Перейти к основному содержанию


1465 просмотров

Нэцке: маленькое совершенство

Музей им. А. Кастеева представил экспозицию из более чем шестидесяти нэцке, к некоторым из них можно будет даже прикоснуться

Фото автора

История нэцке уходит корнями в века. Они проделали долгий путь от утилитарного элемента одежды до отдельного направления в японском прикладном искусстве. Сегодня эти шедевры художественного мастерства являются гордостью крупнейших музеев мира, а известные аукционные дома выставляют в качестве ведущих лотов не только коллекции нэцке западных ценителей, но и единичные находки. Теперь возможность постигнуть это искусство есть и у алматинцев: Музей им. А. Кастеева представил экспозицию из более чем шестидесяти нэцке, к некоторым из них можно будет даже прикоснуться

Нэцке – это японские миниатюрные скульптуры из кости или дерева. Впрочем, сейчас можно встретить и нэцке из пластика, но, в отличие от настоящих фигурок, это не более чем аксессуар для создания тематического интерьера. Просто потому, что искусственный материал не имеет связи с природными силами, а значит, не обладает нужной энергетикой. А ведь нэцке – это в первую очередь талисманы на все случаи жизни.

Впрочем, так было не всегда. Изначально нэцке служили не более чем элементом одежды. Миниатюрные фигурки играли роль поясного брелока. Дело в том, что в традиционной японской одежде нет карманов, поэтому были распространены сагэмоно – небольшие емкости для ключей, лекарств и других мелочей. И в древней Японии нэцке играли роль декоративной детали, с помощью которой на поясе и держались эти «сумочки».

В Стране восходящего солнца первые нэцке появились в период Эдо, своеобразный золотой век японского искусства, литературы и поэзии. С течением времени эти простые повседневные предметы достигли уровня подлинного искусства, а люди начали верить, что эти статуэтки приносят их обладателям и здоровье, и богатство, и счастье, и успех. Вот с этих пор фигурки нэцке японцы стали использовать как талисманы.

DSC_9898.JPG

И конечно, как объект коллекционирования. В разных странах мира живет большое количество поклонников нэцке. Всего в мире, по оценке экспертов, около 5 тыс. коллекционеров данного вида искусства. Причем коллекционирование нэцке – достаточно затратное увлечение. Цена на редкие старинные миниатюры начинается с $5–7 тыс. и доходит до нескольких сот тысяч долларов. Например, нэцке мастера Отомана (XIX век), изображающая борьбу воина Ватанабэ-но Цуна и демона Расёмона стоила $185 тыс. Самая дорогая в мире нэцке «Кирин» оценивается в $1 млн.

Кроме того, по признанию одного из коллекционеров нэцке, они весьма привередливы в хранении, так как требуют постоянного телесного контакта. Фигурки нужно время от времени брать в руки. Если их никто не держит в руках около полугода, любой эксперт может это определить. Ведь благодаря прикосновению человеческих рук статуэтки приобретают насыщенный цвет – патину. Соответственно, коллекционер должен держать собрание не в банковской ячейке, а при себе.

Тематика нэцке безгранична и теснейшим образом связана с мировоззрением народа, с его мифологией, преданиями, легендами. Причем, часто один и тот же персонаж или сюжет трактовали по-разному. Из мифологических персонажей нередко изображают покровительницу веселья и новогодних торжеств богиню Удзумэ. Из народного искусства в нэцке перешли жизнерадостность, юмор, новизна образов. Мастера не боялись сделать изображение божества забавным, заострить внимание на комической ситуации.

DSC_9906.JPG

Также часто нэцке посвящали богине Солнца – Аматэрасу. В легенде рассказывается, как богиня, поссорившись со своим братом Сузано, спряталась в пещеру. На землю пришли холод и тьма. Тогда боги обратились за помощью к богине Удзумэ, которая своей находчивостью, веселым нравом вывела всех из затруднительного положения. Они зажгли огонь, поставили круглый барабан, на котором богиня веселья стала петь и танцевать. Аматэрасу не выдержала и выглянула посмотреть, чему радуются боги без нее. В этот момент ей поднесли зеркало, Аматэрасу удивилась своей необыкновенной красоте и вышла из пещеры. Солнце вновь озарило небо.

В середине XX века искусство нэцке получило новый импульс к развитию. Появилось большое количество талантливых резчиков из разных стран, которые в своих творениях объединяют древние традиции и свежие решения.

DSC_9880.JPG

На выставке «Современная нэцке из дерева» можно как увидеть традиционные изображения божеств, так и познакомиться с новым взглядом современных мастеров на японское прикладное искусство. В общем, окунуться в волшебный мир нэцке. Эти фигурки на самом деле завораживают. На каждую из них можно смотреть часами, вглядываясь в мельчайшие детали и постигая какой-то высший смысл.

DSC_9895.JPG

DSC_9896.JPG

Но самое главное – на выставке можно не только посмотреть, но и подержать некоторые фигурки в руках. И надо сказать, ощутив прелесть тактильного контакта с нэцке, невольно начинаешь задумываться о том, чтобы присоединиться к маленькой армии их коллекционеров.

DSC_9878.JPG

Сейчас очень популярны всевозможные антистрессовые игрушки, так вот – ни одна из них не сравнится с нэцке. Возможно, все дело тут в живой энергетике – ведь мастер вкладывает в творение не только свое воображение, время и мастерство, но и, как бы банально это ни прозвучало, душу. И это действительно чувствуется.

У японцев есть поверье – если в доме много нэцке, то злу там нет места. Это неудивительно, хотя бы потому, что они в нашем суматошном мире создают настроение.

DSC_9877.JPG


772 просмотра

«Темный Феникс» спалил «Людей Икс»

«Жирная клякса», «выгорание франшизы», «эвтаназия» - так назвали критики финал «Людей Икс»

Фото: bestofcomicbooks.com

Франшиза о людях-мутантах, стартовавшая в 2000 году с «Людей Икс» Брайана Сингера подошла к своему логическому завершению. Поставил  точку этой истории сценарист и продюсер Саймон Кинберг, для которого картина стала режиссерским дебютом. Однако дебют вышел не совсем удачным…

Несмотря на то, что киносерия занимает восьмое место в списке самых прибыльных серий фильмов с общими сборами более $5,7 млрд, «Люди Икс» - это пожалуй одна из самых неровных супергеройских франшиз. Грубо говоря, каждая новая серия  - это кот в мешке. С вероятностью 50:50 она может оказаться как успешной, так и провальной. И предсказать какой она будет совершенно невозможно. За исключением, разве что, «Дэдпула», который к «Людям Икс» имеет весьма опосредованное отношение – действие картины развивается в той же киновселенной. Кстати обе части  похождений Уэйда Уилсона  стали самыми кассовыми частями франшизы (каждая из частей собрала в прокате чуть более $785 млн).  Еще одним рекордсменом (более чем заслужено) стали «Дни минувшего будущего» Брайана Сингера, собравшие $747 млн.

Посему неудивительно, что каждая новая картина серии не возглавляет список самых ожидаемых фильмов года. Однако, от «Темного Феникса» все же ожидали чего-то большего, ведь это все же финал. Да, мутантов ожидает новая жизнь  - в  декабре 2017 года The Walt Disne Company  заключила сделку по приобретению 21st Century Fox, включая права на фильмы по Людям-Икс. Генеральный директор Disney Боб Айгер заявил, что студия намерена перезагрузить Людей Икс, Росомаху и Фантастическую Четверку и интегрировать их в Кинематографическую вселенную Marvel. Но завершения этой истории хотелось яркого и запоминающегося. К тому же к этому были все предпосылки. Однако по дружному признанию критиков история Джин Грей и разрушительной космической  силы – «скучное, лишенное искры кино», «Саймон Кинберг не справился с материалом», а «большинству актеров откровенно плевать на происходящее вокруг».  

И причин здесь несколько.

Во-первых, это сам Саймон Кинберг. Он был сценаристом и продюсером многих серий «Людей Икс», но сам до этого кино не снимал. И это оказалось заметно. Вместо эпичного финала в нуарных тонах (были намеки, были) мы получили поверхностный невыразительный блокбастер. Без четкой идеи (персонажи сами время от времени путаются в мотивах своих поступков) и внятных антагонистов. Да и экшена оказалось маловато. А ведь как развернуться можно было – тут вам и конфликт мутантов с людьми, и мутантов с мутантами, и, наконец, мутантов с инопланетной рассой, которая сказала, что «эта земля будет нашей». Но нет. Все батальные сцены получились короткими и маловразумительными.

К слову и сценарий в этот раз значительно провис (видимо, господин Кинберг просто не смог усидеть на двух стульях). И я сейчас даже не говорю о вторичности сюжетных линий и примитивных диалогах. Основная проблема в том, что у «Темного Феникса» нет четкой связи с предыдущими сериями. Фильм не пытается собрать все «сюжетные хвосты». Такое ощущение, что вместо четкой точки создатели решили поставить невнятное многоточие. Это было бы понятно, если бы франшизу планировалось продолжить, но не в качестве завершшающего аккорда.

Причем не спасает ситуацию даже великолепный кастинг. Софи Тернер почти справилась с ролью Джин Грей. Ровно до того момента, как не стала самым сильным существом в мире.  До образа хладнокровного божества (а Темный Феникс между делом новые галактики творить может) она не дотянула.  Джессика Честейн оказалась настолько невыразительна (да, ее тяжелый взгляд должен был показать внеземную холодность и невозмутимость, но…), что глядя на нее становится просто скучно. Джеймс МакЭвой из мудрого учителя Ксавьера вдруг превратился в мелочного неврастеника, который не хочет признавать своих ошибок и до последнего старается так сказать «замести следы».  Майкл Фассбендер… Это снова Майкл Фассбендер в роли Магнето.

Справедливости ради все же отмечу, что «Темный Феникс» не самая плохая часть франшизы. И Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер все же хороши. Кроме того в фильме есть несколько сцен, которые однозначно стоят того, чтобы их посмотреть на большом экране. Но и не более того. Остается надеяться, что если Marvel возьмется за возрождение франшизы, это будет качественно и продуманно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций