы усилить те политические институты, которые с этими полномочиями могли бы что-то реально сделать. «А так, у нас телегу опять поставили впереди лошади. Сначала необходима реформа партийной и избирательной системы, чтобы в парламенте сидели не «партии-зомби» и «депутаты-флюгеры», а электоральные и конкурентоспособные игроки. При этом сам парламент должен формироваться не только по партийному списку, но и по мажоритарному принципу. Только в этом случае, законодательная ветвь власти станет тем самым коллективным преемником, который мог бы гарантировать некую политическую стабильность во время транзита власти, так как игра велась бы в рамках правового поля, а не только в рамках кулуарных разборок внутриэлитных групп. При остальных вариантах не суть важно сколько и какие полномочия будут у второго президента, так как слабый президент и слабый парламент намного хуже схемы: «сильный президент и слабый парламент». Но такая схема опять лишь возвращает нас к тому, с чего мы начали», - считает Досым Сатпаев.

banner_wsj.gif

229 просмотров

Зачем партия власти идет в народ

Праймериз Нур Отана, как начало нового электорального периода

Фото: сайт первого президента РК

Важное отличие предстоящей электоральной кампании кроется в новой законодательной реальности, в которой они будут проходить. «Курсив» уже писал об этом: речь идет о введении 30%-ных квот для женщин и молодежи в предвыборных партийных списках, а также снижении порога для регистрации партий, что может привести к появлению новых игроков на политическом ландшафте. Кроме того, в поствыборном мажилисе начнет работать «парламентская оппозиция», которая получит дополнительные возможности для влияния на работу нижней палаты.

Кроме того, это первые выборы в мажилис и маслихаты, которые пройдут по пропорциональной системе, то есть только по партийным спискам. Раньше в региональные представительные органы могли баллотироваться и беспартийные.

Поэтому предстоящие выборы на всех уровнях для партий становятся важнее, и борьба за депутатские мандаты может стать острее. В центре внимания оказался «Нур Отан» – доминирующая в мажилисе партия, которая заявила о планах провести праймериз – внутренние предварительные выборы кандидатов, которые потом и сформируют партийные списки на выборах-2021. «Курсив» разбирался, как «партия большинства» будет использовать в казахстанских условиях инструмент внутрипартийной конкуренции и что будут делать другие крупные политические объединения в преддверии выборов.

Выборы перед выборами

Многим слово «праймериз» известно из новостей, которые приходят с Запада. В США, например, это давно используемый инструмент внутрипартийной конкуренции. Порой соревнования между кандидатами за возможность выдвинуться от своей партии на президентских выборах становятся не менее драматичными, чем сама гонка между представителями разных партий за президентское кресло.

«Праймериз» – это термин, пришедший из английского языка и означающий первичные, или предварительные, выборы. Обычно их конечная цель – определить внутри политического движения одного, самого достойного кандидата для борьбы с представителями конкурирующих партий.

Такой подход позволяет, во-первых, исключить конкуренцию между однопартийцами на основном этапе выборов, чтобы не распылять силы партии, а во-вторых, повысить внутрипартийную конкуренцию, подталкивая кандидатов к собственному развитию и наращиванию сил.

Обычно праймериз проходят внутри политического объединения: после нескольких этапов внутреннего соревнования устраивают голосование, где члены партии выбирают единого кандидата. Проигравшие кандидаты поддерживают победителя и призывают своих сторонников отдавать ему свои голоса непосредственно на выборах.

Теперь и в Казахстане

Для нашей страны инструмент праймериз не нов. «Нур Отан» еще в 2016 году проводил такие процедуры при отборе кандидатов на выборы в регио­нальные маслихаты. 

Тогда в течение месяца в праймериз на базе первичных партячеек участвовали более 340 тыс. нуротановцев, которые защищали свои предвыборные программы перед однопартийцами.

В результате были выбраны более 3 тыс. наиболее подготовленных кандидатов, пользующихся поддержкой большинства нуротановцев.

Был похожий опыт и у другого политического объединения, входящего в мажилис, – это демократическая партия «Ак жол». Правда, праймериз проводились не для выборов в парламент или маслихаты, а для определения единого кандидата на прошлогодние президентские выборы. Тогда на партсъезде в Нур-Султане делегаты выбирали из шести претендентов, и большинством голосов кандидатом стала депутат мажилиса Дания Еспаева.

Вокруг результатов голосования развернулась драма: претендент Талгат Ергалиев, председатель Союза строителей Казахстана, занявший второе место по числу голосов, позже заявил о выдвижении отдельно от «Ак жола». Но потом от этих планов все же отказался.

Как пройдут праймериз в «Нур Отане»

Даты проведения праймериз уже известны – они пройдут с 17 августа по 3 октября во всех регионах страны. Цель этой работы, как говорится в опубликованных правилах, – «выявление на основе конкурентной борьбы реальных и сильных лидеров для дальнейшего формирования эффективного депутатского корпуса в маслихатах всех уровней и мажилисе парламента».

В правилах есть несколько интересных моментов. Так, партийные списки не будут сформированы полностью по итогам праймериз – есть понятие партийной квоты, то есть доли кандидатов, которые включаются в списки на выборы в маслихаты и мажилис по решению регионального руководства и центрального аппарата партии.

В квоту могут попасть «активные, узнаваемые члены партии, имеющие многолетний стаж в партии, пользующиеся авторитетом среди партийцев и доверием населения». На уровне регионов величина такого пула равна 30% от числа мандатов в маслихатах, а для мажилиса – 50%. Другими словами, лишь часть будущих депутатов добудет свой мандат в полностью конкурентной борьбе.

Есть и фишки для уже действующих депутатов мажилиса. Например, на них не распространяются правила по выдвижению и регистрации на участие в праймериз. Они могут стать кандидатами на дебатах на региональных конференциях филиалов партии «по согласованию» с их руководством.

Другой интересный момент – это правила агитации. Так, ни участнику праймериз, ни его доверенным лицам нельзя агитировать против своих оппонентов, что, например, распространено на Западе. Также запрещено расклеивание листовок, плакатов и установка баннеров, но разрешена раздача флаеров и буклетов.

Среди заслуживающих внимания инициатив – проведение публичных дебатов на трех уровнях: в ходе праймериз, на конференциях районных и городских филиалов партии и на конференциях в областных филиалах и городах республиканского значения.

Участие в дебатах сделали обязательным для всех кандидатов: не менее одного раза для кандидатов в районные и городские маслихаты и не менее двух раз – для желающих стать мажилисменами.

На первом этапе своего выступления кандидаты должны представить свое видение решения проблем конкретных населенных пунктов. Уже во втором раунде между кандидатами начинается дискуссия в формате «вопрос-ответ». Кандидат может задать не менее одного вопроса каждому из оппонентов. Вопросы смогут задавать и зрители из зала.

Кроме того, при формировании спис­ков в маслихаты всех уровней «Нур Отан» планирует даже перевыполнить обязательную по закону квоту для женщин и молодежи. Еще в феврале 2020 года на встрече с партактивом Павлодарской области Бауыржан Байбек заявил о планах довести представленность женщин минимум до 30%, а молодых людей в возрасте до 35 лет – до 20%.

По мнению первого зампредседателя партии, в маслихатах должны быть представлены и другие социальные группы, в том числе люди с особыми потребностями, многодетные матери и другие. Также будут продвигать «лидеров общественного мнения» и представителей неправительственных организаций, которые пользуются доверием населения.

Поэтому вполне можно ожидать «разношерстные» партийные списки на уровне маслихатов – не только из предпринимателей и директоров школ, но и гражданских активистов, которые близко знакомы с проблемами регионов.

Получится ли?

Смогут ли нынешние праймериз стать прорывом для «Нур Отана» – вопрос пока открытый. Публично партия презентует их как часть своей модернизации, которой поручил заняться лидер политобъединения Нурсултан Назарбаев.

Однако множество оговорок в правилах проведения праймериз и наличие квот говорят, что в партии пока лишь присматриваются к таким механизмам и готовятся на практике проверить их на предмет эффективности. 

Тем временем в других партиях праймериз не будет. В пресс-службе Коммунистической народной партии Казахстана kursiv.kz сообщили, что КНПК – это «кадровая партия», и она действует на основе внутрипартийных рейтингов, по которым и формируются списки в мажилис парламента. Что касается формирования списков на выборы в маслихаты, то их подготовкой будут заниматься областные комитеты компартии.

Аналогичная ситуация и в другой парламентской партии – «Ак жол». Как рассказал kursiv.kz лидер политобъединения Азат Перуашев, кандидатов там тоже будут выдвигать конференции и съезд партии.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg