Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


378 просмотров

Хороший художник – мертвый художник

Гастон Дюпра рассуждает о том, как появляются шедевры

Фото: Kinopoisk.ru

На экраны вышел шедевр, который совершенно определенно нельзя пропустить. Он так и называется: «Шедевр». Если уж совсем точно, то «Мой шедевр» (Mi obra maestra) – именно так без ложной скромности назвал свою картину аргентинский режиссер Гастон Дюпра

История эта произошла в далекой Аргентине. В Буэнос-Айресе жил-был художник один, как поется в известной песне, домик имел и холсты. Был он самым настоящим мизантропом и, как следствие, обладал скверным характером – отчаянно не любил писать картины на заказ, ненавидел критиков и ни за что не желал встречаться с почитателями (а в перспективе и покупателями) своего таланта. Впрочем, последних было не так уж и много: знаменитость Ренцо Нерви (Луис Брандони) пришлась на далекие 80-е. А сейчас он никому особо интересен не был. За исключением разве что старого приятеля, арт-дилера Артуро Сильва (Гильермо Франселья), который по старой памяти пытался хоть кому-то продать картины Ренцо. Но после пары совсем уж эксцентричных выходок художника бросил это бесперспективное занятие.

И, пожалуй, закончилась бы эта история на том, как Ренцо выселили из дома за долги. Если бы вскоре после этого его не сбила машина, а Артуро не пришла в голову гениальная идея. А именно: продаваемый художник – мертвый художник. Да-да, именно после окончания бренного земного пути цена на полотна художников растет как на дрожжах. А значит…

Так Артуро убил Ренцо.

Впрочем, с абсолютного согласия последнего.

Вообще, отправляясь на этот фильм, самым правильным будет не читать аннотаций, отзывов и рецензий на него и не смотреть трейлеров. Дабы увидеть картину совершенно незамутненным взглядом и получить от нее совершенно искреннее удовольствие. Ибо известный нам по талантливой, весьма злой саркастической комедии «Почетный гражданин» аргентинский режиссер Гастон Дюпра действительно создал шедевр. И, ничуть не стесняясь, так его и назвал.

По большому счету это философская, немного сентиментальная, местами авантюрная и бесконечно добрая картина про дружбу. Про ту самую дружбу, когда вместе тесно, а врозь скучно. Когда за долгие годы вы настолько надоели друг другу, что мысль об убийстве вовсе не кажется кощунственной. Вот только за это время вы так срослись друг с другом, что ближе-то никого и нет…

Кроме того, рассказывая историю двух заклятых друзей, Гастон Дюпра вовсю иронизирует по поводу современного искусства, имеющего сегодня исключительно товарную и никакую иную ценность. А точнее по поводу того, как размыта ныне грань между искусством и шарлатанством. Причем делает это со знанием дела: сценарий «Шедевра» он писал вместе с братом Андресом, директором Аргентинского национального музея искусств, прекрасно знающим конъюнктуру художественного рынка.

А попутно Дюпра предлагает поразмыслить об относительности всего сущего и том, есть ли жизнь после славы. И какая она – эта жизнь. Как можно оценить работу художника? И обязательно ли ему надо умереть для того, чтобы мы его оценили? В конце концов приводя зрителя к мысли, что хоть он и высмеивает предприимчивых арт-дилеров и заносчивых критиков, на самом деле искусство – гораздо глубже и сложнее. Как говорит вкрадчивый голос в начале фильма, «к живописи нужен особый подход. Остановитесь перед картиной, потратьте на нее минуту своей жизни – и впустите в себя мир художника».

Чем-то «Шедевр» напоминает старые французские комедии. Такие как «Игрушка» Франсиса Вебера. Не сюжетом, нет. А той непередаваемой атмосферой, в которой есть место легкой сатире, тонкому юмору, философским размышлениям, драме, интриге… И все это в настолько четко выверенных пропорциях, что даже самый простенький сюжет становится шедевром.

Помимо того, что Дюпра удалось ювелирно соблюсти эти пропорции, он сумел подобрать идеальных исполнителей на главные роли – знаменитого в Аргентине комедийного актера Гильермо Франселья и 78-летнего Луиса Брандони. Во многом картину делает именно этот дуэт, который очень легко открывает сложность человеческих характеров и взаимоотношений, уводя зрителя за собой, заставляя его не просто быть сторонним наблюдателем, но и переживать за героев как за родных.

«Шедевр» – это отличная добрая и смешная история, каких сейчас мало и каких очень не хватает. Мудрая, но вместе с тем легкая для восприятия. История, в которую врастаешь, и к которой очень хочется вернуться – возможно, и не один раз – через время. Одним словом, Шедевр!


805 просмотров

В прокат вышел дебютный фильм Бориса Акопова «Бык»

Картина стала победителем «Кинотавра»

Кадр из фильма

На главном российском кинофестивале «Бык» получил сразу две основные награды: «Лучший фильм» и «Лучшая операторская работа». Позже картину отметили еще и в Карловых Варах – ей достался главный приз в конкурсе «К востоку от запада».

Несмотря на успешную судьбу на фестивалях и разгоревшиеся дискуссии вокруг картины, что обычно является признаком хорошего фильма, драма «Бык» больше похожа на большой и вторичный клип о лихих 90-х, нежели на оригинальное художественное произведение, благодаря которому мы бы взглянули на это время по-новому.

От человека, заявившего, что он «не верит в женскую режиссуру и единственный хороший фильм, снятый женщиной, – это «Восхождение» Ларисы Шепитько, и то потому, что по своей сути это мужской фильм», ждать некого переосмысления эпохи перемен не приходится. К тому же, наверное, стоит уже смириться – лучше и пронзительнее Балабанова о 90-х больше никто никогда не скажет. Ни явившиеся в кино дети 90-х, так называемые миллениалы, которые зачастую видят в этом историческом моменте лишь брутальный антураж, ни самый талантливый автор этого поколения Кантемир Балагов, ни даже народный русский режиссер, которого многие считают преемником Балабанова – Юрий Быков, при всем уважении к последним.

Итак, синопсис «Быка» – это история о молодом парне Антоне Быкове по прозвищу Бык (Юрий Борисов), только что вернувшемся из тюрьмы к своей семье – матери, младшему брату и сестре. Бык мечтает начать новую жизнь, но прошлое не отпускает – криминальные дружки, отсутствие образования, профессии, к тому же герой становится мужчиной на стыке эпох. На дворе 1996 год – в стране полная разруха и ожидание очередного дефолта. Бык с братками ездит на очередные разборки под песни Шатунова и «Комбинации», пока опять не оказывается в милиции. И лишь ходатайство криминального авторитета помогает только что «откинувшемуся» парню выйти на свободу. Естественно, услуга за услугу – его просят разнести рынок, который держат кавказцы, и привезти одного типа, находящегося у тех в плену. Бык слово держит, за что потом и расплачивается. Параллельно развивается история его младшего брата, который с ума сходит по очаровательно-вульгарной парикмахерше Тане (Стася Милославская), а та сходит с ума по англичанину, точнее не по нему, а по возможностям, которые может ей подарить заморский жених. К финалу две параллельные линии сойдутся в одну точку – самым что ни на есть драматическим образом.

Пока смотришь «Быка», кстати, в совершенно пустом зале, ощущение, что все это ты где-то видел – много из «Брата», немного из «Бригады», совсем чуть из балабановского «Груза 200». Тот эпизод, кажется, из «Интердевочки», а этот – из «Маленькой Веры». Исполнитель главной ро­ли взят из относительно нового и, между прочим, отличного фильма Дарьи Жук «Хрусталь». Поэтому неудивительно, что в «Быке» мерещится и «Бумер» Буслова, и даже «Теснота» Кантемира Балагова. К слову, если сравнивать двух режиссеров одного поколения, то Балагову действительно есть что сказать, его «Теснота» выглядит самостоятельным и очень любопытным произведением о том времени, тогда как «Бык» Акопова явно заимствует готовые рецепты хорошего русского кино. Но почему-то не самым удачным образом.

В своих интервью автор «Быка» – симпатичный парень с внешностью молодого Николая Цискаридзе (Борис, оказывается, и правда учился в балетном училище) – говорил, что визуальный язык «Быка» – это прежде всего клипы французского режиссера Ромена Гавраса, а также Дэниела Вульфа. Так оно и есть – модная музыка (и мы имеем в виду не песни «Ласкового мая» и вовсе не звучащий в фильме панк-рок и рейв 90-х), клиповая подача в «Быке» присутствуют, только вот такие видео с большой эпохой перемен склеены формально. Поэтому хоть и уровень тестостерона в кадре зашкаливает, драки там самые жестокие и череп проламывают совсем не фигурально, но в эти жестокие-жестокие 90-е на экране как-то не очень верится.

Финал и вовсе сентиментален – Ельцин уходит в отставку по телику, оставляя целую эпоху в истории. Кажется, пришла пора оставить ее и режиссерам: в конце концов, лучшее о 90-х уже сказано.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций