Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


674 просмотра

Нэцке: маленькое совершенство

Музей им. А. Кастеева представил экспозицию из более чем шестидесяти нэцке, к некоторым из них можно будет даже прикоснуться

Фото автора

История нэцке уходит корнями в века. Они проделали долгий путь от утилитарного элемента одежды до отдельного направления в японском прикладном искусстве. Сегодня эти шедевры художественного мастерства являются гордостью крупнейших музеев мира, а известные аукционные дома выставляют в качестве ведущих лотов не только коллекции нэцке западных ценителей, но и единичные находки. Теперь возможность постигнуть это искусство есть и у алматинцев: Музей им. А. Кастеева представил экспозицию из более чем шестидесяти нэцке, к некоторым из них можно будет даже прикоснуться

Нэцке – это японские миниатюрные скульптуры из кости или дерева. Впрочем, сейчас можно встретить и нэцке из пластика, но, в отличие от настоящих фигурок, это не более чем аксессуар для создания тематического интерьера. Просто потому, что искусственный материал не имеет связи с природными силами, а значит, не обладает нужной энергетикой. А ведь нэцке – это в первую очередь талисманы на все случаи жизни.

Впрочем, так было не всегда. Изначально нэцке служили не более чем элементом одежды. Миниатюрные фигурки играли роль поясного брелока. Дело в том, что в традиционной японской одежде нет карманов, поэтому были распространены сагэмоно – небольшие емкости для ключей, лекарств и других мелочей. И в древней Японии нэцке играли роль декоративной детали, с помощью которой на поясе и держались эти «сумочки».

В Стране восходящего солнца первые нэцке появились в период Эдо, своеобразный золотой век японского искусства, литературы и поэзии. С течением времени эти простые повседневные предметы достигли уровня подлинного искусства, а люди начали верить, что эти статуэтки приносят их обладателям и здоровье, и богатство, и счастье, и успех. Вот с этих пор фигурки нэцке японцы стали использовать как талисманы.

DSC_9898.JPG

И конечно, как объект коллекционирования. В разных странах мира живет большое количество поклонников нэцке. Всего в мире, по оценке экспертов, около 5 тыс. коллекционеров данного вида искусства. Причем коллекционирование нэцке – достаточно затратное увлечение. Цена на редкие старинные миниатюры начинается с $5–7 тыс. и доходит до нескольких сот тысяч долларов. Например, нэцке мастера Отомана (XIX век), изображающая борьбу воина Ватанабэ-но Цуна и демона Расёмона стоила $185 тыс. Самая дорогая в мире нэцке «Кирин» оценивается в $1 млн.

Кроме того, по признанию одного из коллекционеров нэцке, они весьма привередливы в хранении, так как требуют постоянного телесного контакта. Фигурки нужно время от времени брать в руки. Если их никто не держит в руках около полугода, любой эксперт может это определить. Ведь благодаря прикосновению человеческих рук статуэтки приобретают насыщенный цвет – патину. Соответственно, коллекционер должен держать собрание не в банковской ячейке, а при себе.

Тематика нэцке безгранична и теснейшим образом связана с мировоззрением народа, с его мифологией, преданиями, легендами. Причем, часто один и тот же персонаж или сюжет трактовали по-разному. Из мифологических персонажей нередко изображают покровительницу веселья и новогодних торжеств богиню Удзумэ. Из народного искусства в нэцке перешли жизнерадостность, юмор, новизна образов. Мастера не боялись сделать изображение божества забавным, заострить внимание на комической ситуации.

DSC_9906.JPG

Также часто нэцке посвящали богине Солнца – Аматэрасу. В легенде рассказывается, как богиня, поссорившись со своим братом Сузано, спряталась в пещеру. На землю пришли холод и тьма. Тогда боги обратились за помощью к богине Удзумэ, которая своей находчивостью, веселым нравом вывела всех из затруднительного положения. Они зажгли огонь, поставили круглый барабан, на котором богиня веселья стала петь и танцевать. Аматэрасу не выдержала и выглянула посмотреть, чему радуются боги без нее. В этот момент ей поднесли зеркало, Аматэрасу удивилась своей необыкновенной красоте и вышла из пещеры. Солнце вновь озарило небо.

В середине XX века искусство нэцке получило новый импульс к развитию. Появилось большое количество талантливых резчиков из разных стран, которые в своих творениях объединяют древние традиции и свежие решения.

DSC_9880.JPG

На выставке «Современная нэцке из дерева» можно как увидеть традиционные изображения божеств, так и познакомиться с новым взглядом современных мастеров на японское прикладное искусство. В общем, окунуться в волшебный мир нэцке. Эти фигурки на самом деле завораживают. На каждую из них можно смотреть часами, вглядываясь в мельчайшие детали и постигая какой-то высший смысл.

DSC_9895.JPG

DSC_9896.JPG

Но самое главное – на выставке можно не только посмотреть, но и подержать некоторые фигурки в руках. И надо сказать, ощутив прелесть тактильного контакта с нэцке, невольно начинаешь задумываться о том, чтобы присоединиться к маленькой армии их коллекционеров.

DSC_9878.JPG

Сейчас очень популярны всевозможные антистрессовые игрушки, так вот – ни одна из них не сравнится с нэцке. Возможно, все дело тут в живой энергетике – ведь мастер вкладывает в творение не только свое воображение, время и мастерство, но и, как бы банально это ни прозвучало, душу. И это действительно чувствуется.

У японцев есть поверье – если в доме много нэцке, то злу там нет места. Это неудивительно, хотя бы потому, что они в нашем суматошном мире создают настроение.

DSC_9877.JPG


267 просмотров

Хороший художник – мертвый художник

Гастон Дюпра рассуждает о том, как появляются шедевры

Фото: Kinopoisk.ru

На экраны вышел шедевр, который совершенно определенно нельзя пропустить. Он так и называется: «Шедевр». Если уж совсем точно, то «Мой шедевр» (Mi obra maestra) – именно так без ложной скромности назвал свою картину аргентинский режиссер Гастон Дюпра

История эта произошла в далекой Аргентине. В Буэнос-Айресе жил-был художник один, как поется в известной песне, домик имел и холсты. Был он самым настоящим мизантропом и, как следствие, обладал скверным характером – отчаянно не любил писать картины на заказ, ненавидел критиков и ни за что не желал встречаться с почитателями (а в перспективе и покупателями) своего таланта. Впрочем, последних было не так уж и много: знаменитость Ренцо Нерви (Луис Брандони) пришлась на далекие 80-е. А сейчас он никому особо интересен не был. За исключением разве что старого приятеля, арт-дилера Артуро Сильва (Гильермо Франселья), который по старой памяти пытался хоть кому-то продать картины Ренцо. Но после пары совсем уж эксцентричных выходок художника бросил это бесперспективное занятие.

И, пожалуй, закончилась бы эта история на том, как Ренцо выселили из дома за долги. Если бы вскоре после этого его не сбила машина, а Артуро не пришла в голову гениальная идея. А именно: продаваемый художник – мертвый художник. Да-да, именно после окончания бренного земного пути цена на полотна художников растет как на дрожжах. А значит…

Так Артуро убил Ренцо.

Впрочем, с абсолютного согласия последнего.

Вообще, отправляясь на этот фильм, самым правильным будет не читать аннотаций, отзывов и рецензий на него и не смотреть трейлеров. Дабы увидеть картину совершенно незамутненным взглядом и получить от нее совершенно искреннее удовольствие. Ибо известный нам по талантливой, весьма злой саркастической комедии «Почетный гражданин» аргентинский режиссер Гастон Дюпра действительно создал шедевр. И, ничуть не стесняясь, так его и назвал.

По большому счету это философская, немного сентиментальная, местами авантюрная и бесконечно добрая картина про дружбу. Про ту самую дружбу, когда вместе тесно, а врозь скучно. Когда за долгие годы вы настолько надоели друг другу, что мысль об убийстве вовсе не кажется кощунственной. Вот только за это время вы так срослись друг с другом, что ближе-то никого и нет…

Кроме того, рассказывая историю двух заклятых друзей, Гастон Дюпра вовсю иронизирует по поводу современного искусства, имеющего сегодня исключительно товарную и никакую иную ценность. А точнее по поводу того, как размыта ныне грань между искусством и шарлатанством. Причем делает это со знанием дела: сценарий «Шедевра» он писал вместе с братом Андресом, директором Аргентинского национального музея искусств, прекрасно знающим конъюнктуру художественного рынка.

А попутно Дюпра предлагает поразмыслить об относительности всего сущего и том, есть ли жизнь после славы. И какая она – эта жизнь. Как можно оценить работу художника? И обязательно ли ему надо умереть для того, чтобы мы его оценили? В конце концов приводя зрителя к мысли, что хоть он и высмеивает предприимчивых арт-дилеров и заносчивых критиков, на самом деле искусство – гораздо глубже и сложнее. Как говорит вкрадчивый голос в начале фильма, «к живописи нужен особый подход. Остановитесь перед картиной, потратьте на нее минуту своей жизни – и впустите в себя мир художника».

Чем-то «Шедевр» напоминает старые французские комедии. Такие как «Игрушка» Франсиса Вебера. Не сюжетом, нет. А той непередаваемой атмосферой, в которой есть место легкой сатире, тонкому юмору, философским размышлениям, драме, интриге… И все это в настолько четко выверенных пропорциях, что даже самый простенький сюжет становится шедевром.

Помимо того, что Дюпра удалось ювелирно соблюсти эти пропорции, он сумел подобрать идеальных исполнителей на главные роли – знаменитого в Аргентине комедийного актера Гильермо Франселья и 78-летнего Луиса Брандони. Во многом картину делает именно этот дуэт, который очень легко открывает сложность человеческих характеров и взаимоотношений, уводя зрителя за собой, заставляя его не просто быть сторонним наблюдателем, но и переживать за героев как за родных.

«Шедевр» – это отличная добрая и смешная история, каких сейчас мало и каких очень не хватает. Мудрая, но вместе с тем легкая для восприятия. История, в которую врастаешь, и к которой очень хочется вернуться – возможно, и не один раз – через время. Одним словом, Шедевр!

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank