Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


597 просмотров

«Дух Великой степи» покоряет Турцию

ГМИ им. А. Кастеева представил в Турции выставку «Дух Великой степи», в которую вошли 32 живописные и графические работы казахстанских художников конца ХХ – начала ХХI века. Выставка вызвала огромный интерес у турецкой публики

Фото: пресс-служба ГМИ им. Кастеева

ГМИ им. А. Кастеева представил в Турции выставку «Дух Великой степи», в которую вошли 32 живописные и графические работы казахстанских художников конца ХХ – начала ХХI века. Выставка вызвала огромный интерес у турецкой публики

 «Казахстан – прародина тюрков, священный «Қарашаңырақ». Отсюда, из наших степей, уходили в разные концы света тюркские племена и народы, внесшие значительный вклад в исторические процессы в других странах и регионах», – отметил Нурсултан Назарбаев в своей статье «Семь граней Великой степи».

Этот исторический факт, отмеченный президентом, ярко проявился в выставке «Дух Великой степи» Музея Кастеева, которая с успехом прошла в Анкаре, а буквально на днях была открыта в Бурсе в Музее истории кочевья. Знакомясь с представленными на выставке полотнами, вице-мэр Бурсы Яшар Элмаз отметил много общего в истории казахского и турецкого народов: конно-спортивные игры, широкое распространение конной езды, кочевье, Шелковый путь с его караванами и торговыми городами, одним из которых был Бурса.

«Для нас эта выставка имеет огромное значение. Она отражает своеобразие культуры кочевников, казахский образ жизни, традиции и обычаи. А также является ярким примером изобразительного искусства современной тюркоязычной страны с ее большим интересом как к прошлому, к истории, древним цивилизациям, существовавшим на ее территории, так и к современным общечеловеческим проблемам и духовным поискам» , – сказала в приветственной речи руководитель пресс-службы ГМИ им. А. Кастеева Клара Исабаева.

Выездной проект потребовал от сотрудников музея больших усилий. По словам организаторов, выставка была бы невозможна без помощи и всестороннего содействия со стороны организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ и ее генерального секретаря Дюйсена Касеинова, вице-мэра города Бурсы Яшара Элмаза и руководителя управления культуры города Бурсы Азиза Елбаша, которые договорились с одним из лучших музеев города Бурсы – Музеем истории кочевья. Надо отметить, что ТЮРКСОЙ регулярно организует концерты казахских музыкантов в Турции, публикует литературу тюркоязычных стран и организовывает выставки ведущих музеев Казахстана.

«Дух Великой степи» наглядно демонстрирует широкое стилистическое разнообразие современного искусства Казахстана, ярко подчеркивая его национальный колорит и самобытность. В экспозицию выставки вошли работы мэтров казахстанского искусства Евгения Сидоркина, Абдрашита Сыдыханова, Дулата Алиева, Гани Баянова, Бахыта Бапишева, а также работы современных казахстанских художников Марата Бекеева, Шамиля Гулиева, Нелли Бубэ, Аскара Есдаулета, Алмагуль Менлибаевой, Андрея Ноды, Гульжамал Тагеновой, Алпысбая Казгулова и Вячеслава Люй-Ко.

Четыре графические работы классика казахской живописи Евгения Сидоркина  – «Колыбельная» из серии «Читая Сакена Сейфуллина», «Кыз куу», «Байга» и «Кокпар» из серии «Казахские национальные игры» – отличаются великолепными композиционными решениями. В серии «Национальные игры казахов» художник мастерски передает дух древнейших национальных игр – молниеносную динамику, соревновательный азарт и накал борьбы. В «Колыбельной» наоборот тончайший лиризм – нежно обнимающая, склонившаяся над своим малышом мать.

Наш мэтр Абдрашит Сыдыханов представлен картиной «Знак «Чабан» (1989), которая отражает важный этап его творчества, когда он выдвинул кардинально новую концепцию художественного выражения, взяв за основу символической живописи древний родовой знак казахов – тамгу.

Все работы Нелли Бубе – «Номады», «Гостеприимство», «Женщины Казахстана», «Лунный караван» и «Скифы» передают неповторимые колоритные этнические образы номадов – кочевку на верблюдах, торговые караваны, женскую национальную одежду и теплоту гостеприимной казахской души. Художник ярко заявила о себе в конце 1990-х годов прошлого века, когда стала экспериментировать и разработала уникальную технику рельефной живописи. Смешивая масляные краски с различными материалами, Нелли создает не иллюзию, а саму форму.

В совсем иной технике поставангарда и импрессионизма работает другая известная казахская художница Гульжамал Тагенова. Ее выставочные работы – «Весна», «Наскальные рисунки» и «Дыхание гор. Каскелен» воспевают красоту родной земли, буйство весенних красок и очарование юных девушек-казашек. Гульжамал любит запечатлевать моменты женского бытия – казахских невест в саукеле. На протяжении всего творчества Гульжамал создает романтичные образы казахских девушек в национальных костюмах.

Работы Вячеслава Люй-Ко «Город у моря. Сумерки», «Переход. История о дудочке», «Я жил когда-то здесь», «Суббота. Сбежавшая невеста» полны глубокого философского смысла, ассоциаций, рассуждений. Главное для художника – сюжет, притча, история.

Полотна Алпысбая Казгулова балансируют на грани абстракции и символизма, являясь эмоциональными высказываниями об аспектах бытия.

Как отметила директор музея профессор Гульмира Шалабаева: «Новая статья президента, будучи продолжением госпрограммы «Рухани жангыру», стала первым посланием к народу, которое целиком посвящено историко-культурным вопросам и задачам. Благодаря этой статье стало совершено очевидным то, как поменялась мировоззренческая парадигма за годы построения независимого Казахстана – это новое отношение к своей древней, подлинной истории и культуре, это новое отношение к людям и обществу. Перед научным и культурным сообществом поставлены четкие и конкретные задачи. Нам предстоит весьма ответственная, сложная, большая и очень увлекательная работа! Организуя зарубежные выставки в различных странах, Музей им. А. Кастеева знакомит мир с нашей культурой, историей и изобразительным искусством, продвигая талантливых казахстанских художников и казахское искусство на международном уровне».

Выставка вызвала большой интерес у турецкой общественности и получила высокую оценку. Работы Нелли Бубе и Алпысбая Казгулова произвели на турецких любителей искусства большое впечатление, они получили приглашения на проведение выставок.

«Очень рада, что важные исторические акценты расставлены на самом высоком уровне. Нам действительно есть чем гордиться. Наше искусство имеет тысячелетнюю историю. На ковре из Пазырыка (Алтай) тот же орнамент «кошкар мюиз», который до сих пор украшает казахские войлочные ковры. Ювелирные украшения из тувинских курганов Аржан-1 и Аржан-2 (VIII–X век до н. э.) имеют ту же самую филигрань и те же самые орнаменты, что и на казахских украшениях XIX и XX веков. Ученые западноевропейских научных центров с помощью анализа ДНК доказали, что мы прямые потомки саков. На нашей территории существовали уникальные цивилизации», – прокомментировала Клара Исабаева.


639 просмотров

В прокат вышел дебютный фильм Бориса Акапова «Бык»

Картина стала победителем «Кинотавра»

Кадр из фильма

На главном российском кинофестивале «Бык» получил сразу две основные награды: «Лучший фильм» и «Лучшая операторская работа». Позже картину отметили еще и в Карловых Варах – ей достался главный приз в конкурсе «К востоку от запада».

Несмотря на успешную судьбу на фестивалях и разгоревшиеся дискуссии вокруг картины, что обычно является признаком хорошего фильма, драма «Бык» больше похожа на большой и вторичный клип о лихих 90-х, нежели на оригинальное художественное произведение, благодаря которому мы бы взглянули на это время по-новому.

От человека, заявившего, что он «не верит в женскую режиссуру и единственный хороший фильм, снятый женщиной, – это «Восхождение» Ларисы Шепитько, и то потому, что по своей сути это мужской фильм», ждать некого переосмысления эпохи перемен не приходится. К тому же, наверное, стоит уже смириться – лучше и пронзительнее Балабанова о 90-х больше никто никогда не скажет. Ни явившиеся в кино дети 90-х, так называемые миллениалы, которые зачастую видят в этом историческом моменте лишь брутальный антураж, ни самый талантливый автор этого поколения Кантемир Балагов, ни даже народный русский режиссер, которого многие считают преемником Балабанова – Юрий Быков, при всем уважении к последним.

Итак, синопсис «Быка» – это история о молодом парне Антоне Быкове по прозвищу Бык (Юрий Борисов), только что вернувшемся из тюрьмы к своей семье – матери, младшему брату и сестре. Бык мечтает начать новую жизнь, но прошлое не отпускает – криминальные дружки, отсутствие образования, профессии, к тому же герой становится мужчиной на стыке эпох. На дворе 1996 год – в стране полная разруха и ожидание очередного дефолта. Бык с братками ездит на очередные разборки под песни Шатунова и «Комбинации», пока опять не оказывается в милиции. И лишь ходатайство криминального авторитета помогает только что «откинувшемуся» парню выйти на свободу. Естественно, услуга за услугу – его просят разнести рынок, который держат кавказцы, и привезти одного типа, находящегося у тех в плену. Бык слово держит, за что потом и расплачивается. Параллельно развивается история его младшего брата, который с ума сходит по очаровательно-вульгарной парикмахерше Тане (Стася Милославская), а та сходит с ума по англичанину, точнее не по нему, а по возможностям, которые может ей подарить заморский жених. К финалу две параллельные линии сойдутся в одну точку – самым что ни на есть драматическим образом.

Пока смотришь «Быка», кстати, в совершенно пустом зале, ощущение, что все это ты где-то видел – много из «Брата», немного из «Бригады», совсем чуть из балабановского «Груза 200». Тот эпизод, кажется, из «Интердевочки», а этот – из «Маленькой Веры». Исполнитель главной ро­ли взят из относительно нового и, между прочим, отличного фильма Дарьи Жук «Хрусталь». Поэтому неудивительно, что в «Быке» мерещится и «Бумер» Буслова, и даже «Теснота» Кантемира Балагова. К слову, если сравнивать двух режиссеров одного поколения, то Балагову действительно есть что сказать, его «Теснота» выглядит самостоятельным и очень любопытным произведением о том времени, тогда как «Бык» Акопова явно заимствует готовые рецепты хорошего русского кино. Но почему-то не самым удачным образом.

В своих интервью автор «Быка» – симпатичный парень с внешностью молодого Николая Цискаридзе (Борис, оказывается, и правда учился в балетном училище) – говорил, что визуальный язык «Быка» – это прежде всего клипы французского режиссера Ромена Гавраса, а также Дэниела Вульфа. Так оно и есть – модная музыка (и мы имеем в виду не песни «Ласкового мая» и вовсе не звучащий в фильме панк-рок и рейв 90-х), клиповая подача в «Быке» присутствуют, только вот такие видео с большой эпохой перемен склеены формально. Поэтому хоть и уровень тестостерона в кадре зашкаливает, драки там самые жестокие и череп проламывают совсем не фигурально, но в эти жестокие-жестокие 90-е на экране как-то не очень верится.

Финал и вовсе сентиментален – Ельцин уходит в отставку по телику, оставляя целую эпоху в истории. Кажется, пришла пора оставить ее и режиссерам: в конце концов, лучшее о 90-х уже сказано.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций