В Москве открылась выставка казахстанских художников-шестидесятников

В музейно-выставочном комплексе «Галереи искусств Зураба Церетели» в Москве открылась выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

Фото: пресс-служба ГМИ им. Кастеева

В музейно-выставочном комплексе «Галереи искусств Зураба Церетели» в Москве открылась выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

В конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников под влиянием постимпрессионизма и мексиканских монументалистов выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства. «Шестидесятники» - условное название этой группы, заявившей о себе в конце 60-х и 70-х. К ней относятся художники Салихитдин  Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген  Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек  Нуржумаев и другие. Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане.  "Дети оттепели", как их тогда называли, отказывались от академических канонов и создавали свой собственный язык и стиль в искусстве.

Открывая выставку, президент Российской Академии художеств Зураб Церетели сказал:  «Мы рады нашему плодотворному сотрудничеству с Государственным музеем искусств им. А. Кастеева и что через искусство мы можем дружить. Прекрасные художники, впечатляющая выставка».

Советник-посланник Посольства РК в РФ Ержан Байжанов подчеркнул, что взаимодействие в сфере культуры является одним из наиболее важных и качественных показателей уровня отношений стран и что сегодняшний день как нельзя лучше и зримо отражает плодотворное сотрудничество Казахстана и России.

«Казахстан – это особое геополитическое явление на карте мира, но это также особое искусство на карте мира. Влияние Казахстана на современную жизнь в мире огромно. Во-первых, это благодаря мудрости Вашего президента, которого мы считаем совершенно исключительной личностью. Он является олицетворением мудрости, опыта и внушает доверие как в своей стране, так и за ее пределами. Мы часто слушаем, что он говорит. Во-вторых, потому что Казахстан – это огромное пространство, огромная территория. В-третьих, это сосед России, с которым у нас сложились особые отношения взаимопонимания. Эта выставка – отклик из времени. Экспозиция сделана очень хорошо, между работами много пространства. Каждая картина как отдельная выставка. Художники как бы вступают со зрителем с разговор»,  - отметил личный друг Чингиза Айтматова, бывший заместитель министра культуры СССР, вице-президент Российской академии художеств, профессор Андрей Золотов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg