Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


846 просмотров

КГАТОБ им. Абая представил три уникальных постановки

В КГАТОБ им. Абая состоялась премьера трех одноактных балетов, которые без преувеличения можно назвать уникальными

В КГАТОБ им. Абая состоялась премьера трех одноактных балетов, которые без преувеличения можно назвать уникальными. Во-первых, потому, что это не просто  совершенно разные постановки – это путешествие от истоков балета на пуантах до современной хореографии. От романтизма до импрессионизма.  А во-вторых, два из них были поставлены специально для труппы алматинского театра оперы и балета. «Шопениана», «Открывая Баха» и «Болеро». Именно в таком порядке зритель увидит эти постановки

«Шопениана»

Это балет несомненно знаком алматинской публике. Что неудивительно – ему уже более ста лет. Его премьера состоялась в 1907 году в «Мариинке». С тех пор балет пережил много редакций и  до сих  не теряет популярности. В Алматы его впервые поставил Александр Селезнев в 1938 году. Тогда только открылось хореографическое училище и «Шопениану» танцевали его первые выпускники на отчетно-показательном концерте. Спустя 24 года в 1962 году его поставил на сцене ГАТОБ им. Абая Заурбек Райбаев.

«Шопениана» - это  классика романтического балета 30-40 годов XIX века. Оммаж эпохе романтизма с ее извечным конфликтом между мечтой и реальностью.  

DSC_0260.JPG

В нем все подчинено невесомой музыке Фредерика Шопена. И как его фортепианные сочинения  остаются непревзойденными в пианистическом искусстве, «Шопениана» требует не меньшего профессионализма и от танцоров балета. Несмотря на кажущуюся простоту хореографического языка, этот спектакль требует от них не просто уверенного исполнения, но и предельной легкости танца. Ведь на сцене парят сильфы – духи воздуха.

DSC_0325.JPG

На этот раз алматинцы увидят обновленную постановку Михаила Фокина в великолепных декорациях Вячеслава Окунева. Он станет истинным наслаждениям для поклонников именно классического балета.

«Открывая Баха»

Несмотря на то, что все три балета поставлены просто великолепно, именно этот стал для меня откровением. Прежде всего потому, что я в принципе не представляла, что на музыку Баха можно поставить балет.  Произведения  Баха – это своего рода высшая математика в музыке. Музыка сфер. Помните в «Космической одиссее 2001» года Стенли Кубрика Дэвид Боумен, оставшись один на космическом корабле «обрел мир, как и многие до него, в абстрактных построениях Баха»? И это, пожалуй, самое емкое и образное описание творений великого немца.

И вот бельгийский хореограф Дэвид Джонатан специально для танцоров ГАТОБ им. Абая поставил на музыку Концерта №1 для фортепиано с оркестром  балет-деструкцию. С совершенно потрясающим хореографическим языком, сценографией и… звучанием.

DSC_0346.JPG

 «Сама идея постановки этого балета  - это с одной стороны разрушение классических основ. С другой - меня очень вдохновила сама идея нового прочтения классики. За основу я взял музыку великого Иогана Себастьяна Баха. Это концерт в трех частях. И у каждой части своя концепция.  Первая часть – это торжество классического танца. Вторая –  момент изменений. Момент, когда все рушится. Когда мы двигаемся в будущее, двигаемся к чему-то новому. Но в то же время боимся этих изменений. И, наконец, третья часть – это когда прошла пора неуверенности. Это свобода, это совершенно новый этап, новое мироощущение», - так описывает свою постановку Дэвид Джонатан.

С первых минут она просто захватывает какой-то нереальной готической эстетикой. Полное отсутствие декораций. Все, что ты видишь – это танец. Это совершенные в своей гармонии движения.  Во второй части – том самом хаосе – начинают падать кулисы и сцена обнажается, открывая зрителю оркестр (да, на этот раз оркестровая яма пустует и это создает совершенно иное звучание музыки) и несколько индустриальное пространство закулисья.

DSC_0446.JPG

В общем,  в полном соответствии с названием «Открывая Баха» ты заново открываешь для себя не только музыку этого композитора, но и искусство балета. У  Дэвид Джонатана получилась очень интеллектуальная постановка, которую можно рассматривать с разных ракурсов. Находить миллионы скрытых смыслов и аллюзий. Ее невозможно прочитать с одного раза. Она относится к тем произведениям, которые с каждым просмотром открываются с новой стороны.

«Болеро»

Венчает вечер одноактных балетов новое прочтение «Болеро» Равеля.  Своим появлением этот балет  обязан танцовщице Иде Рубинштейн, которая попросила Мориса Равеля написать для нее аранжировку какой-нибудь испанской мелодии. Равель же написал цепь вариаций на небольшую мелодию испанского народного танца болеро. Как писал Александр Майкапар, «Болеро» Равеля приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты».

Ида Рубинштейн впервые станцевала его в парижской Grand Opera в 1928 году. Тогда постановка Брониславы Нижинской была признана революционной. Слишком чувственно. Слишком откровенно. Впрочем, публика «Болеро» полюбила. С тех пор его ставили в варианте Нижинской, Фокина, Бежара, Ратманского и многих других. В ГАТОБе его ставили уже ставили дважды: Заурбек Райбаев в 1962 году и Булат Аюханов в 1968.

Посему бразильский хореограф Рикардо Амаранте отнесся к просьбе представить новое видение балета несколько насторожено. «Мне очень нравится музыка «Болеро», но с другой стороны меня очень смущало, что до меня было уже много постановок этого балета. Тем не менее, для меня это был новый и очень интересный опыт. Когда я занялся постановкой, меня вдохновил портрет Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова».

DSC_0540.JPG

«Болеро» Рикардо Амаранте – это оммаж  Иде Рубинштен. Оммаж женской красоте, страсти и чувственности. 


314 просмотров

Что общего у казахстанского кино и киновселенной Marvel

И это не Санжар Мади

Кадр из фильма «Кровавый транзит»

В прокат выходит монгольский боевик «Кровавый транзит» с Санжаром Мади и Жандосом Айбасовым в главных ролях. Режиссером картины выступил американец Дрю Томас, а работала над ней интернациональная команда из кинематографистов Америки, Канады, Великобритании, Казахстана, Монголии, Турции и Германии.

В Монголии «Транзит» вышел под названием The Mongolian connection. Случилось это чуть менее года назад. Только в начале мая фильм, наконец, добрался и до казахстанского зрителя.

Если вы смотрели «16 кварталов» Ричарда Доннера с Брюсом Уиллисом или «Телохранителя для киллера» Патрика Хьюза с Райаном Рейнольдсом и Сэмюэлем Л. Джексоном, то сюжет «Транзита» не станет для вас сюрпризом. В разных вариациях, но суть в этих фильмах одна: доставить важного свидетеля на суд до определенного времени (с точностью практически до секунды), иначе процесс будет закончен, дело закрыто, а главный мафиози опять избежит наказания. Конечно же, этот самый главный мафиози сделает все, чтобы свидетель не то что до суда не добрался в срок, а чтобы он в принципе больше никуда не добрался и никому ничего не сказал. Разумеется, на его стороне будут не только бандиты, но и продажные полицейские, а свидетелю придется активно помогать своим конвоирам хотя бы просто для того, чтобы выжить.

Герой Санжара Мади – тот самый свидетель Серик Ибраев, которому после дачи показаний самому светит скамья подсудимых – действительно крут. На него приятно посмотреть. И дело тут вовсе не в харизме актера. Просто его персонаж, пожалуй, единственный, кто вызывает уважение. Во всяком случае, на фоне агента ФБР и монгольского полицейского… Санжар Мади блестяще выдает ту самую «нулевую реакцию», которая и отличает самых крутых и брутальных парней. Причем самое интересное заключается в том, что конвоиры для него скорее обуза, чем сопровождение. Более того, он не сбегает только потому, что сам испытывает неприязнь к большому мафиозному боссу. И решение дать показания – это именно его решение.

Не менее интересен персонаж Жандоса Айбасова Тенжин. Это друг детства в прошлом, а ныне антагонист Серика. Именно он должен сделать все, чтобы не допустить появления свидетеля на суде. Не зря говорят, что нет худшего врага, чем бывший друг. Тенжин бьет по самым уязвимым местам Серика и делает это максимально жестоко.

Все в этом противостоянии было бы достоверно, если бы не финальный бой. Практически дуэль. Разве что не на шпагах, а на ножах. Конечно же, с диалогом на тему «а помнишь, брат», который и испортил все впечатления – диалоги вообще не самая сильная сторона этого фильма. Если говорить о конвое Серика, то фэбээровец Уэйд Далтон (Кайви Лиман) в первую очередь вызывает недоумение. Это такой прямолинейный техасский рейнджер. Как и положено эталонному американцу, помешанный на теории демократии и вселенской справедливости, но при этом редко включающий голову. Местами он забавный, но чаще всего слишком картонный. В этом смысле персонаж звезды монгольского кино Балжиннямына Амарсайхана более убедителен. По крайней мере, мотивы поступков монгольского офицера полиции более логичны.

Картонность некоторых персонажей – еще одна проблема картины, как и некая монотонность. Возможно, в этом и заключается эстетика монгольского кино, но поскольку это все же боевик, то экшена хотелось бы побольше.

Ради справедливости надо признать – сцены боев все же хороши. Что неудивительно: их ставил голливудский каскадер и актер Лойд Бейтман, на счету которого около 200 проектов, в том числе «Мстители: Война бесконечности».

Что в сухом остатке… Интересное с точки зрения картинки и кастинга кино. Несколько монотонное, но в целом вполне логичное. Если вам нравится Санжар Мади, то смотреть его определенно стоит – он тут действительно хорош. Впрочем, даже если вам не нравится Санжар Мади… Вы когда-нибудь смотрели монгольское кино?

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank