10799 просмотров
10799 просмотров

Секретный код скульптора

В рамках серии встреч с участниками республиканского конкурса скульптуры «Код науки и искусства» мы побывали в гостях у профессора кафедры скульптуры Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова Малика Жунисбаева. Более того, на встречу скульптор пригласил нас в святая святых любого художника – свою мастерскую

Секретный код скульптора

Секретный код скульптора

В рамках серии встреч с участниками республиканского конкурса скульптуры «Код науки и искусства» мы побывали в гостях у профессора кафедры скульптуры Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова Малика Жунисбаева. Более того, на встречу скульптор пригласил нас в святая святых любого художника – свою мастерскую

Для каждого художника мастерская – это сакральное место, где рождаются произведения искусства. И многие художники не любят, когда кто-то врывается в их личное пространство и видит незаконченное произведение. Потому мастерская – место, как правило, скрытое, закулисное. Побывать там – словно посетить другую планету.

Диапазон творчества Малика Жунисбаева широк и многообразен – от малых форм до монументальных работ. Романтический стиль определяет нежное обаяние его образов, тонких и чувственных. В его работах есть как тщательно проработанные объекты, наделенные зримыми характеристиками, так и обобщенно-символичные, интересные простотой формы. Скульптура Малика Жунисбаева – непрерывный поиск форм и символов, проекция своего мироощущения на язык пластического искусства. Он органично сочетает в своих произведениях как реалистически узнаваемые, так и условно-абстрактные образы, в которых отразились уроки авангарда ХХ века. Мастер виртуозно владеет различными материалами. В его работах можно увидеть и тяжесть камня, и теплоту дерева, и прозрачность мрамора, и таинственную матовость бронзы.

Примечательно, что в конкурсе принимает участие не только сам профессор, но и его ученики. Как отметил Малик Жунисбаев, «Код науки и искусства» – это возможность для студентов продемонстрировать свое творчество и получить оценку от признанных мастеров страны. И конечно же, попробовать свои силы наравне с заслуженными и известными ваятелями.

Однако Малик Жунисбаев познакомил нас не только с своими работами, но и с самим творческим процессом: пока мы беседовали, его ученик продемонстрировал, как создается скульптура, на наших глазах изваяв бюст одного из участников встречи. Разумеется, это была всего лишь этюдная работа (к слову, лепка из глины – тяжелый физический труд) и до полноценной скульптуры ей еще очень далеко, но увидеть воочию начало творения – невероятно интересно.

Оказывается, каждая скульптура независимо от конечного материала исполнения начинается с глины. Потом из гипса делают полноразмерную модель будущей скульптуры, на которой отмечены контрольные точки. И уже по контрольным точкам сваривается основной каркас (который впоследствии обкладывается гипсом) или же начинает обрабатываться камень. Работа эта сложная и трудоемкая, поскольку, несмотря на наличие современных технологий, делается все вручную.

«Единственное преимущество – сейчас у нас появились болгарки. Разных видов и назначений, но все та же болгарка. Это очень удобно. А в остальном все по старинке», – комментирует г-н Жунисбаев.

Более того, оказывается, бензопила – это тоже инструмент скульптора: «Если мы делаем большие деревянные скульптуры, то работаем бензопилой. У нас их три варианта: короткая, средняя и длинная».

Говоря о современной скульптуре, Малик Жунисбаев посетовал, что многие скульптурные композиции, в последние годы украсившие южную столицу, не радуют хорошим исполнением: «И ведь уровень не от денег зависит. В городе мало скульптур уровня монумента в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев. И я сейчас говорю не о монументальности, а именно об уровне. На выезде из Алматы на Каскеленской трассе стоит памятник Наурызбай-батыру Нурлана Далбая. Это тоже уровень. У нас есть хорошие скульпторы, но многие работы мы просто не замечаем, потому что они вписались в пейзаж. А то, что «выскакивает» – видим».

Разумеется, не смогли обойти стороной и тему 13-метровой белки Алекса Ринслера, установленной возле входа на «Атакент»: «Так же, как и вы, эту скульптуру мы увидели по факту, когда ее уже поставили. И я, откровенно говоря, не совсем понимаю, почему для этой работы привлекли иностранца. У нас же есть замечательные скульпторы, которые делают перформансы ничем не хуже, чем эта белочка. Та же наша арт-группа «Кызыл трактор», знаменитая своими отличными перформансами…».

Фото: Kursiv.kz

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

Auezov city