Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


682 просмотра

Музей Кастеева представит выставку казахстанских художников в Москве

В начале марта в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели в Москве откроется выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

Фото: пресс-служба ГМИ им. Кастеева

В начале марта в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели в Москве откроется выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

«Диалог культур, укрепление культурных взаимосвязей между  Казахстаном и Россией весьма важны для полноценного функционирования  искусства, творческого роста художников, обмена опытом между культурными институциями, каковыми являются музеи и академии. Это дает новый импульс для плодотворного труда, взаимообогащения и осмысления путей дальнейшего  развития», - отметила директор Музея им. Кастеева, профессор Гульмира Шалабаева.

До революции 1917 года в Казахстане доминировало декоративно-прикладное искусство, уходящее корнями во времена Великого Шелкового пути и искусство древних саков и других кочевых племен. После революции, когда Казахстан стал одной из союзных республик, здесь стало развиваться изобразительное искусство в европейской традиции: живопись, графика и скульптура. В связи с этим, национальной школе изобразительного искусства около 100 лет.

В 30-50-х годы ХХ века, как и везде в Советском Союзе, в Казахстане бурное развитие получил социалистический реализм. Но в конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников под влиянием постимпрессионизма и мексиканских монументалистов выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства.  «Шестидесятники» - условное название этой группы, заявившей о себе в конце 60-х и 70-х. К ней относятся художники Салихитдин  Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген  Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек  Нуржумаев и другие.

Возглавил движение Салихитдин  Айтбаев. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания, Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во второй половине 60-х годов – «Счастье» (1966), «Молодые казахи» (1967), «Гость приехал» (1969), которые, принесли ему широкую известность. Работа «Молодые казахи» (1967) вместе с другими работами Айтбаева будет экспонироваться в Москве.

В работах его предшественника Али Джусупова и сподвижников Оралбека Нуржумаева, Шаймардана Сариева, Токболата Тогузбаева наблюдается также поиск своего языка живописи. Им свойственны декоративность цветовых сочетаний, статика поз и невозмутимость лиц.  Эти художники воспевали силу и энергию традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева «Утро в Кегене», «Базар», «На окраине Муйнака» и другие демонстрируют увлеченность художника изображением традиционной жизни и собственную интонацию Табиева в образном звучании.

В середине 60-х, после обучения в Ленинграде и Москве, прибыли в Алма-Ату скульпторы Тулеген  Досмагамбетов, Ольга Прокопьева и Вагиф Рахманов. В 1973 из Москвы приехал Еркин Мергенов. Он нашел свои принципы в выборе модели и в эстетике форм. Его  увлекала тема «человек, среда, общество».

Особняком стоит  романтический пейзажист Жанатай Шарденов, творчество которого сформировалось под большим влиянием французских импрессионистов, с работами которых он познакомился в музеях Ленинграда во время учебы. Шарденов передавал красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, найдя свой, непохожий ни на кого, оригинальный стиль.

Высокого уровня достигла гравюра Казахстана. Графики Макум Кисамединов, Исатай Исабаев и Адил Рахманов  в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях актуализируют образы народных героев, реальных и мифических, с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов. Излюбленные техники казахстанских графиков – линогравюра, офорт, литография.

Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане.  «Дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и создавали свой собственный язык и стиль в искусстве.


1099 просмотров

Новый поворот в расследовании «убийства» динозавров

Получены новые данные о древнем астероиде

Фото: Ronaldo Shemidt/Agence France- Presse/Getty Images

Новые образцы породы из Мексики дают полное представление о том, как 65 млн лет назад астероид размером с небольшой город уничтожил всех динозавров.

Ученые пробурили морское дно недалеко от побережья Мексики и извлекли из скважины уникальную геологическую запись самого худшего дня в истории жизни на Земле, когда 65 млн лет назад астероид размером с небольшой город врезался в планету, уничтожив всех динозавров и три четверти всех других живых существ и растений.

В понедельник был обнародован анализ новых образцов горных пород из кратера Чиксулуб. Эти образцы – настоящее слоеное парфе из частиц, которые ежеминутно слоями накапливались в эпицентре удара в первый день глобальной катастрофы. Полученные данные свидетельствуют о том, что, когда огромный астероид столкнулся с Землей, образовав кратер шириной 100 миль (160 км) и глубиной 12 миль (19 км), случились мощный взрыв с выделением огромного количества тепловой энергии, сильнейшие землетрясения, цунами, оползни и лесные пожары.

WhatsApp Image 2019-09-13 at 16.30.06.png

Фото: Ronaldo Shemidt/Agence France- Presse/Getty Images

По словам ученых, химический состав осадочного материала также может служить подтверждением того, что в результате катаклизма в атмосферу были выброшены сотни миллиардов тонн серы, образовавшейся вследствие разрушения океанических пород до пылеобразного состояния. Именно это привело к глобальной астероидной зиме, когда в течение нескольких десятилетий средняя температура на планете не превышала 30 градусов по Фаренгейту (-1 по Цельсию).

«Все это говорит нам о том, что именно происходило внутри кратера в тот день, когда погибли динозавры, – рассказывает Джей Мелош, геофизик из Университета Пердью, который не входит в буровую команду, но тоже занимается изучением ударных кратеров. – Весь тот кошмар, который тогда происходил, записан прямо в полученных образцах», – отмечает он.

Ученые из бурового консорциума во главе с геофизиком Шоном Гуликом из Техасского университета в Остине, который является соруководителем проекта стоимостью $10 млн, опубликовали результаты своих исследований в журнале ProceedingsoftheNationalAcademyofSciences. Проект был профинансирован в рамках Международной программы океанографических открытий (InternationalOceanDiscoveryProgram) и Международной программы континентального научного бурения.

Работали ученые на борту бурового судна LifeboatMyrtle, стоявшего на якоре у берегов Мексики недалеко от порта Прогресо. В 2016 году они впервые пробурили внутреннюю кромку кратера на морском дне – сейчас она покрыта 1500 футами (450 м) известняка, который выпал в осадок за миллионы лет после удара.

Обычно геологи изучают образцы породы словно запись сжатого времени, с отметками геологических часов – слоями, которые образовывались в течение тысяч лет. Однако в кратере Чиксулуб, как особо отмечают ученые, сотни футов отложений образовались очень быстро, что позволило зарегистрировать ударные эффекты примерное так же, как это делает высокоскоростная камера.

«Здесь у нас 130 метров слоев, которые образовались всего за один день. То есть мы можем получить данные по минутам и часам, что просто удивительно», – говорит доктор Гулик.

Согласно расшифровке породы, которую провели ученые, в первые же секунды после удара астероида и последующего взрыва образовалась полость глубиной от 25 до 30 миль – это был кипящий котел из расплавленных камней и сверхгорячего пара. Поток расплавленной породы при этом выплеснулся вверх на высоту, превышающую гору Эверест.

Затем, в течение всего нескольких минут, этот поток рухнул, выплеснув наружу гигантские волны лавы, которые, как говорят ученые, затвердели и образовали так называемое пиковое кольцо.

Приблизительно через 20 минут морская вода скрыла вновь образовавшиеся пики.

Ученые говорят, что уже спустя несколько часов волны морской воды, двигаясь взад и вперед, покрыли пики слоем импактной породы, так называемым зювитом. С каждым часом, волна за волной, морская вода нанесла туда еще больше мелкозернистых фракций.

На самом верху горной породы ученые обнаружили следы органического вещества и древесного угля.

«Мы думаем, что отраженная волна цунами принесла назад частицы земли и мельчайшие фрагменты древесного угля, – говорит доктор Гулик. – Земля явно была в огне», – отмечает он.

Тот факт, что планета Земля постоянно сталкивается с целым дождем из космического мусора, считается нормальным. В 2013 году в небе над Россией взорвался сравнительно небольшой метеорит диаметром около 30 метров и весом около 13 тыс. метрических тонн, в результате чего было повреждено около 7200 зданий, а за медпомощью обратились около 1400 человек.

Вдохновленные открытием кратера Чиксулуб в 1970-х годах, астрономы и NASA теперь регулярно наносят на карту орбиты ближайших астероидов и метеорных скоплений, отслеживая потенциально смертоносные столкновения. В 2021 году Аэрокосмическое агентство США планирует осуществление миссии на околоземном астероиде Дидим с целью тестирования различных способов безопасного отклонения курса потенциально опасных комет и астероидов до того, как они достигнут Земли.

По данным NASA, в настоящее время неизвестно о крупных астероидах, которые бы опасно приближались к Земле. Ученые утверждают, что столкновение с астероидом шириной 50 миль, в результате чего погибли все динозавры, является одним из тех событий, которые возможны лишь раз в миллиард лет.

«Удары из космоса – это факт, сопутствующий всей истории жизни на планете. Но сегодня мы точно знаем, что ни один большой астероид не пересекает орбиту Земли», – говорит доктор Мелош.

Вулкан-01.jpg

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

21_11_240.gif

 
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций