В любом случае президент останется в выигрышной ситуации — Д. Сатпаев

Опубликовано
Инициатива о проведении референдума о продлении полномочий вместо президентских выборов 2012 года возникла после принятия закона о лидере нации в окружении президента. Об этом сообщил директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев на интервью с ИА "Новости Казахстан".

Инициатива о проведении референдума о продлении полномочий вместо президентских выборов 2012 года возникла после принятия закона о лидере нации в окружении президента. Об этом сообщил директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев на интервью с ИА «Новости Казахстан».

Напомним, что сегодня Конституционный совет (КС) Казахстана признал неправомочным закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахстана», который предусматривает проведение референдума о продлении полномочий действующего президента страны Нурсултана Назарбаева, принятый парламентом 14 января 2011 года.

«Все настолько сильно зациклились на референдуме, что не поняли одну простую мысль: что для главы государства при любом раскладе будет выигрышная ситуация. Его участие в выборах, либо проведение референдума имеет одну конечную цель — продление его полномочий. Теперь получается, то что возможное участие главы государства в выборах будет подтверждать мнение, уже озвученное до этого некоторыми экспертами, что для президента важно доказать, что как Лидер Нации он имеет не только формальную, но и реальную, поддержку электората со стороны населения», — высказался Сатпаев.

«Зацикливаться на таких инструментах было довольно неверным решением многих экспертов, а главное, все-таки надо было исходить из того, что при любом раскладе президент оставался бы в выигрышной ситуации. Это просто подтверждается решением Конституционного совета», — отметил Сатпаев.

Также Сатпаев считает, что президентские выборы в Казахстане должны достигнуть нескольких целей: во-первых, показать желание президента соблюдать Конституцию, во-вторых, доказать еще раз всем, что в Казахстане нет иной альтернативы, и он готов это подтвердить в рамках своей избирательной кампании.

«И при референдуме, и при президентских выборах вся суть вопроса сводится к трем годам: при референдуме президенту предлагали остаться до 2020 года, в случае президентской кампании — до 2017 года. Разница в три года — это небольшая ставка в этой игре», — отметил Сатпаев.

Помимо этого, директор Группы оценки рисков считает, что инициатива о проведении референдума о продлении полномочий вместо президентских выборов 2012 года возникла «после принятия закона о Лидере нации в окружении президента».

Политолог считает, что инициаторы референдума «скорее всего исходили из того, что если президент является Лидером нации, то в глазах мировой общественности он не должен опасаться конкуренции в ходе президентской кампании и сможет легко победить любых противников, тем более, что постоянно на всех углах заявляется, что альтернативы Назарбаеву нет».

Инициатива в Усть-Каменогорске (о референдуме) — это были «пробные шары». Их запустили и внимательно посмотрели на реакцию внутри страны и международного сообщества. У главы государства было время, чтобы взвесить все плюсы и минусы и принять наиболее оптимальное решение с точки зрения политической репутации», — пояснил политолог.

Также Сатпаев подчеркнул, что теперь интересно будет посмотреть на реакцию политических структур, которые активно поддержали референдум: партия «Нур Отан», Ассамблея народов Казахстана, парламент, все они однозначно высказывались за референдум. «Это будет в очередной раз говорить о том, что все действующие в Казахстане политические институты из себя ничего не представляют и в Казахстане окончательное решение принимает глава государства, а все остальные играют роль массовки. Это будет доказательством того, что в Казахстане из всех действующих политических институтов есть только один реальный — это президентский, вертикаль во главе с президентом», — заключил Сатпаев.

Читайте также