Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1335 просмотров

Современное искусство Казахстана возвращается в родные степи

В Шымкенте проходит выставка «Истории Великой степи»

Фото автора

На выставке современного искусства Казахстана Uly Dala Hikayalary («Истории Великой степи») представлены работы 11 знаменитых казахстанских художников. В их числе члены легендарной шымкентской группы «Кызыл трактор», с творчества которой принято начинать отсчет казахстанского контемпорари-арта

Цвет казахстанского контемпорари-арта

На выставке, открывшейся в шымкентском Музее изобразительного искусства в преддверии Наурыза, можно увидеть около 100 работ известных отечественных художников: Алмагуль Менлибаевой, Сауле Сулейменовой, Рашида Нурекеева, Асхата Ахмедьярова, Сауле Дюсенбиной, Алибая Бапанова, Молдакула Нарымбетова, Виталия Симакова, Саида Атабекова, Смаила Баялиева и Арыстанбека Шалбаева.

Как отметила международный куратор выставки Лиза Ахмади, это топ лучших 11 художников современного Казахстана. Все они широко известны, популярны и признаны за рубежом, но познакомиться с их работами жители регионов Казахстана до этого не имели возможности.

«В Алматы и Нур-Султане культурная жизнь арт-сообщества очень активная, выставки проходят постоянно. Сами художники много выставляются в других странах и объездили чуть ли не весь мир. Однако в регионах своей страны практически не выставлялись. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и показать современное казахстанское искусство в других городах страны. Для нас было очень важно собрать и сделать такую выставку именно в регионе», – рассказала «Курсиву» одна из организаторов выставки Динара Амангильдина.

«Наши художники выступают на ведущих мировых площадках, их работы украшают ведущие мировые музеи, но не знакомы нашей публике, особенно в регионах. Жители большинства городов даже не знают о существовании казахстанского контемпорари-арта. Это – замечательная инициатива, своего рода легитимизация феномена мирового значения, коим он является», – сказала в свою очередь куратор выставки Юлия Сорокина.

Уникальный проект

Динара Амангильдина отметила, что это самая крупная региональная выставка и самый крупный региональный арт-проект в истории современного Казахстана. Как подчеркнула собеседница, очень знаково, что такой проект начался с Шымкента. «Для нас очень важно было показать в полном составе группу «Кызыл трактор», – сказала она. – Потому что родоначальником, основоположником казахстанского контемпорари-арта был именно Молдакул Нарымбетов с группой «Кызыл трактор». Все пошло именно отсюда, из Шымкента. Поэтому можно сказать, что прогрессивное казахстанское искусство сейчас находится на своей Родине».

На выставке были представлены архивы Молдакула Нарымбетова, а также музея-заповедника «Иссык», передвижного виртуального музея Astral Nomads, Музея яблока. В этом организаторы видят ее уникальность и особенность. Как подчеркнула Динара Амангильдина, уникальный прецедент выставки еще и в том, что в качестве международного куратора была приглашена звезда мирового арт-сообщества – авторитетный эксперт, директор ежегодной нью-йоркской Недели азиатского современного искусства (ACAW) Лиза Ахмади. Кстати, она была куратором прошлогодней выставки «Кызыл трактора» в США.

Владеют международным языком

На открытии выставки Лиза Ахмади призналась: через воздух Шымкента она почувствовала, что значит вдохнуть запах Центральной Азии. Меж тем само искусство казахстанских художников она воспринимает не в региональном, а глобальном контексте.

«Сказать, что это только казахское искусство, нельзя. Потому что сейчас каждое произведение искусства – нечто большее, чем что-то национальное, так как все вокруг друг с другом взаимосвязано и подвергается взаимовлиянию. Разницы между современным зарубежным и казахстанским искусством как таковой не существует в том плане, что современное искусство – это международный язык. И казахстанские художники контемпорари-арта владеют этим языком. Их работы сделаны на международном уровне. Конечно, любой художник в той или иной точке мира вовлекает определенные контексты, исторические моменты, традиции и т. д. То есть образы художников взяты отсюда, они местные, аутентичные. Отличаются и материалы, которые традиционно используются здесь. Но в целом по качеству и исполнению – это работы международного уровня. Именно поэтому я здесь», – отметила эксперт.

Обращаясь к зрителям, г-жа Ахмади сказала, что им очень повезло. «Не всегда возможно увидеть художника вживую, поговорить с ним, что-то понять для себя, – пояснила она. – За рубежом художники – звезды и невозможно просто так соприкоснуться с ними. Здесь есть такая возможность».

Лицезреть вживую один из образцов популярного среди казахстанских художников жанра – перформанса – собравшиеся смогли сразу же после официальной церемонии открытия. Алмагуль Менлибаева продемонстрировала перформанс «Мой Шелковый путь к тебе», в котором была задействована актриса местного театра Молдир Зияева. В ярком красном одеянии она декларировала отрывки из произведений казахских писателей разных времен, посвященных доле казахской женщины.

Сама Алмагуль Менлибаева впоследствии поясняла журналистам многогранный смысл действа и его названия. Как она отметила, в перформансе затрагивается тема экономики и женщины в истории. Впрочем, добавила автор, каждый найдет что увидит: женщина и экономика, традиции и современность, проблемы прошлого и настоящего и т. д. «Мы живем в современном мире и сейчас часто возвращаемся к прошлому, ищем наши корни, истоки, определяем ценности», – сказала художница. И посоветовала воспринимать и искать смысл ее творения и художественных поисков именно в таком ракурсе.

Грани Великой степи

Между тем сама идея национальной идентификации была положена в основу концепции всей выставки. «Все, кто здесь представлен, уже больше 25 лет ищут пути нашей идентификации в большом и разнообразном мире, – сказала куратор Юлия Сорокина. – Чем мы отличаемся от других народов, культур других стран, где и в чем перекликаемся. 25-летние усилия были услышаны и отражены в статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Произведения, представленные на выставке, опосредованно визуализируют основные постулаты этой статьи. Они рассказывают истории, связанные с обозначенными в статье «семью гранями», такими как: всадническая культура, древняя металлургия Великой степи, звериный стиль, Золотой человек, колыбель тюркского мира, Великий шелковый путь, Казахстан – родина яблок и тюльпанов».

Как считает искусствовед, традиция повествования на нашей земле никогда не пресекалась: «Акыны, жырау, кюйши, сказочники, поэты, писатели, режиссеры и художники – сейчас, как и сотни лет назад, рассказывают свои истории о жизни и о себе, расшифровывая людям сущность вещей и явлений, приметы времени и их значение. Сейчас новые повествователи несут в мир истории Великой степи, говоря новым языком современного искусства».

Характерным примером тому служат работы Сауле Сулейменовой. Семь из 14 привезенных в Шымкент произведений относятся к направлению, в котором она работает последние пять лет, – так называемой целлофановой живописи, то есть использованию пластиковых пакетов на пластиковой основе.

«Это серия «Где-то в Великой степи», – рассказала она «Курсиву». – Я называю ее «Көкжиек», потому что это – линия горизонта в Великой степи. Линия горизонта – это главное, то, от чего мы определяем свое существование здесь, в Казахстане. Для нас важно видеть көкжиек. И линия горизонта на этих работах, изображающих разные времена года, везде присутствует».

Еще одной объединяющей их чертой и, соответственно, частью пейзажа стали пакеты цвета травы. «Это – уже наша реальность. Выедете в степь – везде увидите пакеты, баклажки, они болтаются, смешиваются с землей, летают. Мы берем пакет, используем его 20 минут, потом выкидываем, и он никак не перерабатывается. Потом отправляется на свалки, где так и остается, откуда улетает. Это – наша трагедия. Я пытаюсь обратить внимание на то, какая у нас потрясающая природа, степь. И тут же лежат такие пакеты. Они уже везде. Если мы так и будем дальше продолжать относиться к окружающему миру, не думать о будущем наших детей, то лет через 50 вся наша степь будет полна пакетами…».

В Шымкенте выстрелило, что дальше?

В целом, помимо традиционных скульптур, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, экспозиция насыщена произведениями, выполненными в жанрах современного искусства, – инсталляция, объект, перформанс, видео и медиа-арт. Наиболее масштабно – как в количественном, так и пространственном значении, пожалуй, представлены шымкентские «трактористы». Буквально при входе в галерею зрителей поражают размерами и озадачивают авторским замыслом безымянная инсталляция из несчетного количества бесиков Саида Атабекова и свисающие с потолка фирменные лошадиные головы из кошмы Смаила Баялиева (инсталляция «Табун 2»).

К слову, лидер группы Виталий Симаков поделился, что не может вспомнить, когда «Кызыл трактор» выставлялся в Казахстане совместно в последний раз. Потому считает происходящее важным шагом в истории коллектива. Саму выставку он назвал большим событием, подчеркнув, что его значимость состоит именно в том, что арт-проект проводится в регионе, а не в двух столицах. «Это большой сдвиг, большой импульс как для зрителей, так и для нас, художников, особенно молодых, – отметил Виталий Симаков. – Думаю, что это всколыхнет культурную жизнь и региона, и в целом страны».

Как добавил художник и педагог, Шымкенту стоит подумать над тем, чтобы сделать ответный шаг – устроить аналогичную выставку в столице и других городах. По словам организаторов выставки «Истории Великой степи», она изначально задумывалась в качестве передвижной. И если примеру шымкентского акимата, взявшего на себя полное финансирование проекта, последуют другие города страны, то современное искусство Казахстана у себя в своем родном городе увидят миллионы казахстанцев. Тогда реально воплотится в жизнь красивая и впечатляющая фраза из пресс-релиза выставки: «Современное искусство Казахстана – своеобразный феномен, признанный на самых престижных мировых площадках – музеях, галереях, биеннале – теперь возвращается в родные степи, чтобы рассказать свои истории казахстанцам».


680 просмотров

«Темный Феникс» спалил «Людей Икс»

«Жирная клякса», «выгорание франшизы», «эвтаназия» - так назвали критики финал «Людей Икс»

Фото: bestofcomicbooks.com

Франшиза о людях-мутантах, стартовавшая в 2000 году с «Людей Икс» Брайана Сингера подошла к своему логическому завершению. Поставил  точку этой истории сценарист и продюсер Саймон Кинберг, для которого картина стала режиссерским дебютом. Однако дебют вышел не совсем удачным…

Несмотря на то, что киносерия занимает восьмое место в списке самых прибыльных серий фильмов с общими сборами более $5,7 млрд, «Люди Икс» - это пожалуй одна из самых неровных супергеройских франшиз. Грубо говоря, каждая новая серия  - это кот в мешке. С вероятностью 50:50 она может оказаться как успешной, так и провальной. И предсказать какой она будет совершенно невозможно. За исключением, разве что, «Дэдпула», который к «Людям Икс» имеет весьма опосредованное отношение – действие картины развивается в той же киновселенной. Кстати обе части  похождений Уэйда Уилсона  стали самыми кассовыми частями франшизы (каждая из частей собрала в прокате чуть более $785 млн).  Еще одним рекордсменом (более чем заслужено) стали «Дни минувшего будущего» Брайана Сингера, собравшие $747 млн.

Посему неудивительно, что каждая новая картина серии не возглавляет список самых ожидаемых фильмов года. Однако, от «Темного Феникса» все же ожидали чего-то большего, ведь это все же финал. Да, мутантов ожидает новая жизнь  - в  декабре 2017 года The Walt Disne Company  заключила сделку по приобретению 21st Century Fox, включая права на фильмы по Людям-Икс. Генеральный директор Disney Боб Айгер заявил, что студия намерена перезагрузить Людей Икс, Росомаху и Фантастическую Четверку и интегрировать их в Кинематографическую вселенную Marvel. Но завершения этой истории хотелось яркого и запоминающегося. К тому же к этому были все предпосылки. Однако по дружному признанию критиков история Джин Грей и разрушительной космической  силы – «скучное, лишенное искры кино», «Саймон Кинберг не справился с материалом», а «большинству актеров откровенно плевать на происходящее вокруг».  

И причин здесь несколько.

Во-первых, это сам Саймон Кинберг. Он был сценаристом и продюсером многих серий «Людей Икс», но сам до этого кино не снимал. И это оказалось заметно. Вместо эпичного финала в нуарных тонах (были намеки, были) мы получили поверхностный невыразительный блокбастер. Без четкой идеи (персонажи сами время от времени путаются в мотивах своих поступков) и внятных антагонистов. Да и экшена оказалось маловато. А ведь как развернуться можно было – тут вам и конфликт мутантов с людьми, и мутантов с мутантами, и, наконец, мутантов с инопланетной рассой, которая сказала, что «эта земля будет нашей». Но нет. Все батальные сцены получились короткими и маловразумительными.

К слову и сценарий в этот раз значительно провис (видимо, господин Кинберг просто не смог усидеть на двух стульях). И я сейчас даже не говорю о вторичности сюжетных линий и примитивных диалогах. Основная проблема в том, что у «Темного Феникса» нет четкой связи с предыдущими сериями. Фильм не пытается собрать все «сюжетные хвосты». Такое ощущение, что вместо четкой точки создатели решили поставить невнятное многоточие. Это было бы понятно, если бы франшизу планировалось продолжить, но не в качестве завершшающего аккорда.

Причем не спасает ситуацию даже великолепный кастинг. Софи Тернер почти справилась с ролью Джин Грей. Ровно до того момента, как не стала самым сильным существом в мире.  До образа хладнокровного божества (а Темный Феникс между делом новые галактики творить может) она не дотянула.  Джессика Честейн оказалась настолько невыразительна (да, ее тяжелый взгляд должен был показать внеземную холодность и невозмутимость, но…), что глядя на нее становится просто скучно. Джеймс МакЭвой из мудрого учителя Ксавьера вдруг превратился в мелочного неврастеника, который не хочет признавать своих ошибок и до последнего старается так сказать «замести следы».  Майкл Фассбендер… Это снова Майкл Фассбендер в роли Магнето.

Справедливости ради все же отмечу, что «Темный Феникс» не самая плохая часть франшизы. И Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер все же хороши. Кроме того в фильме есть несколько сцен, которые однозначно стоят того, чтобы их посмотреть на большом экране. Но и не более того. Остается надеяться, что если Marvel возьмется за возрождение франшизы, это будет качественно и продуманно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций