Что думают эксперты о новом министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности

Опубликовано
Решение о создании Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности (МОАП) было оформлено виде указа президента и опубликовано на сайте Ак Орды

Под занавес минувшей недели отечественный Кабмин пополнился новым министерством – оборонной и аэрокосмической промышленности. Политологи, опрошенные «Къ», увидели в создании ведомства очередную и по большей части безуспешную попытку создать военно-промышленный комплекс.

Решение о создании Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности (МОАП) было оформлено виде указа президента и опубликовано на сайте Ак Орды 6 октября. Основным направлением деятельности МОАП, согласно указу, является реализация госполитики в сфере оборонной, аэрокосмической и электронной промышленности, информационной безопасности, мобилизационной подготовки и формирования госматрезерва. Кроме того, в перечень вопросов было включено проведение единой военно-технической политики и военно-технического сотрудничества, а также руководство в области формирования, размещения и выполнения гособоронзаказа.

В рамках министерства воссозданы Комитет по информационной безопасности, Аэрокосмический комитет и Комитет по госматрезервам МОАП. Возглавил министерство ныне экс-аким Южно-Казахстанской области – Бейбут Атамкулов. Ему на смену пришел экс-посол Казахстана в Турции и Албании Жансейт Туймебаев.

Заниженные ожидания

Политолог, автор энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане», Данияр Ашимбаев считает, что смысла в создании министерства, а также большой надежды на возрождение ВПК в Казахстане нет.

«Все отрасли, которые попали в новое министерство, так или иначе в разных комбинациях в системе госуправления уже побывали. Взять оборонку. В 1992 году создали корпорацию «КЭМПО». Потом из нее сделали НАК «Коргау», которая благополучно умерла. Потом в 2003 году создали АО «Казахстан Инжиниринг». В этом время параллельно сменялись органы управления. Сначала был Комитет по оборонной промышленности при правительстве. Потом под разными министерствами. Комитет гулял много раз, и подведомственная ему компания тоже. Тоже самое было и с космосом. Ведомство существовало то самостоятельно, то в составе министерства. Все возможные комбинации были использованы. Фактически оборонной промышленности нет, также как и аэрокосмической промышленности. И это очередная, по большей части, безуспешная попытка. Единственно, новое министерство позволит в какой-то степени разгрузить другие ведомства», – поясняет он «Къ» свою точку зрения.

По мнению политолога, вопрос создания министерства не связан с занятием кресла премьер-министра Бахытжаном Сагинтаевым – вопрос обсуждался намного раньше его назначения. Однако, добавляет он, более четкое понимание можно дать после всех ключевых назначений в МОАП (ответственный секретарь, вице-министры и так далее).

«В ведение министерства, скорее всего, перейдет такой лакомый кусок, как РГП «Резерв», АО «Казахстан Инжиниринг» и «Казахстан Гарыш Сапары». Кроме того, будет передана часть полномочий в сфере информационной безопасности. Борьба с преступностью в киберпространстве больше прерогатива КНБ и МВД. Поэтому речь идет больше о внутренней защите правительственных сетей. Возможно, еще какие-то функции отойдут. Указ это первый шаг. В ближайшие месяцы нас ждут аппаратная борьба за те или иные полномочия», – считает Данияр Ашимбаев.

Тренд на развитие ВПК

Другой политолог, Досым Сатпаев, видит в решении о создании МОАП намерение продолжить развитие отечественного ВПК.

«Не так давно в Казахстане заявили о скором создании собственного патронного завода. Оптические приборы, мобильные средства связи уже производятся. Это проекция тех попыток наладить производство отдельных элементов и комплектов вооружений. Проблема сложная, но с точки зрения нацбезопасности – шаг позитивный. Успех будет иметь мультипликативный эффект как в части создании новых рабочих мест, так и возможном появлении новых технологий», – подчеркивает политолог.

Другой немаловажный вектор МОАП – наведение порядка в гособоронзаказе.

«У Казахстана регулярно возникают проблемы и скандалы с военным заказом. Отчасти это связано с тем, что он носит секретный характер. В разных странах распространена практика парламентского контроля. Если ее распространить у нас, это, возможно, позволит избежать соблазнов, а также позволит лучше бороться с коррупцией в этой сфере», – отмечает собеседник «Къ».

Не исключено и то, что решение о создании министерства носит протекционистский характер по отношению к поставщикам из стран Евразийского союза в плане доступа к «открытой» (вещевая продукция, продукты питания и другое) части закупок в рамках гособоронзаказа Казахстана. В конце апреля текущего года Министерство РФ официально обращалось в Евразийскую экономическую комиссию и Правительство Казахстана с консультациями относительно доступа российских поставщиков к внутренним военным закупкам.

«Это вполне возможно. Однозначно в условиях бюджетного дефицита обостряется борьба за финансовые потоки, и создание министерства может быть попыткой перетянуть их на себя. Нельзя исключать и передела сфер влияния в этой части внутри элиты», – отмечает Досым Сатпаев.

Ново-старые кураторы?

Анализируя фигуру Бейбута Атамкулова, Данияр Ашимбаев отметил, что «он в свое время руководил ГК «Рахат», связанной со скандально известным президентом АО «Казахстан Темир Жолы» – Ерланом Атамкуловым». По данным Депозитария финансовой отчетности Министерства финансов РК, его родной брат – Мелис Атамкулов – имеет афилированность с Кенесом Ракишевым. Последний, в свою очередь, приходится зятем экс-министру обороны, а ныне вице-премьеру Имангали Тасмагамбетову.

Особых прорывов у Бейбута Атамкулова на посту акима ЮКО замечено не было, продолжает политолог. «Область сама по себе тяжелая, отклики его акимства противоречивые. С другой стороны, он инженер по специальности. Возможно, министерство станет более удачным местом применения своих навыков», – подчеркнул Данияр Ашимбаев.

Что касается Жансейта Туймебаева, то как он проявит себя на посту акима, сказать сложно, уточняет эксперт.

«Он работал в администрации президента, правительстве, на дипломатическом поприще. Акимат – тяжелая сфера. Необходимо строить отношения с элитой. Область насчитывает миллион человек, наработаны свои бизнес-интересы и правила игры. У нас периодически послы назначаются акимами, но не факт, что он станет успешным акимом», – подытожил Данияр Ашимбаев.

Читайте также