Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


563 просмотра

«Щелкунчик и четыре королевства»: торжество толерантности

Cо сказкой Эрнста Гофмана и знаменитым во всем мире балетом Петра Ильича, музыка из которого уже давно ассоциируется с Новым годом, знакомы все. В канун 2019 года рассказать эту историю решила самая волшебная студия на нашей планете Disney

Фото: Kinopoisk.ru

Думаю, со сказкой Эрнста Гофмана и  знаменитым во всем мире балетом Петра Ильича, музыка из которого уже давно ассоциируется с Новым годом, знакомы все.  В канун 2019 года рассказать эту историю решила самая волшебная студия на нашей планете Disney

Disney как никакая другая студия умеет создавать настоящие сказки. Яркие, бесконечно добрые, атмосферные и безумно красивые.  Поэтому от «Щелкунчика» я ожидала многого. И по большому счету Дисней не обманул ожиданий – «Щелкунчик и четыре королевства» действительно красивая и добрая сказка. Вот только не совсем понятно, при чем тут Щелкунчик.

Дело в том, что от привычном нам сказки Гофмана  Эшли Пауэлл, которая решила дебютировать в качестве сценариста, практически ничего не оставила.  Главная героиня Клара – дочь той самой Мари, которая когда-то избавила сказочное королевство от нашествия мышиного короля. А потом, оставив четырех регентов, вернулась в свой мир, чтобы жить жизнью обычной благопристойной леди.

Не увидим мы и принца сказочного королевства. Щелкунчика в этой сказке зовут Филиппом  и работает он капитаном гвардии. Вместе с Кларой ему придется разобраться в регентских интригах, вернуть власть неожиданно объявившейся законной наследнице. Вот собственно и все.

Да нет, сказка в лучших диснеевских традициях – я повторюсь – получилась доброй, красивой и волшебной. Вот только не совсем понятно, при чем тут «Щелкунчик». Если бы дядюшку Дроссельмейера звали, к примеру, дядюшкой Питером, а Филиппа не назвали Щелкунчиком, даже в голову не пришло бы провести параллели между этими историями. Пожалуй, и  сам Эрнст Теодор Амадей  не узнал бы в этой экранизации свою сказку.

По большому счету новый «Щелкунчик» — собирательный образ идеальной рождественской истории. Здесь есть что-то от Алисы, что-то от «Хроник Нарнии», что-то от Анастасии… И, конечно, то там, то здесь всплывает фоном волшебная музыка Петра Ильича. И немного балета. Откровенно говоря, это несколько необычное вкрапление для сказки. Но вот эти балетные вставки, на мой взгляд, одна из самых удачных находок Лассе Халльстрема и Джо Джонсона. Она здесь очень к месту.

Еще один несомненный плюс – актерский состав. Я не успела ознакомиться с ним перед просмотром, так что Кира Найтли, Морган Фриман и Хелен Миррен стали для меня сюрпризом. И это приятный сюрприз, потому что за их игрой наблюдать одно удовольствие — несмотря ни на что.

Разумеется, восхищает картинка и спецэффекты. Совершенно восхитителен волшебный дворец, как будто срисованный с храма Василия Блаженного. Финальную песню после титров исполнил Андреа Бочелли со своим сыном. Все это создает атмосферу новогодних праздников, ожидания чуда и чего-то очень светлого из детства.

А вот принятая нынче на западе политкорректность, сыграла с этой историей не самую добрую шутку. Мне очень нравится Морган Фриман. Он блестящий актер. И загадочного дядюшку изобретателя сыграл великолепно. Но…  Как бы это сказать в этой сказке тем более в этой роли он несколько… неуместен. Да и Джейден Фовора-Найт  в роли Щелкунчика, откровенно говоря, вызывает некоторое недоумение.

Наконец, Лассе Халльстрем («Что гложет Гилберта Грейпа?») и Джо Джонсон («Октябрьское небо», «Джуманджи») давно зарекомендовали себя, как очень хорошие постановщики, способные грамотно выстроить историю и наполнить ее львиной долей смысла. Но на этот раз они сняли сказку. Просто сказку. Для малышей. 

«Щелкунчик и четыре королевства» - это сказка, которую определенно  стоит посмотреть на большом экране.  Но не надо ожидать от нее многого. И уж точно не надо ждать встречи со знакомыми героями. Зато, если отрешиться от  сказки Гофмана и балета Чайковского, то со своей главной функцией – созданием новогоднего настроения – она справляется. Да и персонажи, несмотря ни на что получились очень харизматичными. Особенно мышь.


Материалы по теме


779 просмотров

В прокат вышел дебютный фильм Бориса Акапова «Бык»

Картина стала победителем «Кинотавра»

Кадр из фильма

На главном российском кинофестивале «Бык» получил сразу две основные награды: «Лучший фильм» и «Лучшая операторская работа». Позже картину отметили еще и в Карловых Варах – ей достался главный приз в конкурсе «К востоку от запада».

Несмотря на успешную судьбу на фестивалях и разгоревшиеся дискуссии вокруг картины, что обычно является признаком хорошего фильма, драма «Бык» больше похожа на большой и вторичный клип о лихих 90-х, нежели на оригинальное художественное произведение, благодаря которому мы бы взглянули на это время по-новому.

От человека, заявившего, что он «не верит в женскую режиссуру и единственный хороший фильм, снятый женщиной, – это «Восхождение» Ларисы Шепитько, и то потому, что по своей сути это мужской фильм», ждать некого переосмысления эпохи перемен не приходится. К тому же, наверное, стоит уже смириться – лучше и пронзительнее Балабанова о 90-х больше никто никогда не скажет. Ни явившиеся в кино дети 90-х, так называемые миллениалы, которые зачастую видят в этом историческом моменте лишь брутальный антураж, ни самый талантливый автор этого поколения Кантемир Балагов, ни даже народный русский режиссер, которого многие считают преемником Балабанова – Юрий Быков, при всем уважении к последним.

Итак, синопсис «Быка» – это история о молодом парне Антоне Быкове по прозвищу Бык (Юрий Борисов), только что вернувшемся из тюрьмы к своей семье – матери, младшему брату и сестре. Бык мечтает начать новую жизнь, но прошлое не отпускает – криминальные дружки, отсутствие образования, профессии, к тому же герой становится мужчиной на стыке эпох. На дворе 1996 год – в стране полная разруха и ожидание очередного дефолта. Бык с братками ездит на очередные разборки под песни Шатунова и «Комбинации», пока опять не оказывается в милиции. И лишь ходатайство криминального авторитета помогает только что «откинувшемуся» парню выйти на свободу. Естественно, услуга за услугу – его просят разнести рынок, который держат кавказцы, и привезти одного типа, находящегося у тех в плену. Бык слово держит, за что потом и расплачивается. Параллельно развивается история его младшего брата, который с ума сходит по очаровательно-вульгарной парикмахерше Тане (Стася Милославская), а та сходит с ума по англичанину, точнее не по нему, а по возможностям, которые может ей подарить заморский жених. К финалу две параллельные линии сойдутся в одну точку – самым что ни на есть драматическим образом.

Пока смотришь «Быка», кстати, в совершенно пустом зале, ощущение, что все это ты где-то видел – много из «Брата», немного из «Бригады», совсем чуть из балабановского «Груза 200». Тот эпизод, кажется, из «Интердевочки», а этот – из «Маленькой Веры». Исполнитель главной ро­ли взят из относительно нового и, между прочим, отличного фильма Дарьи Жук «Хрусталь». Поэтому неудивительно, что в «Быке» мерещится и «Бумер» Буслова, и даже «Теснота» Кантемира Балагова. К слову, если сравнивать двух режиссеров одного поколения, то Балагову действительно есть что сказать, его «Теснота» выглядит самостоятельным и очень любопытным произведением о том времени, тогда как «Бык» Акопова явно заимствует готовые рецепты хорошего русского кино. Но почему-то не самым удачным образом.

В своих интервью автор «Быка» – симпатичный парень с внешностью молодого Николая Цискаридзе (Борис, оказывается, и правда учился в балетном училище) – говорил, что визуальный язык «Быка» – это прежде всего клипы французского режиссера Ромена Гавраса, а также Дэниела Вульфа. Так оно и есть – модная музыка (и мы имеем в виду не песни «Ласкового мая» и вовсе не звучащий в фильме панк-рок и рейв 90-х), клиповая подача в «Быке» присутствуют, только вот такие видео с большой эпохой перемен склеены формально. Поэтому хоть и уровень тестостерона в кадре зашкаливает, драки там самые жестокие и череп проламывают совсем не фигурально, но в эти жестокие-жестокие 90-е на экране как-то не очень верится.

Финал и вовсе сентиментален – Ельцин уходит в отставку по телику, оставляя целую эпоху в истории. Кажется, пришла пора оставить ее и режиссерам: в конце концов, лучшее о 90-х уже сказано.


Материалы по теме

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций