Перейти к основному содержанию


1093 просмотра

«Балканский рубеж»: жестко о войне

В прокат вышла российско-сербская военная драма малоизвестного режиссера Андрея Волгина о событиях в Косово 20-летней давности. Несмотря на то, что в первый же уикенд картина стала лидером проката, отзывы зрителей и критиков о ней очень разнятся

Фото: kinopoisk.ru

В прокат вышла российско-сербская военная драма малоизвестного режиссера Андрея Волгина о событиях в Косово 20-летней давности. Несмотря на то, что в первый же уикенд картина стала лидером проката, отзывы зрителей и критиков о ней очень разнятся

Почему-то российское кино про войну в последнее время принято критиковать. Особенно если речь идет о каких-то относительно недавних военных конфликтах. Причем зачастую – не глядя. Не спорю, некоторые картины получают свою долю негатива более чем заслуженно. Но по большей части фильмы – и порой неплохие – предаются остракизму во многом потому, что идут вразрез с политическими убеждениями зрителей. С «Балканским рубежом» происходит примерно то же самое – еще до выхода фильма на экран на него обрушился шквал критики.

И в какой-то степени понятно, почему: основной враг в этом фильме – это не албанцы. Отнюдь. Основной враг – США, власти которых по сути оказывают поддержку исламскому террористу. И в контексте нынешней политической ситуации это вполне можно воспринять как попытку очернить, так сказать, идеологического противника. Но если сначала посмотреть «Власть» Адама МакКея, то «Балканский рубеж» перестанет быть банальной попыткой отомстить за санкции и очень органично впишется в картину мира. По крайней мере того мира, про который рассказал Адам МакКей…

Но, как мне кажется, этот фильм достоин того, чтобы уделить ему внимание вне зависимости от политической ситуации. Просто потому, что это действительно качественный боевик с хорошими спецэффектами и замечательно прописанным многолинейным сценарием. Во всяком случае, 2,5 часа пролетели незаметно. Скучно не было. Стыдно тоже.

Прежде всего потому, что в фильме есть крепкая и содержательная история. Только отчасти вымышленная. Точнее говоря, операция по захвату аэропорта – реальный факт (правда, говорят, прошла она без единого выстрела). А все остальное – вымысел Ивана Наумова, Натальи Назаровой и Андрея Анайкина, которые написали сценарий картины. И они не стали изобретать велосипед, а обратились к мировой практике. Как в лучших боевиках, собрали команду идеально дополняющих друг друга как по характеру, так и по способностям, персонажей. Эдакая команда супергероев, где у каждого своя способность, фишка и доминирующая черта характера. В команде, конечно же, есть девушка, а во всей истории – обязательная любовная линия. И самое главное, это очень органично вписалось в историю, которая началась еще в 1995 году…

В 1995 году команда Андрея Шаталова (Антон Пампушный) провалила задание и осталась в раздираемой на части Югославии. Но, разумеется, не как военное подразделение, а каждый сам по себе. Так проще выжить, не привлекая внимания властей. Спустя четыре года, в 1999-м, когда НАТО начало бомбардировки Югославии, принимая сторону албанцев, Россия решила поддержать братский сербский народ. Одной из операций того периода и стало взятие под контроль ныне Международного аэропорта Приштины, а тогда аэропорта Слатина, где базировалось британское подразделение KFOR.

Посему Бек (Гоша Куценко) собрал старую команду Шаталова. Так перед пятью бывшими и одним действующим спецназовцами и двумя косовскими полицейскими встала задача выбить с территории аэропорта местного полевого командира Смука (Александр Сречкович) и его головорезов (около ста человек) и удержать объект до прихода колонны российских миротворцев, ничем не выдав своей гражданской принадлежности.

К слову, здесь Волгин очень корректно подошел к межнациональным и религиозным конфликтам, сделав команду героев интернациональной. А двое из них перед боем с исламским боевиком Смуком совершают намаз. Проще говоря, нам еще раз напомнили, что отнюдь не вера и национальность определяют то, что человек принесет в этот мир…

Собственно сам захват и удержание были показаны в лучших традициях жанра. К счастью, обошлось без пафоса. Почти обошлось. Ближе к концу в кадре таки появился русский офицер-освободитель, несущий на руках спасенную сербскую девочку (некое напоминание о берлинском «Воине-освободителе»). Впрочем, по большому счету, этот момент не портит впечатления от картины. А сыгравший в одном из эпизодов в самом конце Эмир Кустурица и вовсе выводит фильм на какой-то качественно иной уровень (он делает этот фильм немного светлее, сглаживая эмоции от войны).

Но самое интересное, что для меня главным в картине стала вовсе не операция по захвату аэропорта (там, несмотря на хорошие спецэффекты, все же было кино), а второстепенные линии. Сотрудничество с сербами сделало их невероятно проникновенными. Это драма в белградском роддоме во время бомбежек. Это отношения между двумя полицейскими – сербом и албанцем. Когда невозможно предсказать, что перевесит: давняя дружба или межэтнический конфликт. Это расстрелы мирного населения. Это история трусости и предательства российского командования. Войну нам показывают жестко, (у того же Эмира Кустурицы в его  «По Млечному пути», эта же война не оставляет после себя выжженных деревень).

Именно второстепенные линии и вкрапления из документальной хроники создали настроение этой картины, как и саундтрек, в котором прозвучали песни Бутусова, «Сплин», «Кино», «Сектора Газа», а один из героев напевал то «СерьГу», то «ДДТ».

Резюмируя все вышесказанное, «Балканский рубеж» — не просто неплохой боевик, а хорошо снятая картина о войне. Картина жестокая и тяжелая. Я не уверена, что захочу пересмотреть этот фильм в ближайшее время. Я вообще не уверена, что захочу его пересмотреть. Но такие ленты нужны. Просто для того, чтобы напомнить, что война не делает различий по расовому, половому, национальному и религиозному признаку…


894 просмотра

«Темный Феникс» спалил «Людей Икс»

«Жирная клякса», «выгорание франшизы», «эвтаназия» - так назвали критики финал «Людей Икс»

Фото: bestofcomicbooks.com

Франшиза о людях-мутантах, стартовавшая в 2000 году с «Людей Икс» Брайана Сингера подошла к своему логическому завершению. Поставил  точку этой истории сценарист и продюсер Саймон Кинберг, для которого картина стала режиссерским дебютом. Однако дебют вышел не совсем удачным…

Несмотря на то, что киносерия занимает восьмое место в списке самых прибыльных серий фильмов с общими сборами более $5,7 млрд, «Люди Икс» - это пожалуй одна из самых неровных супергеройских франшиз. Грубо говоря, каждая новая серия  - это кот в мешке. С вероятностью 50:50 она может оказаться как успешной, так и провальной. И предсказать какой она будет совершенно невозможно. За исключением, разве что, «Дэдпула», который к «Людям Икс» имеет весьма опосредованное отношение – действие картины развивается в той же киновселенной. Кстати обе части  похождений Уэйда Уилсона  стали самыми кассовыми частями франшизы (каждая из частей собрала в прокате чуть более $785 млн).  Еще одним рекордсменом (более чем заслужено) стали «Дни минувшего будущего» Брайана Сингера, собравшие $747 млн.

Посему неудивительно, что каждая новая картина серии не возглавляет список самых ожидаемых фильмов года. Однако, от «Темного Феникса» все же ожидали чего-то большего, ведь это все же финал. Да, мутантов ожидает новая жизнь  - в  декабре 2017 года The Walt Disne Company  заключила сделку по приобретению 21st Century Fox, включая права на фильмы по Людям-Икс. Генеральный директор Disney Боб Айгер заявил, что студия намерена перезагрузить Людей Икс, Росомаху и Фантастическую Четверку и интегрировать их в Кинематографическую вселенную Marvel. Но завершения этой истории хотелось яркого и запоминающегося. К тому же к этому были все предпосылки. Однако по дружному признанию критиков история Джин Грей и разрушительной космической  силы – «скучное, лишенное искры кино», «Саймон Кинберг не справился с материалом», а «большинству актеров откровенно плевать на происходящее вокруг».  

И причин здесь несколько.

Во-первых, это сам Саймон Кинберг. Он был сценаристом и продюсером многих серий «Людей Икс», но сам до этого кино не снимал. И это оказалось заметно. Вместо эпичного финала в нуарных тонах (были намеки, были) мы получили поверхностный невыразительный блокбастер. Без четкой идеи (персонажи сами время от времени путаются в мотивах своих поступков) и внятных антагонистов. Да и экшена оказалось маловато. А ведь как развернуться можно было – тут вам и конфликт мутантов с людьми, и мутантов с мутантами, и, наконец, мутантов с инопланетной рассой, которая сказала, что «эта земля будет нашей». Но нет. Все батальные сцены получились короткими и маловразумительными.

К слову и сценарий в этот раз значительно провис (видимо, господин Кинберг просто не смог усидеть на двух стульях). И я сейчас даже не говорю о вторичности сюжетных линий и примитивных диалогах. Основная проблема в том, что у «Темного Феникса» нет четкой связи с предыдущими сериями. Фильм не пытается собрать все «сюжетные хвосты». Такое ощущение, что вместо четкой точки создатели решили поставить невнятное многоточие. Это было бы понятно, если бы франшизу планировалось продолжить, но не в качестве завершшающего аккорда.

Причем не спасает ситуацию даже великолепный кастинг. Софи Тернер почти справилась с ролью Джин Грей. Ровно до того момента, как не стала самым сильным существом в мире.  До образа хладнокровного божества (а Темный Феникс между делом новые галактики творить может) она не дотянула.  Джессика Честейн оказалась настолько невыразительна (да, ее тяжелый взгляд должен был показать внеземную холодность и невозмутимость, но…), что глядя на нее становится просто скучно. Джеймс МакЭвой из мудрого учителя Ксавьера вдруг превратился в мелочного неврастеника, который не хочет признавать своих ошибок и до последнего старается так сказать «замести следы».  Майкл Фассбендер… Это снова Майкл Фассбендер в роли Магнето.

Справедливости ради все же отмечу, что «Темный Феникс» не самая плохая часть франшизы. И Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер все же хороши. Кроме того в фильме есть несколько сцен, которые однозначно стоят того, чтобы их посмотреть на большом экране. Но и не более того. Остается надеяться, что если Marvel возьмется за возрождение франшизы, это будет качественно и продуманно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций