Легенда о древе

В казахстанский прокат вышел лауреат премий нескольких мировых кинофестивалей фильм «Расплата» киргизского режиссера Айбека Дайырбекова.

Фото: brod.kz

 Программный директор Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов назвал его «самым сенсационным фильмом ММКФ»

Откровенно говоря, для меня «Расплата» стала открытием. С одной стороны – простенькая история. Про благородного бедного юношу, который всем сердцем полюбил младшую дочь местного правителя (в нашем случае бая). И конечно же красавица ответила ему взаимностью, но для того, чтобы быть вместе им пришлось пройти много испытаний.  На их пути встали ложь, трусость, предательство, но любовь все преодолела, справедливость восторжествовала, зло наказано, добро торжествует.

Пожалуй, такая легенда в той или иной вариации есть в сказаниях всех народов мира.  И казалось бы, ничего нового в ней нет и быть не может. И фильмов на эту тему снято бессчетное количество. Но Айбеку Дайырбекову все же удалось удивить. В его интерпретации история Эсена (Омурбек Израилов)  и Бегимай (Салтанат Бакаева) получилась очень свежей. И по-хорошему наивной.

За некое философское содержание в фильме отвечает дерево – священный Мазар. Старое дерево с ленточками и кусочками ткани на ветвях, которые хранят тайны многих поколений. Символ жизни, порядка, тотем матери. В сущности, все действо разворачивается как раз вокруг него. Ведь именно после того, как поддавшись гордыне, люди его срубают, наступает хаос. И лишь когда справедливость восстановлена, а все виновные наказаны засохшее дерево дает новый росток – символ нового начала.

К слову, хотя в анонсах «Расплата» значится как историческая драма, это скорее мюзикл. Или музыкальная драма. Знаете, что-то наподобие «Стиляг» Валерия Тодоровского или старого доброго индийского кино, когда в любой ситуации герои поют. Жанр достаточно сложный, ибо на любителя.

Но в фильме есть великолепная музыка Жолдошбека Апасоза. Написанная в лучших традициях восточного песенного фольклора. Но в то же время очень близкая к классическому оперному исполнению. 

Есть яркая атмосферная картинка оператора Акжолтоя Бекболотова. К слову его работы два раза были лауреатами международных кинофестивалей класса А. И теперь понятно почему.

Плюс звук, включая музыку, сводили на одной из лучших европейских студий  «СинеЛаб», под руководством звукорежиссера Бакыта Ниязалиева (его фильмы 5 раз выставлялись в Лонг-листе кинопремии «Оскар» от Киргизстана и Казахстана). А монтаж фильма проходил при участии Ольги Гриншпун, которая многие годы являлась ученицей и монтажером Андрея Кончаловского, работала на картинках «Водитель для Веры», «Антикиллер», «Питер FM» и многих других.

Прибавьте сюда именитого художника-постановщика  Максата Болотбекова и костюмы, сшитые вручную. И конечно продуманный сценарий  - над ним Айбек Дайырбеков работал 7 лет. Более того, одна из линий сюжета основана на реальных событиях, произошедших с прабабушкой режиссера. Кстати, она была казашкой, и именно поэтому на роль Бегимай он взял казахскую актрису Салтанат Бакаеву.

«Несколько семей прибыло из Казахстана в Кыргызстан, им было очень трудно устроиться на новом месте. В одном из тоев случайно убили сына бая соседнего села. Тогда жители другого села потребовали, чтобы была выплачена дань, но не скотом, как обычно, а головой другого человека, ибо убитый был из статусной семьи. И один аксакал из пришлых казахов, которым было трудно прижиться на киргизских землях, решил принести себя в жертву, только, чтобы его сородичи смогли дальше мирно жить среди киргизов», - рассказал Айбек в интервью одному из изданий.

И в сущности вот он – рецепт хорошего добротного кино. Которое смотришь затаив дыхание. Наслаждаясь даже если не самой историей, то картинкой и музыкой – точно. И когда-нибудь хочешь к нему вернуться.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg