Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


644 просмотра

Современное искусство Казахстана возвращается в родные степи

В Шымкенте проходит выставка «Истории Великой степи»

Фото автора

На выставке современного искусства Казахстана Uly Dala Hikayalary («Истории Великой степи») представлены работы 11 знаменитых казахстанских художников. В их числе члены легендарной шымкентской группы «Кызыл трактор», с творчества которой принято начинать отсчет казахстанского контемпорари-арта

Цвет казахстанского контемпорари-арта

На выставке, открывшейся в шымкентском Музее изобразительного искусства в преддверии Наурыза, можно увидеть около 100 работ известных отечественных художников: Алмагуль Менлибаевой, Сауле Сулейменовой, Рашида Нурекеева, Асхата Ахмедьярова, Сауле Дюсенбиной, Алибая Бапанова, Молдакула Нарымбетова, Виталия Симакова, Саида Атабекова, Смаила Баялиева и Арыстанбека Шалбаева.

Как отметила международный куратор выставки Лиза Ахмади, это топ лучших 11 художников современного Казахстана. Все они широко известны, популярны и признаны за рубежом, но познакомиться с их работами жители регионов Казахстана до этого не имели возможности.

«В Алматы и Нур-Султане культурная жизнь арт-сообщества очень активная, выставки проходят постоянно. Сами художники много выставляются в других странах и объездили чуть ли не весь мир. Однако в регионах своей страны практически не выставлялись. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и показать современное казахстанское искусство в других городах страны. Для нас было очень важно собрать и сделать такую выставку именно в регионе», – рассказала «Курсиву» одна из организаторов выставки Динара Амангильдина.

«Наши художники выступают на ведущих мировых площадках, их работы украшают ведущие мировые музеи, но не знакомы нашей публике, особенно в регионах. Жители большинства городов даже не знают о существовании казахстанского контемпорари-арта. Это – замечательная инициатива, своего рода легитимизация феномена мирового значения, коим он является», – сказала в свою очередь куратор выставки Юлия Сорокина.

Уникальный проект

Динара Амангильдина отметила, что это самая крупная региональная выставка и самый крупный региональный арт-проект в истории современного Казахстана. Как подчеркнула собеседница, очень знаково, что такой проект начался с Шымкента. «Для нас очень важно было показать в полном составе группу «Кызыл трактор», – сказала она. – Потому что родоначальником, основоположником казахстанского контемпорари-арта был именно Молдакул Нарымбетов с группой «Кызыл трактор». Все пошло именно отсюда, из Шымкента. Поэтому можно сказать, что прогрессивное казахстанское искусство сейчас находится на своей Родине».

На выставке были представлены архивы Молдакула Нарымбетова, а также музея-заповедника «Иссык», передвижного виртуального музея Astral Nomads, Музея яблока. В этом организаторы видят ее уникальность и особенность. Как подчеркнула Динара Амангильдина, уникальный прецедент выставки еще и в том, что в качестве международного куратора была приглашена звезда мирового арт-сообщества – авторитетный эксперт, директор ежегодной нью-йоркской Недели азиатского современного искусства (ACAW) Лиза Ахмади. Кстати, она была куратором прошлогодней выставки «Кызыл трактора» в США.

Владеют международным языком

На открытии выставки Лиза Ахмади призналась: через воздух Шымкента она почувствовала, что значит вдохнуть запах Центральной Азии. Меж тем само искусство казахстанских художников она воспринимает не в региональном, а глобальном контексте.

«Сказать, что это только казахское искусство, нельзя. Потому что сейчас каждое произведение искусства – нечто большее, чем что-то национальное, так как все вокруг друг с другом взаимосвязано и подвергается взаимовлиянию. Разницы между современным зарубежным и казахстанским искусством как таковой не существует в том плане, что современное искусство – это международный язык. И казахстанские художники контемпорари-арта владеют этим языком. Их работы сделаны на международном уровне. Конечно, любой художник в той или иной точке мира вовлекает определенные контексты, исторические моменты, традиции и т. д. То есть образы художников взяты отсюда, они местные, аутентичные. Отличаются и материалы, которые традиционно используются здесь. Но в целом по качеству и исполнению – это работы международного уровня. Именно поэтому я здесь», – отметила эксперт.

Обращаясь к зрителям, г-жа Ахмади сказала, что им очень повезло. «Не всегда возможно увидеть художника вживую, поговорить с ним, что-то понять для себя, – пояснила она. – За рубежом художники – звезды и невозможно просто так соприкоснуться с ними. Здесь есть такая возможность».

Лицезреть вживую один из образцов популярного среди казахстанских художников жанра – перформанса – собравшиеся смогли сразу же после официальной церемонии открытия. Алмагуль Менлибаева продемонстрировала перформанс «Мой Шелковый путь к тебе», в котором была задействована актриса местного театра Молдир Зияева. В ярком красном одеянии она декларировала отрывки из произведений казахских писателей разных времен, посвященных доле казахской женщины.

Сама Алмагуль Менлибаева впоследствии поясняла журналистам многогранный смысл действа и его названия. Как она отметила, в перформансе затрагивается тема экономики и женщины в истории. Впрочем, добавила автор, каждый найдет что увидит: женщина и экономика, традиции и современность, проблемы прошлого и настоящего и т. д. «Мы живем в современном мире и сейчас часто возвращаемся к прошлому, ищем наши корни, истоки, определяем ценности», – сказала художница. И посоветовала воспринимать и искать смысл ее творения и художественных поисков именно в таком ракурсе.

Грани Великой степи

Между тем сама идея национальной идентификации была положена в основу концепции всей выставки. «Все, кто здесь представлен, уже больше 25 лет ищут пути нашей идентификации в большом и разнообразном мире, – сказала куратор Юлия Сорокина. – Чем мы отличаемся от других народов, культур других стран, где и в чем перекликаемся. 25-летние усилия были услышаны и отражены в статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Произведения, представленные на выставке, опосредованно визуализируют основные постулаты этой статьи. Они рассказывают истории, связанные с обозначенными в статье «семью гранями», такими как: всадническая культура, древняя металлургия Великой степи, звериный стиль, Золотой человек, колыбель тюркского мира, Великий шелковый путь, Казахстан – родина яблок и тюльпанов».

Как считает искусствовед, традиция повествования на нашей земле никогда не пресекалась: «Акыны, жырау, кюйши, сказочники, поэты, писатели, режиссеры и художники – сейчас, как и сотни лет назад, рассказывают свои истории о жизни и о себе, расшифровывая людям сущность вещей и явлений, приметы времени и их значение. Сейчас новые повествователи несут в мир истории Великой степи, говоря новым языком современного искусства».

Характерным примером тому служат работы Сауле Сулейменовой. Семь из 14 привезенных в Шымкент произведений относятся к направлению, в котором она работает последние пять лет, – так называемой целлофановой живописи, то есть использованию пластиковых пакетов на пластиковой основе.

«Это серия «Где-то в Великой степи», – рассказала она «Курсиву». – Я называю ее «Көкжиек», потому что это – линия горизонта в Великой степи. Линия горизонта – это главное, то, от чего мы определяем свое существование здесь, в Казахстане. Для нас важно видеть көкжиек. И линия горизонта на этих работах, изображающих разные времена года, везде присутствует».

Еще одной объединяющей их чертой и, соответственно, частью пейзажа стали пакеты цвета травы. «Это – уже наша реальность. Выедете в степь – везде увидите пакеты, баклажки, они болтаются, смешиваются с землей, летают. Мы берем пакет, используем его 20 минут, потом выкидываем, и он никак не перерабатывается. Потом отправляется на свалки, где так и остается, откуда улетает. Это – наша трагедия. Я пытаюсь обратить внимание на то, какая у нас потрясающая природа, степь. И тут же лежат такие пакеты. Они уже везде. Если мы так и будем дальше продолжать относиться к окружающему миру, не думать о будущем наших детей, то лет через 50 вся наша степь будет полна пакетами…».

В Шымкенте выстрелило, что дальше?

В целом, помимо традиционных скульптур, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, экспозиция насыщена произведениями, выполненными в жанрах современного искусства, – инсталляция, объект, перформанс, видео и медиа-арт. Наиболее масштабно – как в количественном, так и пространственном значении, пожалуй, представлены шымкентские «трактористы». Буквально при входе в галерею зрителей поражают размерами и озадачивают авторским замыслом безымянная инсталляция из несчетного количества бесиков Саида Атабекова и свисающие с потолка фирменные лошадиные головы из кошмы Смаила Баялиева (инсталляция «Табун 2»).

К слову, лидер группы Виталий Симаков поделился, что не может вспомнить, когда «Кызыл трактор» выставлялся в Казахстане совместно в последний раз. Потому считает происходящее важным шагом в истории коллектива. Саму выставку он назвал большим событием, подчеркнув, что его значимость состоит именно в том, что арт-проект проводится в регионе, а не в двух столицах. «Это большой сдвиг, большой импульс как для зрителей, так и для нас, художников, особенно молодых, – отметил Виталий Симаков. – Думаю, что это всколыхнет культурную жизнь и региона, и в целом страны».

Как добавил художник и педагог, Шымкенту стоит подумать над тем, чтобы сделать ответный шаг – устроить аналогичную выставку в столице и других городах. По словам организаторов выставки «Истории Великой степи», она изначально задумывалась в качестве передвижной. И если примеру шымкентского акимата, взявшего на себя полное финансирование проекта, последуют другие города страны, то современное искусство Казахстана у себя в своем родном городе увидят миллионы казахстанцев. Тогда реально воплотится в жизнь красивая и впечатляющая фраза из пресс-релиза выставки: «Современное искусство Казахстана – своеобразный феномен, признанный на самых престижных мировых площадках – музеях, галереях, биеннале – теперь возвращается в родные степи, чтобы рассказать свои истории казахстанцам».


206 просмотров

Тим Бертон оживил летающего слоненка

В прокат вышел игровой ремейк мультфильма «Дамбо», который снял темный сказочник Тим Бертон. В его исполнении эта история приобрела глубину и объем. Но при этом осталось невероятно доброй и светлой

Фото: kinopoisk.ru

В прокат вышел игровой ремейк мультфильма «Дамбо», который снял темный сказочник Тим Бертон. В его исполнении эта история приобрела глубину и объем. Но при этом осталось невероятно доброй и светлой

В последние несколько лет студия Уолта Диснея активно взялась переснимать свои анимационные хиты в формате игрового кино.  «Золушка», «Книга джунглей», «Красавица и чудовище» уже обрели вторую жизнь. В этом году запланирован выход «Алладина» и «Короля  Льва», в следующем - «Мулан». А на очереди «Меч в камне», «Лило и Стич»,  «Леди и Бродяга»… Да, пожалуй, новой экранизации рано или поздно удостоятся все любимые не одним поколение диснеевские сказки.

Причина такого подхода кроется прежде всего в том, что отбивать бюджеты стало сложнее. А любой свежий сюжет – история с непредсказуемым финалом. Финансовым, разумеется. Тогда как ремейк уже известной картины значительно повышает шансы на успех. Посему Голливуд  в последнее время старательно перелопачивает когда-то рассказанные истории.

Впрочем, у Disney этих мсторий столько, что хватит пережить не один кризис. Да и надо отметить, что в игровом формате они смотрятся не хуже. На этот раз студия решила обратиться к своим истокам: нынешний уик-энд ознаменовался выходом на экраны фильма «Дамбо» - доброй и трогательной истории летающего слоненка с огромными ушами.  Оригинальный мультфильм  увидел свет более 70 лет назад. Это была четвертая по счету полнометражка студии. Оживить ее взялся темный сказочник Тим Бертон.

В отличие от «Золушки» или «Красавицы и Чудовища», «Дамбо» Бертона не повторяет оригинал практически дословно.  Впрочем, никаких неожиданностей сюжет не приносит тоже.

Однажды в передвижном цирке братьев Медичи у слонихи Джамбо родился слоненок.  Совершенно нелепый из-за своих огромных ушей. Хозяин цирка Макс Медичи (Дэнни де Вито) после долгих колебаний (избавиться по тихому от маленького уродца  или все же найти ему применение) поручает его заботам (жадность все же победила) однорукого ветерана войны Холта (Колин Фаррелл).  Которому вскоре вместе с детьми   Милли (Нико Паркер) и Джо (Финли Хоббинс) и знаменитой акробаткой Колетт (Ева Грин) придется значительно постараться, чтобы вернуть Дамбо маму, а детям, смотрящим эту историю, сказку и веру в добро.

В общем, «Дамбо» - это семейное кино в лучшем его проявлении. Добрая сказка. О дружбе, семейных ценностях и, конечно же, о том, что добро всегда победит.  А еще о том, какими разными мы бываем. О том, что нельзя обижать кого-то лишь за то, что он на нас не похож. Ведь именно эта непохожесть делает его особенным. И не важно, это слоненок с большими ушами или одноклассник со странной прической.

Вообще, между строк здесь можно прочитать очень много. Не только про инаковость. Но и про то, как глобализм перемалывает человеческие жизни (когда бездушная корпорация Дримленд поглощает маленькое передвижное шапито и как это отражается на его артистах). Про то, что всегда можно выбрать свой путь (Милли не хочет быть цирковой артисткой).  Наконец, про то, что негуманно заставлять животных выходить на арену на потеху публики.

В целом кино получилось гораздо глубже, сложнее и пронзительнее оригинала. Анимированный Дамбо отлично вписался в «живой» актерский состав. Он настолько хорошо детализирован, что невозможно не проникнуться взглядом этих глаз. Ты уже через минуту забываешь, что это рисованный персонаж.

К слову, кастинг и картинка – это одна из отличительных черт Тима Бертона. И «Дамбо» не стал исключением. Колину Фарреллу удалось четко передать развитие персонажа. От бессловесного тюфяка (уж простите) до героя, который готов противостоять всему миру за свою семью.  Ева Грин просто украшает картину своим присутствием. Большего от нее тут и не требуется. Дуэт Майкла Китона и Дэнни ДеВито  мы уже видели в бертоновском «Бэтмене»  (в ролях Бэтмена и Пингвина соответственно).  Здесь они немного сменили амплуа. Китону досталась роль плохого парня. А ДеВито…  Он очарователен в любой роли.

К визуальному ряду тоже не придерешься.  Декораторам, гримерам, художникам по костюмам и оператору удалось погрузить зрителя в атмосферу столетней давности. А заодно – чего уж скрывать – в детство. Когда ты еще веришь в чудо и смотришь на мир широко раскрытыми глазами. Да, Бертону это удалось.

И единственное, чего лично я не увидела в этом фильме Тима Бертона – это самого Тима Бертона. Да, повторюсь, он рассказал это историю по-своему. Он добавил в нее миллионы смыслов. Но в ней нет присущей Бертону   мрачности. Нет той готичной атмосферы, которая завораживает зрителя. Нет нуара, который словно тончайшая вуаль покрывает сюжет бертоновских картин. Впрочем, это не делает фильм хуже. Напротив, «Дамбо» - идеальное кино для семейного просмотра, в котором каждый вне зависимости от возраста обязательно найдет что-то для себя.

 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank