Перейти к основному содержанию


1146 просмотров

КГАТОБ им. Абая представил три уникальных постановки

В КГАТОБ им. Абая состоялась премьера трех одноактных балетов, которые без преувеличения можно назвать уникальными

В КГАТОБ им. Абая состоялась премьера трех одноактных балетов, которые без преувеличения можно назвать уникальными. Во-первых, потому, что это не просто  совершенно разные постановки – это путешествие от истоков балета на пуантах до современной хореографии. От романтизма до импрессионизма.  А во-вторых, два из них были поставлены специально для труппы алматинского театра оперы и балета. «Шопениана», «Открывая Баха» и «Болеро». Именно в таком порядке зритель увидит эти постановки

«Шопениана»

Это балет несомненно знаком алматинской публике. Что неудивительно – ему уже более ста лет. Его премьера состоялась в 1907 году в «Мариинке». С тех пор балет пережил много редакций и  до сих  не теряет популярности. В Алматы его впервые поставил Александр Селезнев в 1938 году. Тогда только открылось хореографическое училище и «Шопениану» танцевали его первые выпускники на отчетно-показательном концерте. Спустя 24 года в 1962 году его поставил на сцене ГАТОБ им. Абая Заурбек Райбаев.

«Шопениана» - это  классика романтического балета 30-40 годов XIX века. Оммаж эпохе романтизма с ее извечным конфликтом между мечтой и реальностью.  

DSC_0260.JPG

В нем все подчинено невесомой музыке Фредерика Шопена. И как его фортепианные сочинения  остаются непревзойденными в пианистическом искусстве, «Шопениана» требует не меньшего профессионализма и от танцоров балета. Несмотря на кажущуюся простоту хореографического языка, этот спектакль требует от них не просто уверенного исполнения, но и предельной легкости танца. Ведь на сцене парят сильфы – духи воздуха.

DSC_0325.JPG

На этот раз алматинцы увидят обновленную постановку Михаила Фокина в великолепных декорациях Вячеслава Окунева. Он станет истинным наслаждениям для поклонников именно классического балета.

«Открывая Баха»

Несмотря на то, что все три балета поставлены просто великолепно, именно этот стал для меня откровением. Прежде всего потому, что я в принципе не представляла, что на музыку Баха можно поставить балет.  Произведения  Баха – это своего рода высшая математика в музыке. Музыка сфер. Помните в «Космической одиссее 2001» года Стенли Кубрика Дэвид Боумен, оставшись один на космическом корабле «обрел мир, как и многие до него, в абстрактных построениях Баха»? И это, пожалуй, самое емкое и образное описание творений великого немца.

И вот бельгийский хореограф Дэвид Джонатан специально для танцоров ГАТОБ им. Абая поставил на музыку Концерта №1 для фортепиано с оркестром  балет-деструкцию. С совершенно потрясающим хореографическим языком, сценографией и… звучанием.

DSC_0346.JPG

 «Сама идея постановки этого балета  - это с одной стороны разрушение классических основ. С другой - меня очень вдохновила сама идея нового прочтения классики. За основу я взял музыку великого Иогана Себастьяна Баха. Это концерт в трех частях. И у каждой части своя концепция.  Первая часть – это торжество классического танца. Вторая –  момент изменений. Момент, когда все рушится. Когда мы двигаемся в будущее, двигаемся к чему-то новому. Но в то же время боимся этих изменений. И, наконец, третья часть – это когда прошла пора неуверенности. Это свобода, это совершенно новый этап, новое мироощущение», - так описывает свою постановку Дэвид Джонатан.

С первых минут она просто захватывает какой-то нереальной готической эстетикой. Полное отсутствие декораций. Все, что ты видишь – это танец. Это совершенные в своей гармонии движения.  Во второй части – том самом хаосе – начинают падать кулисы и сцена обнажается, открывая зрителю оркестр (да, на этот раз оркестровая яма пустует и это создает совершенно иное звучание музыки) и несколько индустриальное пространство закулисья.

DSC_0446.JPG

В общем,  в полном соответствии с названием «Открывая Баха» ты заново открываешь для себя не только музыку этого композитора, но и искусство балета. У  Дэвид Джонатана получилась очень интеллектуальная постановка, которую можно рассматривать с разных ракурсов. Находить миллионы скрытых смыслов и аллюзий. Ее невозможно прочитать с одного раза. Она относится к тем произведениям, которые с каждым просмотром открываются с новой стороны.

«Болеро»

Венчает вечер одноактных балетов новое прочтение «Болеро» Равеля.  Своим появлением этот балет  обязан танцовщице Иде Рубинштейн, которая попросила Мориса Равеля написать для нее аранжировку какой-нибудь испанской мелодии. Равель же написал цепь вариаций на небольшую мелодию испанского народного танца болеро. Как писал Александр Майкапар, «Болеро» Равеля приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты».

Ида Рубинштейн впервые станцевала его в парижской Grand Opera в 1928 году. Тогда постановка Брониславы Нижинской была признана революционной. Слишком чувственно. Слишком откровенно. Впрочем, публика «Болеро» полюбила. С тех пор его ставили в варианте Нижинской, Фокина, Бежара, Ратманского и многих других. В ГАТОБе его ставили уже ставили дважды: Заурбек Райбаев в 1962 году и Булат Аюханов в 1968.

Посему бразильский хореограф Рикардо Амаранте отнесся к просьбе представить новое видение балета несколько насторожено. «Мне очень нравится музыка «Болеро», но с другой стороны меня очень смущало, что до меня было уже много постановок этого балета. Тем не менее, для меня это был новый и очень интересный опыт. Когда я занялся постановкой, меня вдохновил портрет Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова».

DSC_0540.JPG

«Болеро» Рикардо Амаранте – это оммаж  Иде Рубинштен. Оммаж женской красоте, страсти и чувственности. 


772 просмотра

«Темный Феникс» спалил «Людей Икс»

«Жирная клякса», «выгорание франшизы», «эвтаназия» - так назвали критики финал «Людей Икс»

Фото: bestofcomicbooks.com

Франшиза о людях-мутантах, стартовавшая в 2000 году с «Людей Икс» Брайана Сингера подошла к своему логическому завершению. Поставил  точку этой истории сценарист и продюсер Саймон Кинберг, для которого картина стала режиссерским дебютом. Однако дебют вышел не совсем удачным…

Несмотря на то, что киносерия занимает восьмое место в списке самых прибыльных серий фильмов с общими сборами более $5,7 млрд, «Люди Икс» - это пожалуй одна из самых неровных супергеройских франшиз. Грубо говоря, каждая новая серия  - это кот в мешке. С вероятностью 50:50 она может оказаться как успешной, так и провальной. И предсказать какой она будет совершенно невозможно. За исключением, разве что, «Дэдпула», который к «Людям Икс» имеет весьма опосредованное отношение – действие картины развивается в той же киновселенной. Кстати обе части  похождений Уэйда Уилсона  стали самыми кассовыми частями франшизы (каждая из частей собрала в прокате чуть более $785 млн).  Еще одним рекордсменом (более чем заслужено) стали «Дни минувшего будущего» Брайана Сингера, собравшие $747 млн.

Посему неудивительно, что каждая новая картина серии не возглавляет список самых ожидаемых фильмов года. Однако, от «Темного Феникса» все же ожидали чего-то большего, ведь это все же финал. Да, мутантов ожидает новая жизнь  - в  декабре 2017 года The Walt Disne Company  заключила сделку по приобретению 21st Century Fox, включая права на фильмы по Людям-Икс. Генеральный директор Disney Боб Айгер заявил, что студия намерена перезагрузить Людей Икс, Росомаху и Фантастическую Четверку и интегрировать их в Кинематографическую вселенную Marvel. Но завершения этой истории хотелось яркого и запоминающегося. К тому же к этому были все предпосылки. Однако по дружному признанию критиков история Джин Грей и разрушительной космической  силы – «скучное, лишенное искры кино», «Саймон Кинберг не справился с материалом», а «большинству актеров откровенно плевать на происходящее вокруг».  

И причин здесь несколько.

Во-первых, это сам Саймон Кинберг. Он был сценаристом и продюсером многих серий «Людей Икс», но сам до этого кино не снимал. И это оказалось заметно. Вместо эпичного финала в нуарных тонах (были намеки, были) мы получили поверхностный невыразительный блокбастер. Без четкой идеи (персонажи сами время от времени путаются в мотивах своих поступков) и внятных антагонистов. Да и экшена оказалось маловато. А ведь как развернуться можно было – тут вам и конфликт мутантов с людьми, и мутантов с мутантами, и, наконец, мутантов с инопланетной рассой, которая сказала, что «эта земля будет нашей». Но нет. Все батальные сцены получились короткими и маловразумительными.

К слову и сценарий в этот раз значительно провис (видимо, господин Кинберг просто не смог усидеть на двух стульях). И я сейчас даже не говорю о вторичности сюжетных линий и примитивных диалогах. Основная проблема в том, что у «Темного Феникса» нет четкой связи с предыдущими сериями. Фильм не пытается собрать все «сюжетные хвосты». Такое ощущение, что вместо четкой точки создатели решили поставить невнятное многоточие. Это было бы понятно, если бы франшизу планировалось продолжить, но не в качестве завершшающего аккорда.

Причем не спасает ситуацию даже великолепный кастинг. Софи Тернер почти справилась с ролью Джин Грей. Ровно до того момента, как не стала самым сильным существом в мире.  До образа хладнокровного божества (а Темный Феникс между делом новые галактики творить может) она не дотянула.  Джессика Честейн оказалась настолько невыразительна (да, ее тяжелый взгляд должен был показать внеземную холодность и невозмутимость, но…), что глядя на нее становится просто скучно. Джеймс МакЭвой из мудрого учителя Ксавьера вдруг превратился в мелочного неврастеника, который не хочет признавать своих ошибок и до последнего старается так сказать «замести следы».  Майкл Фассбендер… Это снова Майкл Фассбендер в роли Магнето.

Справедливости ради все же отмечу, что «Темный Феникс» не самая плохая часть франшизы. И Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер все же хороши. Кроме того в фильме есть несколько сцен, которые однозначно стоят того, чтобы их посмотреть на большом экране. Но и не более того. Остается надеяться, что если Marvel возьмется за возрождение франшизы, это будет качественно и продуманно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций