Зампред ЦИК Владимир ФООС: Надо, чтобы люди не отмахивались от выборной кампании

Опубликовано
Негативное отношение к электоральному процессу у избирателей могут формировать партии и политические фигуры, заведомо считающие итоги выборов сфальсифицированными, а также “леность” казахстанцев и их безразличное отношение к выборной кампании, полагает заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Казахстана Владимир ФООС. Об этом и о других актуальных проблемах, касающихся предстоящих выборов мажилис и маслихаты, он рассказал в интервью КазТАГ.




Негативное отношение к электоральному процессу у избирателей могут формировать партии и политические фигуры, заведомо считающие итоги выборов сфальсифицированными, а также «леность» казахстанцев и их безразличное отношение к выборной кампании, полагает заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Казахстана Владимир ФООС. Об этом и о других актуальных проблемах, касающихся предстоящих выборов мажилис и маслихаты, он рассказал в интервью КазТАГ.

— Тема №1 на всех интернет-форумах сегодня — это выборы. У многих комментаторов к ним негативное отношение. Пишут о наблюдавшихся фактах, когда избиратель приходил на участок и обнаруживал, что напротив его имени уже стоит галочка. Многие говорят: зачем ходить на выборы, если за нас все давно решено… Как вы относитесь к высказываниям такого рода?

— Некоторые нарушения со стороны организаторов выборов приводят к тому, о чем вы сказали, что теряется доверие к выборам. Во-вторых, вы, наверное, заметили выступления политических партий или политических фигур, которые часто говорят по этому вопросу…
Еще выборная кампания не началась, а они уже поставили на ней клеймо фальсифицированной. А когда все время говорят «плохо», что-нибудь да откладывается в сознании людей. Это тоже один из моментов.
И потом, наш менталитет… Пусть на меня не обидятся. Вот смотрите: 15 дней дается для избирателей, чтобы проверить списки, прийти на избирательный участок, проверить, внести изменения, настоять, чтобы внесли в список. Но никто же в принципе этого не делает. Большинство идут в последний момент, в день выборов, когда действительно трудно уже решить, что-то доказать, приходится массу действий предпринимать. Это тоже наша леность. Или к бойкоту призывают, кто-то еще что-то.
В общем, выборная кампания – это как раз то время, когда сталкиваются разные мнения, суждения о выборах и это, наверное, вполне нормально.
А вот, конечно, когда идут нарушения, мы пытаемся и стараемся их устранить. Во-первых, мы настраиваем свои избирательные комиссии, чтобы исключить эти нарушения. Но все люди, человеческий фактор исключать нельзя.
Мы, естественно, после выборов вот эти нарушения пытаемся проанализировать. Если есть возможность, в будущем избавиться от них путем внесения дополнений и изменений в закон, мы это делаем. От определенных одиозных фигур мы избавляемся либо наказываем их административно, дисциплинарно.
Чтобы вот таких случаев не было, наверное, надо, чтобы все люди участвовали в выборной кампании и не отмахивались от нее, потому что если будет больше людей отмахиваться, то наверняка найдутся такие кто проголосует за того или иного не пришедшего на участок избирателя. Это случаи единичные и они исключительные, но к ним пристальное внимание и поэтому создается такой общий фон.

— Прокомментируйте, пожалуйста, заявление ОСДП «Азат», в котором ее представители заявляют об ущемлении ЦИКом их права на представительство партии в избирательных комиссиях.

— В законе сказано, что политические партии имеют право на то, чтобы представлять в комиссии, где нет их членов с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения выборов, то есть на весь электоральный период. То есть ни на половину электорального периода, ни часть электорального периода, ни на день выборов, а вот именно на весь электоральный период.
Не зря они называются члены с правом совещательного голоса, то есть они должны работать точно так же, как и те члены комиссии, которые избраны маслихатами.
Согласно закону «О выборах», после назначения выборов в течение 10 дней для территориальных и окружных избирательных комиссий, и в течение 7 дней — участковых избирательных комиссий уточняются и публикуются их составы.
Поэтому мы предложили всем политическим партиям в это время также представить в течение 10 дней кандидатуры представителей в окружные территориальные избирательные комиссии, и в течение 7 дней — в участковые избирательные комиссии. Исходя из того, что вполне возможно, когда будут публиковаться составы, будут опубликованы и эти лица, которые представлены.
16 ноября мы отправили это письмо всем областным избирательным комиссиям и всем политическим партиям. Как вы видите, у нас все в принципе получили, все занимаются этим делом.
Да, с ОСДП произошла накладка, потому что это не от нас зависит, а от ОСДП. Мы пытались связаться с ними по факсу, но, увы, со всеми политическими партиями связались, с ОСДП — нет. Что у них там творится со связью, была ли она выключена, либо испорчена — это уже нас не касается.
Кроме того, это письмо мы непосредственно направили в саму партию по почте. Затем было заявление ОСДП.
Меня, честно говоря, немножко поражает такое отношение, вместо того, чтобы давать представителей своих комиссий, ОСДП занялось опубликованием заявления. Они пишут: «имеются основания предположить, что перед нами очередное создаваемое властью искусственное препятствие, нацеленное на воспрепятствование контроля ОСДП за ходом подсчета голосов».
А я считаю, что они в этом случае лукавят. Потому что каждая политическая партия имеет право на период проведения и подготовки выборов, то есть на весь выборный период иметь трех доверенных лиц на каждом участке. 9757 участков, это где-то 30 тысяч человек. Это большая сила.
Кроме того, не оговаривается количество наблюдателей от политических партий. Наблюдатели от политических партий имеют право присутствовать на любом избирательном участке и в любой избирательной комиссии и контролировать и подсчет голосов, и подведение итогов и прочее. О каком воспрепятствовании речь может идти?
Может быть, хочется прийти в самый последний момент? Но для этого, как я уже сказал, есть наблюдатели и доверенные лица. Если в эти сроки вы не дали своих представителей с правом совещательного голоса, то у вас право на 1 участок давать 3 человека доверенных лиц и плюс, в день выборов, наблюдателей на каждый избирательный участок, которые будут наблюдать, контролировать, фотографировать и все фиксировать.
С другой стороны, если поступит к нам по поводу этого вопроса жалоба, ЦИК будет рассматривать. А я вам обрисовал ту ситуацию, которая сложилась.

— Много ли подобных ситуаций бывает в электоральный период, ведь не все всегда гладко проходит?

— Ситуации, конечно, у нас бывают разные. Некоторые партии выступают и сразу начинают говорить, что «с большим сожалением и тревогой констатируем, что такое начало деятельности электоральной кампании…». Вроде как получается, что перекрывают кислород некоторым политическим партиям и прочее. Но у меня такое впечатление, что некоторые партии заранее ищут основания, чтобы оправдаться. Это мое личное мнение, я имею его право высказать.
Но по действиям некоторых политических партий, когда для них выборы оказываются неожиданностью… Хотя они 5 лет кричат: «Давайте досрочные выборы в парламент». Пошли им навстречу, и оказалось, опять для них неожиданно. По закону в установленные сроки — 2 месяца — должны быть проведены выборы, тоже оказывается, мало. Конечно, такие случаи есть и будут, и мы от этого никуда не денемся.

— Как вы думаете, партию КПК намеренно вывели из игры буквально в преддверии выборов?

— Это не к нам вопрос. Раз деятельность приостановлена судом, значит, политическая партия не имеет права участвовать в выборной кампании. А основания для того, чтобы приостановили их деятельность… Это суд рассматривал и, значит, основания были серьезные. Основания для суда – это нарушение закона о политических партиях и другие причины могут быть.

— Можно узнать ваше мнение не как должностного лица в ЦИКе, а ваше личное мнение, — какие партии пройдут на выборах?

— (Смеется). Ну не знаю. Вы знаете, выборы это выборы. То есть, тот рейтинг политических партий либо кандидатов в начале выборов, в средине и в конце их, он может совершенно меняться. Все зависит от того, как покажут себя политические партии и кандидаты, понравятся ли они избирателям. А может быть, они надоедят к тому времени избирателям? Все зависит от самих политических партий.
В принципе, что такое избирательная кампания, особенно агитация? Это воздействие на избирателя, чтобы ему внушить мысль прийти и проголосовать именно за то или иное политическое объединение. Представляете, сколько воздействия будет на избирателей от разных субъектов? Как уговорят.
А так, гадать, неблагодарное занятие ни как для члена ЦИК, ни как для просто избирателя.

— Не могли бы вы назвать общее количество избиркомов и избирательных участков на предстоящих выборах?

— Сегодня последний день, когда по республике публикуются границы избирательных участков и составы участковых избирательных комиссий. После этой публикации мы соберем данные и точно скажем, сколько избирательных участков.
26 ноября последний день, когда будут публиковаться границы избирательных округов по выборам депутатов в маслихаты и составы окружных и территориальных избирательных комиссий.
Примерно я могу сказать: 223 территориальные комиссии, областные, районные и городские; 3335 – это округи в целом по республике и столько же окружных избирательных комиссий; 9757 избирательных участков и, естественно, избирательных комиссий.
Как видите, довольно внушительное число и комиссий и членов в них. Эта большая армия трудится по организации и проведению выборов и когда чохом обвиняют порядка 100 тысяч человек, что они нечестные, обидно становится за наших людей. И за тех, кого обвиняют и за тех, кто обвиняет. За вторых – потому, что они очень плохо понимают избирательную кухню.

Елена Преображенская, КазТАГ

Читайте также