Гоголь. Resurrection

Опубликовано
На экраны вышла ожидаемая многими третья часть франшизы «Гоголь»

На экраны вышла ожидаемая многими третья часть возмутительной по мнению многих критиков и снискавшей популярность у зрителя франшизы «Гоголь». В которой режиссер Егор Баранов стряхнул пыль с сюртука писателя и в лучших  традициях западного кинематографа поместил его в контекст его собственных произведений. Завершающий трилогию фильм получил  интригующее название «Страшная месть».

Итак, нечисть продолжает творить бесчинства неподалеку от Диканьки. Гоголь (Александр Петров) героически пал в битве с древним демоном Вием, а всадника так и не поймали. Именно этим закончилась вторая часть сей небезынтересной истории.

Третья же начинается с того, что доктор Бомгарт (Ян Цапник) отказывается вскрывать своего уже совсем не живого друга, старина Бинх запрещает хоронить его с почестями, аргументируя это тем, что местные жители не поймут. А эдак, как вы понимаете, и до бунта недалеко. Из местных только собственно только кузнец Вакула (Сергей Бадюк) горюет о приезжем следователе. Да его дочка Василинка (Марта Тимофеева) плачет, твердя, что он живой. Однако кто ж послушает сельского кузнеца (сказали, что без почестей хоронить, значит без почестей) и ребенка (сказали умер, значит умер).

Посему Николая Васильевича торопливо прочитав заупокойную молитву, спешненько закапывают на погосте в гробу из гнилых (к счастью для Гоголя) досок. Ибо хорошие на гробы для невинноубиенных  девушек пошли. А ему и так сойдет.  И в самых лучших традициях хорроров всех времен и народов господин Гоголь приходит в себя сразу после захоронения и пугает хуторян торчащей из земли рукой. И попадает из могилы прямиком в… тюрьму. Поскольку теперь он главный подозреваемый если не на роль всадника, то на роль его пособника точно. Ну чего, девок с хутора увез, в сарае запер. Приготовил так сказать жертву всаднику.

Впрочем, господин Бинх зря радеет за праведный суд. Селяне решают разобраться со злом самостоятельно. Вооружившись факелами и вилами, берут штурмом тюрьму и волокут Гоголя на костер. И вот уже казалось бы все, но тут откуда ни возьмись появляется покойный Яков Гуро (Олег Меньшиков), который оказывается живее всех живых. Он просто решил затаиться и понаблюдать за событиями со стороны.

Ну а потом, как водится – хэппи энд. Всадника изловили, зло наказали, а Гоголь засел писать свои знаменитые «Вечера».

С учетом «сериального» происхождения франшизы, первые две части вышли более чем достойными. И от третьей части я ожидала чего-то не менее интересного. Вообще предполагалось, что это будет просто захватывающий финал приключений писателя. Однако на деле вышло совсем не так.

Начиная с того, что из повествования вместе с атмосферными и порой жутковатыми побочными историями первых двух частей франшизы напрочь исчез гоголевский дух. История всадника напоминает «Сонную лощину» Тима Бертона, но позвольте, при чем тут Гоголь? Да и на фоне приземленных, но от того более жутких ужасов Диканьки он смотрится в лучшем случае неуместно. Да и сама история эта оказывается не только оторванной от реалий украинской глубинки, но и просто банальной. Скучно, господа.

Возвращение на экран Меньшикова, которого все так ждали, оказалось отнюдь не фееричным. Вместо харизматичного следователя просто покорившего зрителя непередаваемой ироничностью мы увидели посредственного театрального злодея. И то ли сам Меньшиков во время съемок третьей части думал о чем-то далеком от постановки, то ли режиссер не позволил ему развернуться во всю мощь таланта, но яркий и живой персонаж стал вдруг картонным и скучным.

Кроме того,  если вы ждали, что в третьей части франшизы таинственный и мистический дар Николая Васильевича раскроется полную силу и нам объяснят его природу, то ничего этого не будет. Ничего.  Более того, он здесь из главного действующего лица превращается в статиста, который хлопает глазами и растерянно смотрит по сторонам.

В довершение всего часть сюжетный линий провисает в воздухе, а часть просто обрубается. Возможно, дело тут в хронометраже — в кинопрокат вышел шестичасовой, едва втиснувшийся в рамки кино мини-сериал — и в сериале телевизионном все будет плавнее, подробнее и продуманнее.

Вообще возникает ощущение, что к третьему фильму съемочная бригада просто выдохлась. Выложились на первых двух, а под третью сдулись. И от этого все как-то очень скомкано. И эта вот скомканность напрочь убивает  очарование первых двух частей.

Читайте также