Перейти к основному содержанию
200 просмотров

Верните мне мой 2000-й

На прошлой неделе в Алматы стартовал фестиваль документального кино «Рассвет»

Фото: hurricanehank / Shutterstock.com

Пока его программа довольно скромная – три фильма будут показаны в течение трех недель. И первой в этом ряду стала картина Романа Супера и Александра Уржанова «За закрытыми окнами», посвященная короткой, но яркой жизни артиста Кирилла Толмацкого, больше известного как Децл. По сути дела, этот фильм во многом открывает тему рефлексии по нулевым годам, казалось бы, таким еще близким и уже таким далеким. 

Напомню, Кирилл Толмацкий скоропостижно скончался на своем концерте в Ижевске 3 февраля этого года. Роман Супер и Александр Уржанов, во многом рискуя навлечь на себя обвинения в том, что работа началась, когда еще, что называется, «не остыло тело», приступили к краудфандингу – сбору денег на съемки фильма посредством интернета у простого народа.

По собственному признанию Романа Супера и Александра Уржанова, их подвигло на это несколько причин. Первая – пресловутая «пляска на костях», которую устроили российские федеральные каналы в первые недели после смерти Децла. Вторая – живой интерес к внезапно ушедшему кумиру, бывшему невероятно популярным в начале 2000-х, а в последние несколько лет пребывавшему в статусе полузабытой звезды, очень страдающей от того, что публика не жаждет принимать ее новые песни и все ностальгирует по тому образу начала нулевых, от которого сам артист был невероятно далек.

Режиссер и автор фильма Роман Супер принадлежит к тому самому поколению, для которого Децл был одновременно и в доску своим, и персонажем, которого активно хейтили. По сути, на невероятный взлет Децла и пришлось позднее детство и юность тех, кому сегодня от 30 до 44. Его взлет наблюдало все это поколение, одна часть ему люто завидовала и безумно обожала, вторая – ненавидела. Для большинства он стал олицетворением этого поколения – многообещающего, но в конечном счете растворившегося в небытии. Положа руку на сердце, нельзя не заметить, что восьмидесятники являют собой довольно странное поколение. Вроде бы и не потерянное, вроде все в общем и целом состоялись в жизни. Скорее наоборот – нулевые искушали комфортом, сытостью и стабильностью. Не секрет, что многие, кто скопил определенные капиталы в нулевые и привык к определенному качеству жизни, в новых условиях оказались совершенно не готовы его терять. В отличие от предыдущих поколений, далеко не все родившиеся в 80-е рискуют бороться за свободу. 

Здесь, к слову, фигура Децла крайне символична в разрезе этого поколения. Он как раз не побоялся отказаться от комфорта и богатства, которое свалилось на него (не без помощи отца, конечно) в начале нулевых. И предпочел уйти во второй половине десятилетия в андеграунд. И хотя причинами тому были преимущественно семейные и личные обстоятельства, его путь тоже стал показательным.

Децл твердо отстаивал свой творческий выбор, не хотел возвращаться в мейнстрим. Довольно жестко высказывался и на гражданско-политическую тематику, чем еще сильнее противопоставлял себя большинству. В этом он отличался от своего поколения даже в артистическом цеху – большинство, один раз ярко мелькнув, предпочитали всеми возможными способами удержаться на вершине успеха. 

Децл был самолюбив, порой даже слишком. Но особую боль он испытывал, понимая, что пребывает в статусе «сбитого летчика» с огромными проблемами на семейном фронте. Возможно, это его и подкосило. Непримиримость и не особая удачливость в творчестве плюс нестабильный семейный тыл. Большинство же его сверстников в новое время предпочитали найти комфорт и стабильность и, возможно, даже где-то предать себя и свои идеалы. А Децл не стал. Потому он и легенда, а мы, увы, нет.
 

1683 просмотра

Почему фильмы Нуртаса Адамбая так похожи друг на друга

На прошлой неделе в прокат вышел новый фильм режиссера «Аким»

Фото: Shutterstock.com

Картина, воспринимаемая чуть ли не как жесткая сатира пусть не на всю вертикаль власти, а лишь на ее деревенский уровень, на поверку оказалась довольно типичной поделкой, вполне в духе Нуртаса Адамбая. Тем не менее попытки «погрозить пальчиком» с легким посылом «Эй вы там, наверху» в фильме все же присутствуют. 

По сути, фильм сделан по тому же лекалу, что и принесшая славу Нуртасу «Келинка Сабина». По сюжету молодого мажора по имени Азамат, привыкшего к комфортной городской жизни, по стечению непредвиденных обстоятельств отправляют работать акимом в отдаленный поселок Таза Булак.

Естественно, он не испытывает большого восторга от такого поворота событий. С первого дня пребывания в ауле новоиспеченный аким мечтает о том, чтобы вернуться в город. Отсутствие мобильной связи, уличные туалет и душ, незнание государственного языка, регулярное отключение электричества усиливают его и без того большое желание сбежать оттуда. 

Его отец, обладающий «большими связями», обещает «решить этот вопрос», но до этого Азамату придется «поиграть в хорошего акима». Он вынужден согласиться. 

Следуя плану отца, Азамат начинает делать вид, что учит казахский язык, познакомившись с молодой учительницей по имени Гульназ.

Постепенно, сам того не желая, молодой аким начинает задумываться над проблемами местных жителей. В конце концов перед ним встает дилемма: попытаться помочь простым жителям поселка или, забыв обо всем, вернуться в прежнюю жизнь.

Одним словом, сходство очевидное. И тут, и там внезапное и незапланированное переселение «из князи в грязи». И тут, и там противопоставление гламурному и бездушному городу чистого и наивного аула, где можно припасть к истокам, где на каждом шагу простые и хорошие парни и девушки, от которых просто невозможно ждать подвоха, настолько они чисты и наивны. И конечно же, любовь! Как и келинка Сабина, герой Адамбая в этом фильме Азамат Ашимов тоже влюбляется в простую местную девушку. С той лишь разницей, что учительница и покрасивее, и поинтеллигентнее и рядом с ней не ощущаешь физически все социальное неравенство.

А так в общем и целом все то же самое. Вплоть до операторских планов Азамата Дулатова, действительно талантливого и мастеровитого оператора. Здесь, впрочем, ощущение, что фильм снимали просто по планам-шаблонам. Понятно, что в жанровом кино, тем паче в казахстанском, оригинальностью и не пахнет, но здесь минимум даже самого малого творчества. Все по заготовкам. Даже шутки. За исключением парочки легких подтруниваний над незнанием главным героем казахского языка. И самое «смелое» – это цитата Елбасы об интернете в самых отдаленных аулах с непосредственным наложением голоса первого президента. Плюс отполированная фразой «Вы что, не согласны с Елбасы?». Как оказалось, эта фраза может творить чудеса. Собственно, вся политическая сатира на этом заканчивается. Поэтому все, кто надеялся увидеть в «Акиме» едва ли не казахстанский аналог «Слуги народа», может выдохнуть и успокоиться. 

Сатирической комедией «Акима» нельзя назвать даже с натяжкой. Так, легкая лирическая пасторальная комедия со схематичными героями: милая, простая учительница, ее строгий брат, местная гопота, предприимчивые аульные чиновники. И это все в итоге, конечно, окажется главному герою милее долгожданного повышения в Нур-Султане. В общем, ничего нового. Все привычно, банально и смотрибельно. Поэтому пока все эти воззвания не идти на поводу у публики, а поднимать ее до своего уровня так и останутся интеллигентскими стенаниями. А Нуртас Адамбай снова побьет всех беспроигрышным «Встретимся у кассы».

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance