Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


578 просмотров

Музей Кастеева представит выставку казахстанских художников в Москве

В начале марта в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели в Москве откроется выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

Фото: пресс-служба ГМИ им. Кастеева

В начале марта в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галереи искусств Зураба Церетели в Москве откроется выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм» Государственного музея искусств им. А. Кастеева

«Диалог культур, укрепление культурных взаимосвязей между  Казахстаном и Россией весьма важны для полноценного функционирования  искусства, творческого роста художников, обмена опытом между культурными институциями, каковыми являются музеи и академии. Это дает новый импульс для плодотворного труда, взаимообогащения и осмысления путей дальнейшего  развития», - отметила директор Музея им. Кастеева, профессор Гульмира Шалабаева.

До революции 1917 года в Казахстане доминировало декоративно-прикладное искусство, уходящее корнями во времена Великого Шелкового пути и искусство древних саков и других кочевых племен. После революции, когда Казахстан стал одной из союзных республик, здесь стало развиваться изобразительное искусство в европейской традиции: живопись, графика и скульптура. В связи с этим, национальной школе изобразительного искусства около 100 лет.

В 30-50-х годы ХХ века, как и везде в Советском Союзе, в Казахстане бурное развитие получил социалистический реализм. Но в конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников под влиянием постимпрессионизма и мексиканских монументалистов выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства.  «Шестидесятники» - условное название этой группы, заявившей о себе в конце 60-х и 70-х. К ней относятся художники Салихитдин  Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген  Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек  Нуржумаев и другие.

Возглавил движение Салихитдин  Айтбаев. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания, Айтбаев воплотил в трех произведениях, созданных во второй половине 60-х годов – «Счастье» (1966), «Молодые казахи» (1967), «Гость приехал» (1969), которые, принесли ему широкую известность. Работа «Молодые казахи» (1967) вместе с другими работами Айтбаева будет экспонироваться в Москве.

В работах его предшественника Али Джусупова и сподвижников Оралбека Нуржумаева, Шаймардана Сариева, Токболата Тогузбаева наблюдается также поиск своего языка живописи. Им свойственны декоративность цветовых сочетаний, статика поз и невозмутимость лиц.  Эти художники воспевали силу и энергию традиционной культуры, которая для них всегда была актуальна. Полотна Бахтияра Табиева «Утро в Кегене», «Базар», «На окраине Муйнака» и другие демонстрируют увлеченность художника изображением традиционной жизни и собственную интонацию Табиева в образном звучании.

В середине 60-х, после обучения в Ленинграде и Москве, прибыли в Алма-Ату скульпторы Тулеген  Досмагамбетов, Ольга Прокопьева и Вагиф Рахманов. В 1973 из Москвы приехал Еркин Мергенов. Он нашел свои принципы в выборе модели и в эстетике форм. Его  увлекала тема «человек, среда, общество».

Особняком стоит  романтический пейзажист Жанатай Шарденов, творчество которого сформировалось под большим влиянием французских импрессионистов, с работами которых он познакомился в музеях Ленинграда во время учебы. Шарденов передавал красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, найдя свой, непохожий ни на кого, оригинальный стиль.

Высокого уровня достигла гравюра Казахстана. Графики Макум Кисамединов, Исатай Исабаев и Адил Рахманов  в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях актуализируют образы народных героев, реальных и мифических, с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов. Излюбленные техники казахстанских графиков – линогравюра, офорт, литография.

Творчество художников-шестидесятников считается расцветом художественной мысли в Казахстане.  «Дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и создавали свой собственный язык и стиль в искусстве.


1 просмотр

В прокат вышел дебютный фильм Бориса Акапова «Бык»

Картина стала победителем «Кинотавра»

Кадр из фильма

На главном российском кинофестивале «Бык» получил сразу две основные награды: «Лучший фильм» и «Лучшая операторская работа». Позже картину отметили еще и в Карловых Варах – ей достался главный приз в конкурсе «К востоку от запада».

Несмотря на успешную судьбу на фестивалях и разгоревшиеся дискуссии вокруг картины, что обычно является признаком хорошего фильма, драма «Бык» больше похожа на большой и вторичный клип о лихих 90-х, нежели на оригинальное художественное произведение, благодаря которому мы бы взглянули на это время по-новому.

От человека, заявившего, что он «не верит в женскую режиссуру и единственный хороший фильм, снятый женщиной, – это «Восхождение» Ларисы Шепитько, и то потому, что по своей сути это мужской фильм», ждать некого переосмысления эпохи перемен не приходится. К тому же, наверное, стоит уже смириться – лучше и пронзительнее Балабанова о 90-х больше никто никогда не скажет. Ни явившиеся в кино дети 90-х, так называемые миллениалы, которые зачастую видят в этом историческом моменте лишь брутальный антураж, ни самый талантливый автор этого поколения Кантемир Балагов, ни даже народный русский режиссер, которого многие считают преемником Балабанова – Юрий Быков, при всем уважении к последним.

Итак, синопсис «Быка» – это история о молодом парне Антоне Быкове по прозвищу Бык (Юрий Борисов), только что вернувшемся из тюрьмы к своей семье – матери, младшему брату и сестре. Бык мечтает начать новую жизнь, но прошлое не отпускает – криминальные дружки, отсутствие образования, профессии, к тому же герой становится мужчиной на стыке эпох. На дворе 1996 год – в стране полная разруха и ожидание очередного дефолта. Бык с братками ездит на очередные разборки под песни Шатунова и «Комбинации», пока опять не оказывается в милиции. И лишь ходатайство криминального авторитета помогает только что «откинувшемуся» парню выйти на свободу. Естественно, услуга за услугу – его просят разнести рынок, который держат кавказцы, и привезти одного типа, находящегося у тех в плену. Бык слово держит, за что потом и расплачивается. Параллельно развивается история его младшего брата, который с ума сходит по очаровательно-вульгарной парикмахерше Тане (Стася Милославская), а та сходит с ума по англичанину, точнее не по нему, а по возможностям, которые может ей подарить заморский жених. К финалу две параллельные линии сойдутся в одну точку – самым что ни на есть драматическим образом.

Пока смотришь «Быка», кстати, в совершенно пустом зале, ощущение, что все это ты где-то видел – много из «Брата», немного из «Бригады», совсем чуть из балабановского «Груза 200». Тот эпизод, кажется, из «Интердевочки», а этот – из «Маленькой Веры». Исполнитель главной ро­ли взят из относительно нового и, между прочим, отличного фильма Дарьи Жук «Хрусталь». Поэтому неудивительно, что в «Быке» мерещится и «Бумер» Буслова, и даже «Теснота» Кантемира Балагова. К слову, если сравнивать двух режиссеров одного поколения, то Балагову действительно есть что сказать, его «Теснота» выглядит самостоятельным и очень любопытным произведением о том времени, тогда как «Бык» Акопова явно заимствует готовые рецепты хорошего русского кино. Но почему-то не самым удачным образом.

В своих интервью автор «Быка» – симпатичный парень с внешностью молодого Николая Цискаридзе (Борис, оказывается, и правда учился в балетном училище) – говорил, что визуальный язык «Быка» – это прежде всего клипы французского режиссера Ромена Гавраса, а также Дэниела Вульфа. Так оно и есть – модная музыка (и мы имеем в виду не песни «Ласкового мая» и вовсе не звучащий в фильме панк-рок и рейв 90-х), клиповая подача в «Быке» присутствуют, только вот такие видео с большой эпохой перемен склеены формально. Поэтому хоть и уровень тестостерона в кадре зашкаливает, драки там самые жестокие и череп проламывают совсем не фигурально, но в эти жестокие-жестокие 90-е на экране как-то не очень верится.

Финал и вовсе сентиментален – Ельцин уходит в отставку по телику, оставляя целую эпоху в истории. Кажется, пришла пора оставить ее и режиссерам: в конце концов, лучшее о 90-х уже сказано.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций