1613 просмотров

Андрей Чеботарев: Власти не ждут повторения российского сценария в Казахстане

<i>Коммунистическая народная партия Казахстана, ДПК "Ак жол", ДП "Адилет" и Общенациональная социал-демократическая партия уже откликнулись на призыв НДП "Нур Отан" подписать меморандум о проведении честных и прозрачных выборов депутатов мажилиса парламента и маслихатов 15 января 2012 года. Однако подобное соглашение, на взгляд директора Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрея Чеботарева, может оказаться пустой формальностью. В интервью информационно-аналитическому изданию Quorum.kz политолог отметил, что это, скорее, пиар-ход, призванный продемонстрировать приверженность властей и их партии демократическим стандартам в избирательном процессе.</i>

Коммунистическая народная партия Казахстана, ДПК "Ак жол", ДП "Адилет" и Общенациональная социал-демократическая партия уже откликнулись на призыв НДП "Нур Отан" подписать меморандум о проведении честных и прозрачных выборов депутатов мажилиса парламента и маслихатов 15 января 2012 года. Однако подобное соглашение, на взгляд директора Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрея Чеботарева, может оказаться пустой формальностью. В интервью информационно-аналитическому изданию Quorum.kz политолог отметил, что это, скорее, пиар-ход, призванный продемонстрировать приверженность властей и их партии демократическим стандартам в избирательном процессе.

- Андрей Евгеньевич, насколько меморандум, даже если его подпишут все партии, способен посодействовать "проведению честных, прозрачных и справедливых выборов"?

- Такой опыт уже имел место в прошлом и ровным счетом ничего не дал. Речь идет о Хартии об основных принципах политической конкуренции в условиях избирательных кампаний, которую в феврале 2004 году разработали и предложили подписать Республиканское гражданское движение "За правовой Казахстан" и Общественный комитет по контролю за выборами. Ее подписали все действующие тогда партии. Однако после проведения в сентябре того же года парламентских выборов многие из них заявили о многочисленных нарушениях во время предвыборной кампании и особенно во время голосования и подсчета голосов.

В наших условиях подписание подобных документов участвующими в выборах партиями - бессмысленно. Ведь от них нисколько не зависит обеспечение честности и справедливости на основных этапах избирательного процесса. Они могут воздержаться, к примеру, от "распространения недостоверных сведений, заведомо порочащих честь и достоинство других партий" или "спекуляций на социальных, этнических, культурных, религиозных и других противоречиях2. А вот кто воздержится от проведения так называемых "каруселей", вбросов в урны для голосования заранее заполненных бюллетеней и прочих махинаций?

Хотя нужно учитывать, что в состав участковых, окружных и территориальных избирательных комиссий входят люди, делегированные сюда НДП "Нур Отан" и некоторыми другими партиями. В таком случае именно этим партиям, а не Центризбиркому и не областным акиматам, нужно взять на себя всю полноту политической ответственности за деятельность этих людей. Поэтому данные партии должны провести соответствующую работу со своими представителями в указанных избиркомах и потребовать от них неукоснительно соблюдать все положения рассматриваемого меморандума в своей работе. И эта ответственность обязательно должна быть прописана в меморандуме. Гарантий, конечно, от нарушений и фальсификаций будет немного, но хотя бы можно будет конкретному субъекту в лице определенной партии предъявить их выявленные факты.

- А как Вы считаете, можно ли подписание подобных документов расценивать как реакцию на российские события, когда масштабные нарушения и фальсификации в ходе выборов в Госдуму России спровоцировали волну протестов?


- Я думаю, что нет. Во-первых, с инициативой подписания НДП "Нур Отан" предвыборных меморандумов о сотрудничестве с другими политическими партиями, профсоюзами и НПО ее лидер, Президент страны Нурсултан Назарбаев выступил 25 ноября во время работы XIV съезда партии. То есть, еще до парламентских выборов и последующих протестов в России.

Во-вторых, казахстанские власти, конечно, следят за развитием ситуации в РФ. Однако, в силу низкого уровня гражданского самосознания у значительной части казахстанского общества, а также неспособности оппозиционных сил мобилизовать граждан на подобного рода выступления, они ничего подобного в Казахстане не ждут. К тому же на фоне частых проявлений терроризма и экстремизма в разных регионах республики власти могут пойти на введение чрезвычайного положения и, как следствие, не допустить каких-либо массовых протестов во время и после выборов.

Что же касается предложенного "Нур Отаном" меморандума о проведении честных и прозрачных выборов, то, на мой взгляд, это - чисто пиаровский ход, призванный продемонстрировать приверженность властей и их партии демократическим стандартам в избирательном процессе. Кроме того, если кто-то из других партий по причинам, например, недоверия к властям или несогласия с текстом меморандума откажется от его подписания, то ее можно будет подвергнуть за это критике и даже обвинить в отходе от указанных стандартов.

banner_wsj.gif

338 просмотров

В Казахстане впервые ввели гендерные квоты для партийных списков

Позволят ли они активно вовлечь женщин в общественно-политические процессы?

Фото: Аскар Ахметуллин

В Казахстане впервые были введены гендерные квоты для партийных списков. Согласно закону, в стране вводятся квоты в размере не менее 30% для лиц, не достигших 29-летнего возраста, и женщин от общего числа включенных в список лиц для регистрации кандидатов в депутаты мажилиса и маслихата от одной политической партии.

«Для введения данных квот существует комплекс причин», – говорит эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Айман Жусупова. Во-первых, Казахстан, декларируя свое намерение войти в число развитых стран, должен обеспечивать представительство женщин во власти. Так, Казахстан ратифицировал Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 2019 году ООН рекомендовал Казахстану пересмотреть Концепцию семейной и гендерной политики с целью установить 50%-ную квоту представленности женщин во всех сферах жизни.

Во-вторых, сегодня в стране очевидна активизация женских движений – все чаще выступают многодетные матери, есть движения против насилия над женщинами, а также молодежь в целом более четко стала заявлять о своих проблемах. Увеличение представительства женщин и молодежи в политике позволит вынести на обсуждение, повысить эффективность решения про­б­лем, важных для этих категорий населения, считает эксперт.

На сегодняшний день мажилис парламента РК представлен 104 депутатами, среди них 27 женщин (на момент выборов в 2016 году их было 29), соответственно, доля женщин-депутатов составляет 26%.

По данным Института общественной политики, в маслихатах в среднем по стране 22% женщин депутатов – они занимают 740 из 3335 мест. При этом статистика по регионам сильно различается. Наиболее высокий уровень участия женщин в маслихатах наблюдается в северных регионах страны: в Костанайской области – 31,23%, в Павлодарской области – 29,13%, в СКО – 28,57%.

Самые низкие показатели в южных регионах. В Туркестанской области доля женщин – депутатов маслихатов составляет 5,24%. В городе Шымкенте и Кызылординской области – 10,34% и 14,29% соответственно.

«Женщин у нас среди избирателей 52%, молодежи среди избирателей 17%, то есть обе эти группы суммарно набирают примерно 60% избирателей, а может, и больше», – говорит политолог Марат Шибутов. Он добавляет: «У нас парламент и маслихаты – это государственные органы, которые представляют интересы населения. Может ли мужчина в возрасте 55 лет (средний депутат мажилиса) хорошо представлять интересы молодых женщин? Конечно, есть такая возможность, но в целом там есть много недопонимания, большая разница в восприятии, и поэтому шансов маловато. Поэтому и надо, чтобы эти категории получили своих представителей в законодательной власти на всех уровнях».

Шибутов отмечает несколько положительных моментов введения квот для женщин и молодежи. Во-первых, формирование новых списков заставит политические партии подтягивать вверх эти категории, а потом и давать им места в случае выигрыша. Во-вторых, это сразу ставит вопросы об организации внутри партий соответствующих подразделений – женского и молодежного крыла. В-третьих, это будет влиять на предвыборную программу партий – надо будет вносить соответствующие установки и лозунги, это фокусирует на них внимание и ресурсы. Выборы покажут, насколько население поддерживает новую повестку.

«Сегодня сложно однозначно сказать, как изменится повестка дня в связи с введением гендерной квоты», – говорит Айман Жусупова. Она отмечает ряд ограничений, связанных с введением системы квот в текущих реалиях. Во-первых, 30%-ная квота для регистрации партийного списка не является гарантией того, что она будет соблюдена при распределении мандатов. Политическая партия уже самостоятельно будет решать, какое количество мандатов отдать такой категории. Во-вторых, соотношение обеих категорий в списках той или иной партии будет всецело зависеть от ее руководства. Некоторые депутаты отмечают, что молодежь не имеет достаточного профессионального и жизненного опыта для того, чтобы заниматься законотворческой деятельностью, полноценно осознавать глубину обсуждаемых проблем и последствия принимаемых решений.

Более того, женщины и молодежь должны представлять ту или иную политическую партию, что отсекает от участия в парламентских выборах большое количество молодежи и женщин, которые не являются членами партий.

Тем не менее на текущий момент введение квоты – это, конечно, положительный шаг, считает эксперт. Это позволит вынести на обсуждение проб­лемы, касающиеся женщин и молодежи, более четко, с пониманием истинного положения вещей. «В то же время важно, чтобы кандидаты действительно отражали чаяния и проблемы представляемой категории, были нацелены на их решение», – отмечает Жусупова.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg