Нэцке: маленькое совершенство

Музей им. А. Кастеева представил экспозицию из более чем шестидесяти нэцке, к некоторым из них можно будет даже прикоснуться

Фото автора

История нэцке уходит корнями в века. Они проделали долгий путь от утилитарного элемента одежды до отдельного направления в японском прикладном искусстве. Сегодня эти шедевры художественного мастерства являются гордостью крупнейших музеев мира, а известные аукционные дома выставляют в качестве ведущих лотов не только коллекции нэцке западных ценителей, но и единичные находки. Теперь возможность постигнуть это искусство есть и у алматинцев: Музей им. А. Кастеева представил экспозицию из более чем шестидесяти нэцке, к некоторым из них можно будет даже прикоснуться

Нэцке – это японские миниатюрные скульптуры из кости или дерева. Впрочем, сейчас можно встретить и нэцке из пластика, но, в отличие от настоящих фигурок, это не более чем аксессуар для создания тематического интерьера. Просто потому, что искусственный материал не имеет связи с природными силами, а значит, не обладает нужной энергетикой. А ведь нэцке – это в первую очередь талисманы на все случаи жизни.

Впрочем, так было не всегда. Изначально нэцке служили не более чем элементом одежды. Миниатюрные фигурки играли роль поясного брелока. Дело в том, что в традиционной японской одежде нет карманов, поэтому были распространены сагэмоно – небольшие емкости для ключей, лекарств и других мелочей. И в древней Японии нэцке играли роль декоративной детали, с помощью которой на поясе и держались эти «сумочки».

В Стране восходящего солнца первые нэцке появились в период Эдо, своеобразный золотой век японского искусства, литературы и поэзии. С течением времени эти простые повседневные предметы достигли уровня подлинного искусства, а люди начали верить, что эти статуэтки приносят их обладателям и здоровье, и богатство, и счастье, и успех. Вот с этих пор фигурки нэцке японцы стали использовать как талисманы.

DSC_9898.JPG

И конечно, как объект коллекционирования. В разных странах мира живет большое количество поклонников нэцке. Всего в мире, по оценке экспертов, около 5 тыс. коллекционеров данного вида искусства. Причем коллекционирование нэцке – достаточно затратное увлечение. Цена на редкие старинные миниатюры начинается с $5–7 тыс. и доходит до нескольких сот тысяч долларов. Например, нэцке мастера Отомана (XIX век), изображающая борьбу воина Ватанабэ-но Цуна и демона Расёмона стоила $185 тыс. Самая дорогая в мире нэцке «Кирин» оценивается в $1 млн.

Кроме того, по признанию одного из коллекционеров нэцке, они весьма привередливы в хранении, так как требуют постоянного телесного контакта. Фигурки нужно время от времени брать в руки. Если их никто не держит в руках около полугода, любой эксперт может это определить. Ведь благодаря прикосновению человеческих рук статуэтки приобретают насыщенный цвет – патину. Соответственно, коллекционер должен держать собрание не в банковской ячейке, а при себе.

Тематика нэцке безгранична и теснейшим образом связана с мировоззрением народа, с его мифологией, преданиями, легендами. Причем, часто один и тот же персонаж или сюжет трактовали по-разному. Из мифологических персонажей нередко изображают покровительницу веселья и новогодних торжеств богиню Удзумэ. Из народного искусства в нэцке перешли жизнерадостность, юмор, новизна образов. Мастера не боялись сделать изображение божества забавным, заострить внимание на комической ситуации.

DSC_9906.JPG

Также часто нэцке посвящали богине Солнца – Аматэрасу. В легенде рассказывается, как богиня, поссорившись со своим братом Сузано, спряталась в пещеру. На землю пришли холод и тьма. Тогда боги обратились за помощью к богине Удзумэ, которая своей находчивостью, веселым нравом вывела всех из затруднительного положения. Они зажгли огонь, поставили круглый барабан, на котором богиня веселья стала петь и танцевать. Аматэрасу не выдержала и выглянула посмотреть, чему радуются боги без нее. В этот момент ей поднесли зеркало, Аматэрасу удивилась своей необыкновенной красоте и вышла из пещеры. Солнце вновь озарило небо.

В середине XX века искусство нэцке получило новый импульс к развитию. Появилось большое количество талантливых резчиков из разных стран, которые в своих творениях объединяют древние традиции и свежие решения.

DSC_9880.JPG

На выставке «Современная нэцке из дерева» можно как увидеть традиционные изображения божеств, так и познакомиться с новым взглядом современных мастеров на японское прикладное искусство. В общем, окунуться в волшебный мир нэцке. Эти фигурки на самом деле завораживают. На каждую из них можно смотреть часами, вглядываясь в мельчайшие детали и постигая какой-то высший смысл.

DSC_9895.JPG

DSC_9896.JPG

Но самое главное – на выставке можно не только посмотреть, но и подержать некоторые фигурки в руках. И надо сказать, ощутив прелесть тактильного контакта с нэцке, невольно начинаешь задумываться о том, чтобы присоединиться к маленькой армии их коллекционеров.

DSC_9878.JPG

Сейчас очень популярны всевозможные антистрессовые игрушки, так вот – ни одна из них не сравнится с нэцке. Возможно, все дело тут в живой энергетике – ведь мастер вкладывает в творение не только свое воображение, время и мастерство, но и, как бы банально это ни прозвучало, душу. И это действительно чувствуется.

У японцев есть поверье – если в доме много нэцке, то злу там нет места. Это неудивительно, хотя бы потому, что они в нашем суматошном мире создают настроение.

DSC_9877.JPG

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg