2325 просмотров

Театр «Астана Опера» подвел итоги пятого театрального сезона

Масштабные проекты пятого юбилейного сезона театра «Астана Опера» были посвящены 20-летию Астаны. Репертуар пополнили мировые шедевры оперного и балетного искусства

Театр «Астана Опера» подвел итоги пятого театрального сезона

Театр «Астана Опера» подвел итоги пятого театрального сезона

Масштабные проекты пятого юбилейного сезона театра «Астана Опера» были посвящены 20-летию Астаны. Репертуар пополнили мировые шедевры оперного и балетного искусства

Что было?

В этом сезоне театр «Астана Опера» выпустил 6 грандиозных премьер, в их числе – опера «Кармен» Жоржа Бизе, балет «Корсар» Адольфа Адана, опера «Турандот» Джакомо Пуччини, новая музыкально-сценическая редакция оперы «Биржан – Сара» Мукана Тулебаева, Торжественная ода Shine Astana Карла Дженкинса и Вечер современной хореографии с одноактными балетами Раймондо Ребека и Ксении Зверевой.

Важно отметить, что опера Ж. Бизе «Кармен» вызвала большой резонанс в обществе: билеты на премьеру раскупили с рекордной скоростью, и по многочисленным просьбам зрителей театр открывал дополнительный день продажи. На сегодняшний день этот спектакль является одним из самых кассовых в репертуаре «Астана Опера».

Пожалуй, самым запоминающимся крупномасштабным проектом стала премьера Торжественной оды Shine Astana, которая была исполнена под руководством всемирно известного дирижера Алана Бурибаева. Музыка британского композитора Карла Дженкинса привела в восторг жителей и гостей столицы. Уникальность концерта заключалась в том, что в нем приняли участие более тысячи музыкантов – сводных симфонических оркестров и хоров из всех регионов Казахстана, а также из Италии, Австрии, Германии, Голландии, Греции, Хорватии, России, Беларуси, Таджикистана и Узбекистана; солировали прославленный казахстанский тенор Медет Чотабаев, мировая звезда – сопрано Энджел Блу (США), ведущие солисты «Астана Опера» – Заслуженная артистка Казахстана, лауреат Государственной премии Майра Мухамедкызы, Заслуженный деятель Казахстана Талгат Мусабаев и лауреат международных конкурсов Меир Байнеш.

Кроме того, столичный коллектив продолжил в этом году реализацию проектов под открытым небом. Так, жемчужину казахского театрально-музыкального искусства – оперу «Биржан – Сара» М. Тулебаева представили под открытым небом в Боровом, на исторической поляне Абылай хана. Президент РК Нурсултан Назарбаев посетил спектакль с участием именитых оперных артистов «Астана Опера».

Ярким завершением сезона стали гастроли солистов балета знаменитой Парижской национальной оперы. Четыре вечера Gala de Paris стали для жителей и гостей столицы праздником высокого искусства. В обширную программу Гала-концерта вошли шедевры мировой хореографии. Симфонический оркестр «Астана Опера» выступил под руководством маэстро Владимира Ланде (Россия – США).

Статистика

За этот период театр посетили 126 217 зрителей.

Гастроли

География гастролей театра «Астана Опера» расширяется с каждым годом. Так, в пятом сезоне балетная труппа выступила в знаменитом итальянском театре «Карло Феличе»: 23 ноября 2017 года звучали долгие горячие овации мастерству артистов «Астана Опера», представившим генуэзскому зрителю балет «Собор Парижской Богоматери» Р. Пети на музыку М. Жарра.

Закономерно, что проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире», призванный знакомить с нашими лучшими достижениями, стал составной частью программы «Рухани жаңғыру», презентованной в штаб-квартире ЮНЕСКО министром Арыстанбеком Мухамедиулы. Работа по популяризации национального культурного наследия активно ведется театром «Астана Опера».

В конце декабря в Венгрии собрали аншлаги концертные программы, представленные труппой «Астана Опера» в столице – Будапеште и городе Пече.

Кроме того, театр «Астана Опера» выступал с оперными и балетными спектаклями в городах Казахстана. В Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая столичная труппа представила шедевр казахского музыкального искусства – оперу «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, а также балеты выдающихся хореографов XX века – «Манон» Кеннета Макмиллана и «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети.

В мае 2018 года ведущие солисты оперной труппы и хор «Астана Опера» дали гастроли в Караганде: во Дворце культуры горняков совместно с Симфоническим оркестром концертного объединения им. К. Байжанова под управлением маэстро П. Грибанова музыканты исполнили оперный шедевр – «Богему» Дж. Пуччини.

Что предстоит?

В период межсезонья творческий коллектив «Астана Опера» предложит жителям и гостям столицы насыщенную программу Камерного зала. Шестой театральный сезон будет открыт в конце сентября текущего года. Он обещает быть ярким и запоминающимся. Публику ждут премьеры шедевров национальной и мировой оперной и балетной классики. Самая ожидаемая премьера шестого сезона – комическая опера «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, которую отличает живость, музыкальный юмор, явившиеся причиной исполнения этого прекрасного произведения по всему миру.

Репертуар театра пополнит и национальный балет «Козы-Корпеш – Баян-сулу» Т. Кажгалиева. Музыкальный материал составил неоконченный балет композитора «Степная легенда» и гармонично объединенные с ним отрывки других произведений Тлеса Кажгалиева. В основу сюжета положена старинная легенда о трагической любви юных сердец. По словам выдающегося дирижера В.А. Гергиева, это произведение заслуживает того, чтобы быть одной из визитных карточек современной казахской музыки и хореографического искусства.

Публику также ждет премьера оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», которая давно признана шедевром мирового музыкального искусства.

Сегодня афиша театра «Астана Опера» представлена классическими и национальными операми и балетами, концертами симфонической и камерной музыки. Двери столичной оперы открыты для каждого. Спектакли и концерты неизменно дарят публике яркие эмоции и хорошее настроение, вводят в волшебный мир высокого искусства.

banner_wsj.gif

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg