Перейти к основному содержанию

2254 просмотра

Современное искусство Казахстана возвращается в родные степи

В Шымкенте проходит выставка «Истории Великой степи»

Фото автора

На выставке современного искусства Казахстана Uly Dala Hikayalary («Истории Великой степи») представлены работы 11 знаменитых казахстанских художников. В их числе члены легендарной шымкентской группы «Кызыл трактор», с творчества которой принято начинать отсчет казахстанского контемпорари-арта

Цвет казахстанского контемпорари-арта

На выставке, открывшейся в шымкентском Музее изобразительного искусства в преддверии Наурыза, можно увидеть около 100 работ известных отечественных художников: Алмагуль Менлибаевой, Сауле Сулейменовой, Рашида Нурекеева, Асхата Ахмедьярова, Сауле Дюсенбиной, Алибая Бапанова, Молдакула Нарымбетова, Виталия Симакова, Саида Атабекова, Смаила Баялиева и Арыстанбека Шалбаева.

Как отметила международный куратор выставки Лиза Ахмади, это топ лучших 11 художников современного Казахстана. Все они широко известны, популярны и признаны за рубежом, но познакомиться с их работами жители регионов Казахстана до этого не имели возможности.

«В Алматы и Нур-Султане культурная жизнь арт-сообщества очень активная, выставки проходят постоянно. Сами художники много выставляются в других странах и объездили чуть ли не весь мир. Однако в регионах своей страны практически не выставлялись. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и показать современное казахстанское искусство в других городах страны. Для нас было очень важно собрать и сделать такую выставку именно в регионе», – рассказала «Курсиву» одна из организаторов выставки Динара Амангильдина.

«Наши художники выступают на ведущих мировых площадках, их работы украшают ведущие мировые музеи, но не знакомы нашей публике, особенно в регионах. Жители большинства городов даже не знают о существовании казахстанского контемпорари-арта. Это – замечательная инициатива, своего рода легитимизация феномена мирового значения, коим он является», – сказала в свою очередь куратор выставки Юлия Сорокина.

Уникальный проект

Динара Амангильдина отметила, что это самая крупная региональная выставка и самый крупный региональный арт-проект в истории современного Казахстана. Как подчеркнула собеседница, очень знаково, что такой проект начался с Шымкента. «Для нас очень важно было показать в полном составе группу «Кызыл трактор», – сказала она. – Потому что родоначальником, основоположником казахстанского контемпорари-арта был именно Молдакул Нарымбетов с группой «Кызыл трактор». Все пошло именно отсюда, из Шымкента. Поэтому можно сказать, что прогрессивное казахстанское искусство сейчас находится на своей Родине».

На выставке были представлены архивы Молдакула Нарымбетова, а также музея-заповедника «Иссык», передвижного виртуального музея Astral Nomads, Музея яблока. В этом организаторы видят ее уникальность и особенность. Как подчеркнула Динара Амангильдина, уникальный прецедент выставки еще и в том, что в качестве международного куратора была приглашена звезда мирового арт-сообщества – авторитетный эксперт, директор ежегодной нью-йоркской Недели азиатского современного искусства (ACAW) Лиза Ахмади. Кстати, она была куратором прошлогодней выставки «Кызыл трактора» в США.

Владеют международным языком

На открытии выставки Лиза Ахмади призналась: через воздух Шымкента она почувствовала, что значит вдохнуть запах Центральной Азии. Меж тем само искусство казахстанских художников она воспринимает не в региональном, а глобальном контексте.

«Сказать, что это только казахское искусство, нельзя. Потому что сейчас каждое произведение искусства – нечто большее, чем что-то национальное, так как все вокруг друг с другом взаимосвязано и подвергается взаимовлиянию. Разницы между современным зарубежным и казахстанским искусством как таковой не существует в том плане, что современное искусство – это международный язык. И казахстанские художники контемпорари-арта владеют этим языком. Их работы сделаны на международном уровне. Конечно, любой художник в той или иной точке мира вовлекает определенные контексты, исторические моменты, традиции и т. д. То есть образы художников взяты отсюда, они местные, аутентичные. Отличаются и материалы, которые традиционно используются здесь. Но в целом по качеству и исполнению – это работы международного уровня. Именно поэтому я здесь», – отметила эксперт.

Обращаясь к зрителям, г-жа Ахмади сказала, что им очень повезло. «Не всегда возможно увидеть художника вживую, поговорить с ним, что-то понять для себя, – пояснила она. – За рубежом художники – звезды и невозможно просто так соприкоснуться с ними. Здесь есть такая возможность».

Лицезреть вживую один из образцов популярного среди казахстанских художников жанра – перформанса – собравшиеся смогли сразу же после официальной церемонии открытия. Алмагуль Менлибаева продемонстрировала перформанс «Мой Шелковый путь к тебе», в котором была задействована актриса местного театра Молдир Зияева. В ярком красном одеянии она декларировала отрывки из произведений казахских писателей разных времен, посвященных доле казахской женщины.

Сама Алмагуль Менлибаева впоследствии поясняла журналистам многогранный смысл действа и его названия. Как она отметила, в перформансе затрагивается тема экономики и женщины в истории. Впрочем, добавила автор, каждый найдет что увидит: женщина и экономика, традиции и современность, проблемы прошлого и настоящего и т. д. «Мы живем в современном мире и сейчас часто возвращаемся к прошлому, ищем наши корни, истоки, определяем ценности», – сказала художница. И посоветовала воспринимать и искать смысл ее творения и художественных поисков именно в таком ракурсе.

Грани Великой степи

Между тем сама идея национальной идентификации была положена в основу концепции всей выставки. «Все, кто здесь представлен, уже больше 25 лет ищут пути нашей идентификации в большом и разнообразном мире, – сказала куратор Юлия Сорокина. – Чем мы отличаемся от других народов, культур других стран, где и в чем перекликаемся. 25-летние усилия были услышаны и отражены в статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Произведения, представленные на выставке, опосредованно визуализируют основные постулаты этой статьи. Они рассказывают истории, связанные с обозначенными в статье «семью гранями», такими как: всадническая культура, древняя металлургия Великой степи, звериный стиль, Золотой человек, колыбель тюркского мира, Великий шелковый путь, Казахстан – родина яблок и тюльпанов».

Как считает искусствовед, традиция повествования на нашей земле никогда не пресекалась: «Акыны, жырау, кюйши, сказочники, поэты, писатели, режиссеры и художники – сейчас, как и сотни лет назад, рассказывают свои истории о жизни и о себе, расшифровывая людям сущность вещей и явлений, приметы времени и их значение. Сейчас новые повествователи несут в мир истории Великой степи, говоря новым языком современного искусства».

Характерным примером тому служат работы Сауле Сулейменовой. Семь из 14 привезенных в Шымкент произведений относятся к направлению, в котором она работает последние пять лет, – так называемой целлофановой живописи, то есть использованию пластиковых пакетов на пластиковой основе.

«Это серия «Где-то в Великой степи», – рассказала она «Курсиву». – Я называю ее «Көкжиек», потому что это – линия горизонта в Великой степи. Линия горизонта – это главное, то, от чего мы определяем свое существование здесь, в Казахстане. Для нас важно видеть көкжиек. И линия горизонта на этих работах, изображающих разные времена года, везде присутствует».

Еще одной объединяющей их чертой и, соответственно, частью пейзажа стали пакеты цвета травы. «Это – уже наша реальность. Выедете в степь – везде увидите пакеты, баклажки, они болтаются, смешиваются с землей, летают. Мы берем пакет, используем его 20 минут, потом выкидываем, и он никак не перерабатывается. Потом отправляется на свалки, где так и остается, откуда улетает. Это – наша трагедия. Я пытаюсь обратить внимание на то, какая у нас потрясающая природа, степь. И тут же лежат такие пакеты. Они уже везде. Если мы так и будем дальше продолжать относиться к окружающему миру, не думать о будущем наших детей, то лет через 50 вся наша степь будет полна пакетами…».

В Шымкенте выстрелило, что дальше?

В целом, помимо традиционных скульптур, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, экспозиция насыщена произведениями, выполненными в жанрах современного искусства, – инсталляция, объект, перформанс, видео и медиа-арт. Наиболее масштабно – как в количественном, так и пространственном значении, пожалуй, представлены шымкентские «трактористы». Буквально при входе в галерею зрителей поражают размерами и озадачивают авторским замыслом безымянная инсталляция из несчетного количества бесиков Саида Атабекова и свисающие с потолка фирменные лошадиные головы из кошмы Смаила Баялиева (инсталляция «Табун 2»).

К слову, лидер группы Виталий Симаков поделился, что не может вспомнить, когда «Кызыл трактор» выставлялся в Казахстане совместно в последний раз. Потому считает происходящее важным шагом в истории коллектива. Саму выставку он назвал большим событием, подчеркнув, что его значимость состоит именно в том, что арт-проект проводится в регионе, а не в двух столицах. «Это большой сдвиг, большой импульс как для зрителей, так и для нас, художников, особенно молодых, – отметил Виталий Симаков. – Думаю, что это всколыхнет культурную жизнь и региона, и в целом страны».

Как добавил художник и педагог, Шымкенту стоит подумать над тем, чтобы сделать ответный шаг – устроить аналогичную выставку в столице и других городах. По словам организаторов выставки «Истории Великой степи», она изначально задумывалась в качестве передвижной. И если примеру шымкентского акимата, взявшего на себя полное финансирование проекта, последуют другие города страны, то современное искусство Казахстана у себя в своем родном городе увидят миллионы казахстанцев. Тогда реально воплотится в жизнь красивая и впечатляющая фраза из пресс-релиза выставки: «Современное искусство Казахстана – своеобразный феномен, признанный на самых престижных мировых площадках – музеях, галереях, биеннале – теперь возвращается в родные степи, чтобы рассказать свои истории казахстанцам».

1118 просмотров

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций