Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1144 просмотра

Как Абигейл Хилл Сару Черчилль из опочивальни королевы выживала

Если кто-нибудь попросит меня описать «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса одним словом, я назову это кино завораживающим. Завораживающим в свей самобытности и непохожести на других

Фото: Kinopoisk.ru

Если кто-нибудь попросит меня описать «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса одним словом, я назову это кино завораживающим. Завораживающим в свей самобытности и непохожести на других

Вообще не зря говорят, «как вы яхту назовете»… В сентябре «Фаворитка» покорила жюри Венецианского кинофестиваля, где состоялась ее премьера. Итог – две первые большие награды: Особый приз жюри и Кубок Вольпи за лучшую женскую роль для Оливии Колман. В декабре она оказалась непревзойденным победителем Премии за достижения британской независимой киноиндустрии, где взяла призы в десяти категориях, включая «Лучший британский независимый фильм», «Лучшая актриса» и «Лучший режиссер», не считая нескольких наград в технических категориях.

Сейчас «Фаворитка» имеет самое большее число номинаций на «Оскар» – 10 (в том числе «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий»).

В последнее время кинокритики любят, когда в кино есть саспенс и катарсис. Когда фильм проповедует некие гуманистические ценности, а персонажи четко осознают, где «накосячили» и всенепременно перевоспитываются. Так вот, в «Фаворитке» ничего этого нет. Зато есть гротеск и много-много цинизма. Более того, все – совсем все! – герои этой истории по-своему неприятны. Тебе в принципе не нравится то, что ты видишь! Но даже этим фильм завораживает… Потому что так и должно быть. Так и задумали создатели картины.

Впрочем, давайте по порядку. Йоргос Лантимос ворвался в высший эшелон мирового кинематографа около 10 лет назад. Сейчас его называют одним из главных представителей европейского авторского кино, а также лидером новой греческой волны. Он снимает очень странное кино, которое неизменно привлекает жюри всевозможных фестивалей. В его активе не так много фильмов, но среди них полный мрачной эстетики, «захватывающе странный и умный» фильм «Лобстер». И очень странная интерпретация одной из древнегреческих трагедий «Убийство священного оленя».

А на сей раз этот грек решил попробовать себя в костюмированной драме и обратился к британской истории, рассказав свою интерпретацию отношений одной из самых, пожалуй, знаменитых женщин Англии – Сары Черчилль, герцогини Мальборо, с королевой Анной. Сделав ее гротескной, невероятно пошлой, а местами и вовсе отвратительной.

Итак, начало ХVIII века. На английском престоле восседает королева Анна (Оливия Колман) – женщина неумная, некрасивая и немощная (ее величество страдает подагрой). Фактически правит страной ее камеристка, а по совместительству подруга и фаворитка Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс) – женщина целеустремленная, умная и амбициозная. И так бы этот тандем и существовал до самой кончины монаршей особы, если бы однажды к герцогине не приехала ее кузина Абигейл Хилл (Эмма Стоун) – бедная родственница, наивная сельская простушка и вообще «прелесть, какая дурочка». Которая в считанные месяцы добралась от дворцовой кухни до постели королевы, вытеснив оттуда умную и целеустремленную Сару.

Казалось бы, простенький сюжет. Но каждый персонаж и каждая сюжетная линия прописаны настолько четко, что это не может не восхищать. Так же, как и пристальное внимание к мелочам. Каждая безделушка – часть действия. И эта невероятная детализация принудительно погружает зрителя в мир, нарисованный режиссером.

Надо сказать, «Фаворитка» – второй фильм, который Лантимос снимал не по своему сценарию. Около двадцати лет назад историк Дебора Дэвис поняла, что знает возмутительно мало и о самой королеве Анне, и о ее отношениях с Сарой Черчилль, и увлеклась изучением первоисточников вроде писем и мемуаров. А в итоге набросала сценарий (кстати, первоначальное название – «Баланс силы»), который продолжала шлифовать вплоть до 2010-х.

Как я уже писала выше, во всей этой истории нет ни одного приятного персонажа. Да что там: нет ни одного персонажа, который вызывает хотя бы минимальное сочувствие. Это паноптикум. Но как сыграно… Актерская игра – это первое, что вызывает искреннее восхищение. Роли Оливии Колман, Рэйчел Вайс и Эммы Стоун вроде более-менее равнозначны и, что самое главное, блестяще сыграны. Тем не менее Оливия Колман все же перетягивает одеяло на себя. Ее игра невероятно чувственна и выразительна. Ей удалось до малейших нюансов передать каждую перемену эмоций, каждую грань физических и моральных терзаний королевы.

Отдельная и очень интересная часть фильма – это операторская работа. Робби Райан не боится использовать широкоформатный объектив и естественное освещение, что не просто придает картинке определенную эстетику, но и создает для зрителя эффект присутствия.

Дальше можно много говорить о саундтреке, костюмах и декорациях, но «Фаворитка» – это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть. Несмотря на то, что этот фильм оставляет очень странное и спорное послевкусие…


272 просмотра

Легенда о древе

В казахстанский прокат вышел лауреат премий нескольких мировых кинофестивалей фильм «Расплата» киргизского режиссера Айбека Дайырбекова.

Фото: brod.kz

 Программный директор Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов назвал его «самым сенсационным фильмом ММКФ»

Откровенно говоря, для меня «Расплата» стала открытием. С одной стороны – простенькая история. Про благородного бедного юношу, который всем сердцем полюбил младшую дочь местного правителя (в нашем случае бая). И конечно же красавица ответила ему взаимностью, но для того, чтобы быть вместе им пришлось пройти много испытаний.  На их пути встали ложь, трусость, предательство, но любовь все преодолела, справедливость восторжествовала, зло наказано, добро торжествует.

Пожалуй, такая легенда в той или иной вариации есть в сказаниях всех народов мира.  И казалось бы, ничего нового в ней нет и быть не может. И фильмов на эту тему снято бессчетное количество. Но Айбеку Дайырбекову все же удалось удивить. В его интерпретации история Эсена (Омурбек Израилов)  и Бегимай (Салтанат Бакаева) получилась очень свежей. И по-хорошему наивной.

За некое философское содержание в фильме отвечает дерево – священный Мазар. Старое дерево с ленточками и кусочками ткани на ветвях, которые хранят тайны многих поколений. Символ жизни, порядка, тотем матери. В сущности, все действо разворачивается как раз вокруг него. Ведь именно после того, как поддавшись гордыне, люди его срубают, наступает хаос. И лишь когда справедливость восстановлена, а все виновные наказаны засохшее дерево дает новый росток – символ нового начала.

К слову, хотя в анонсах «Расплата» значится как историческая драма, это скорее мюзикл. Или музыкальная драма. Знаете, что-то наподобие «Стиляг» Валерия Тодоровского или старого доброго индийского кино, когда в любой ситуации герои поют. Жанр достаточно сложный, ибо на любителя.

Но в фильме есть великолепная музыка Жолдошбека Апасоза. Написанная в лучших традициях восточного песенного фольклора. Но в то же время очень близкая к классическому оперному исполнению. 

Есть яркая атмосферная картинка оператора Акжолтоя Бекболотова. К слову его работы два раза были лауреатами международных кинофестивалей класса А. И теперь понятно почему.

Плюс звук, включая музыку, сводили на одной из лучших европейских студий  «СинеЛаб», под руководством звукорежиссера Бакыта Ниязалиева (его фильмы 5 раз выставлялись в Лонг-листе кинопремии «Оскар» от Киргизстана и Казахстана). А монтаж фильма проходил при участии Ольги Гриншпун, которая многие годы являлась ученицей и монтажером Андрея Кончаловского, работала на картинках «Водитель для Веры», «Антикиллер», «Питер FM» и многих других.

Прибавьте сюда именитого художника-постановщика  Максата Болотбекова и костюмы, сшитые вручную. И конечно продуманный сценарий  - над ним Айбек Дайырбеков работал 7 лет. Более того, одна из линий сюжета основана на реальных событиях, произошедших с прабабушкой режиссера. Кстати, она была казашкой, и именно поэтому на роль Бегимай он взял казахскую актрису Салтанат Бакаеву.

«Несколько семей прибыло из Казахстана в Кыргызстан, им было очень трудно устроиться на новом месте. В одном из тоев случайно убили сына бая соседнего села. Тогда жители другого села потребовали, чтобы была выплачена дань, но не скотом, как обычно, а головой другого человека, ибо убитый был из статусной семьи. И один аксакал из пришлых казахов, которым было трудно прижиться на киргизских землях, решил принести себя в жертву, только, чтобы его сородичи смогли дальше мирно жить среди киргизов», - рассказал Айбек в интервью одному из изданий.

И в сущности вот он – рецепт хорошего добротного кино. Которое смотришь затаив дыхание. Наслаждаясь даже если не самой историей, то картинкой и музыкой – точно. И когда-нибудь хочешь к нему вернуться.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank