920 просмотров

Музей Кастеева представит выставку казахстанских художников в Москве

В начале марта в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели в Москве откроется выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

Фото: пресс-служба ГМИ им. Кастеева

В начале марта в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели в Москве откроется выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

«Диалог культур, укрепление культурных взаимосвязей между  Казахстаном и Россией весьма важны для полноценного функционирования  искусства, творческого роста художников, обмена опытом между культурными институциями, каковыми являются музеи и академии. Это дает новый импульс для плодотворного труда, взаимообогащения и осмысления путей дальнейшего  развития», - отметила директор Музея им. Кастеева, профессор Гульмира Шалабаева.

До революции 1917 года в Казахстане доминировало декоративно-прикладное искусство, уходящее корнями во времена Великого Шелкового пути и искусство древних саков и других кочевых племен. После революции, когда Казахстан стал одной из союзных республик, здесь стало развиваться изобразительное искусство в европейской традиции: живопись, графика и скульптура. В связи с этим, национальной школе изобразительного искусства около 100 лет.

В 30-50-х годы ХХ века, как и везде в Советском Союзе, в Казахстане бурное развитие получил социалистический реализм. Но в конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников под влиянием постимпрессионизма и мексиканских монументалистов выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства.  «Шестидесятники» - условное название этой группы, заявившей о себе в конце 60-х и 70-х. К ней относятся художники Салихитдин  Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген  Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек  Нуржумаев и другие.

Возглавил движение Салихитдин  Айтбаев. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания, Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во второй половине 60-х годов – «Счастье» (1966), «Молодые казахи» (1967), «Гость приехал» (1969), которые, принесли ему широкую известность. Работа «Молодые казахи» (1967) вместе с другими работами Айтбаева будет экспонироваться в Москве.

В работах его предшественника Али Джусупова и сподвижников Оралбека Нуржумаева, Шаймардана Сариева, Токболата Тогузбаева наблюдается также поиск своего языка живописи. Им свойственны декоративность цветовых сочетаний, статика поз и невозмутимость лиц.  Эти художники воспевали силу и энергию традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева «Утро в Кегене», «Базар», «На окраине Муйнака» и другие демонстрируют увлеченность художника изображением традиционной жизни и собственную интонацию Табиева в образном звучании.

В середине 60-х, после обучения в Ленинграде и Москве, прибыли в Алма-Ату скульпторы Тулеген  Досмагамбетов, Ольга Прокопьева и Вагиф Рахманов. В 1973 из Москвы приехал Еркин Мергенов. Он нашел свои принципы в выборе модели и в эстетике форм. Его  увлекала тема «человек, среда, общество».

Особняком стоит  романтический пейзажист Жанатай Шарденов, творчество которого сформировалось под большим влиянием французских импрессионистов, с работами которых он познакомился в музеях Ленинграда во время учебы. Шарденов передавал красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, найдя свой, непохожий ни на кого, оригинальный стиль.

Высокого уровня достигла гравюра Казахстана. Графики Макум Кисамединов, Исатай Исабаев и Адил Рахманов  в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях актуализируют образы народных героев, реальных и мифических, с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов. Излюбленные техники казахстанских графиков – линогравюра, офорт, литография.

Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане.  «Дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и создавали свой собственный язык и стиль в искусстве.

banner_wsj.gif

1789 просмотров

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg