Перейти к основному содержанию
892 просмотра

В Алматы открылась юбилейная выставка Салихитдина Айтбаева

В галерее Союза художников выставлены живописные и графические произведения Салихитдина Айтбаева разных лет из коллекции его семьи и частных собраний

Фото: Галерея "Улар"

В галерее Союза художников выставлены живописные и графические произведения Салихитдина Айтбаева разных лет из коллекции его семьи и частных собраний.

В этом году известному казахстанскому художнику Салихитдину Айтбаеву исполнилось бы 80 лет. Он был самым блестящим из генерации казахстанских художников той поры, лидером своего поколения. Его работы находятся в Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее и других музеях мира.

1960-1970-е годы – один из самых бурных периодов в развитии искусства Казахстана. Общественный климат страны непосредственно влиял на творческую атмосферу: резко ломались привычные нормы и возникали требования поисков иных приоритетов. Салихитдин Айтбаев был Лидером нового поколения казахстанских художников, для которых проблемы нравственного роста, раскрытия потенциала личности, осознанные поиски национальной самоидентичности стали основой для мощного выплеска творческой энергии.

Айтбаев Натюрморт с черепом лошади и книгами 63х55.jpg

Художник больше всего любил создавать сценки из жизни простых людей. Его мир в знакомых образах детей, стариков, лошадей, верблюдов, в картинах незамысловатого быта на джайляу, простираясь на всю казахскую степь, достигает иных пределов. Портреты Айтбаева, наоборот, более реалистичны. Художник испытывал большой интерес и к графике. Используя национальный колорит, он сочно отображал смысл произведений. Его творчество вобрало основные тенденции времени. Для творений Айтбаева характерны лаконизм, интенсивность цвета, четкость силуэтов, простота и ясность композиционного построения. Все это преломляется через сложный личностный мир самого художника-философа. Он обладал не только широтой взглядов, но и смелостью поисков нового живописного языка.

Выставка продлится до 5 ноября..

1 просмотр

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance