Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


4398 просмотров

«Перемен требуют наши сердца»

В этом году художественному фильму «Игла», который стал культовым на всем постсоветском пространстве, исполняется 30 лет. С 26 июля стартует ограниченный прокат отреставрированной и оцифрованной копии фильма Рашида Нугманова

В этом году художественному фильму «Игла», который стал культовым на всем постсоветском пространстве, исполняется 30 лет. С 26 июля стартует ограниченный прокат отреставрированной и оцифрованной копии фильма Рашида Нугманова.

За первые два года проката фильм посмотрели порядка 36 млн зрителей во всех уголках СССР. Виктор Цой в 1989 году неожиданно стал актером года. Фильм и сегодня вызывает интерес не только на постсоветском пространстве, но и в дальнем зарубежье. Если к 20-летию «Иглы» фильм был представлен в Берлине, то в этом году показ состоялся в Лондоне на кинофестивале, посвященном молодежным фильмам эпохи советской перестройки.

К 30-летнему юбилею картины Рашид Нугманов принял решение о ее реставрации, потому что был недоволен качеством тех копий, которые были в прокате и в интернете. Фильм «Игла» снят на пленку «Свема», и картинка была зернистая. Впрочем, саму зернистость пленки убирать не стали, так как иначе получилось бы «пластмассовое изображение». А так изображение осталось живым. Оно «дышит». И по качеству максимально приближено к пленочному. На «Мосфильме» сделали покадровую реставрацию, удалили повреждения и «артефакты» (т. е. пятна, «шум»), провели реставрацию звука и цветокорректировку. Сканирование пленки в Госфильмофонде России обошлось в $15 тыс.

В преддверии юбилея и выхода в прокат отреставрированной копии Рашид Нугманов и автор сценария Бахыт Килибаев поделились воспоминаниями о съемках фильма.

О том, почему «Игла» стала культовой

Рашид Нугманов: «Фильм вышел в нужное время. Появись он на пять лет раньше, его бы положили на полку, и картину ожидала бы лишь богатая фестивальная судьба. Пятью годами позже – попал бы в эпоху безвременья, когда государственный кинопрокат был уже разрушен, а частные киносети еще не появились. Тема – наркотики. Витя Цой, Петя Мамонов, люди из рок-подполья… Для них, как и для меня, студента ВГИКа, первая большая картина. В общем, мы решили, что раз уж все равно фильм вряд ли выйдет, то будем снимать так, как хотим. Что нам под кого-то ложиться, раз шансов все равно нет? Просто сделаем кино, максимально независимое от любого мнения, в том числе и от авторов сценария. И сделали. Без рамок. С импровизацией и непрофессиональными актерами. По-хулигански, с точки зрения цензуры.

И «Игла» выстрелила, когда широкая публика была подогрета процессом слома старой системы, перестройкой, но еще ожидала чего-то нового, неизведанного. Хотя, откровенно говоря, и в 1987 году не было уверенности, что фильм выпустят в прокат. Однако он все-таки вышел в 1989-м по первой прокатной категории, с огромным количеством копий на территории от Прибалтики до Владивостока. В самый раз. Через пару лет Советского Союза уже не станет…».

Бахыт Килибаев: «Мысль о том, что времени нет, нет прошлого, настоящего и будущего, но есть некая цельность, для меня сегодня подтвердилась. Я вдруг увидел огромное количество кодов, которые относят всю эту историю в том или ином масштабе к сегодняшнему дню. Это зависит от сознания того, кто смотрит. И проекция возникает очень точная. Во всяком случае, для меня. И много слов, которые резонируют в новом ключе. Не в том, в котором они произносились тогда, когда фильм снимался. Тот же диалог про трубу («Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги») звучит современно».

О новой прокатной судьбе

Рашид Нугманов: «Насчет прогнозов пока сложно говорить. Фильм не новый. И как его примет нынешняя молодежь, которая родилась уже после гибели Виктора Цоя, пока непонятно. 30 лет назад это был взрыв. И фильм был одним из лидеров. Причем он вышел в феврале 1989 года, но когда год спустя – в феврале 1990-го – мы с Виктором вернулись из Нью-Йорка, то увидели, что «Игла» до сих пор в прокате. Мы офонарели – уже год прошел, а фильм до сих пор идет в кинотеатрах. Сейчас такой феномен даже представить трудно. Правда, тогда в прокате не было американского кино. Из иностранного иногда выходили французские или итальянские фильмы. Все остальное – советское кино. А «Игла» очень резко отличалась от привычного соцреализма. И молодежь повалила».

Бахыт Килибаев: «Я собираюсь привезти на показ своих детей. Мне очень интересно с ними пообщаться через этот фильм. Я узнаю что-то о них, они обо мне. В принципе, мне кажется, аудитория условно «15+» – это очень любознательные и ценящие информацию люди. И им фильм будет интересен для того, чтобы понять то поколение».

О Викторе Цое

Рашид Нугманов: «В свое время были претензии, что если бы в фильме не зарезали Моро, Виктор был бы жив. Глупость, конечно. Вообще, по сценарию главный герой погибал однозначно. Мы все-таки его подняли на ноги и заставили идти дальше по направлению к совминовской больнице. Приняли его там или нет – осталось неизвестно...

Я никогда не отказываюсь отвечать на вопросы о Викторе. Но я не буду снимать кино о нем. Ни художественное, ни документальное. Потому что тогда я буду вынужден смириться с фактом его смерти. И похоронить его для себя. А для меня на эмоциональном уровне он жив. Кроме того, я считаю, что кино про Цоя вообще не должны снимать люди, которые его хорошо знали. Наоборот, чем больше дистанция, тем лучше. Это будет личное восприятие человека. Он будет врать. Врать осознанно. А человек, который близко не знал Виктора, врать не будет».

О продолжении

Рашид Нугманов: «Обсуждалась возможность снять «Иглу-2», где герой не погибает, где он может очнуться на хирургическом столе и тот же Артур Юсупович подсадит его на иглу и, так же, как и Дину в свое время, попытается сделать своей марионеткой. Были и другие сценарии, не связанные сюжетно с «Иглой», но с тем же персонажем Моро. Но без Виктора Цоя это невозможно. Мне понравился фильм «Лето» Серебреникова, но я понимаю, что это симуляторы, которые живут в параллельном мире. Потому что в реальности все было по-другому. Но это не документальный фильм, который восстанавливает события. Он создает персонаж, которого нет в реальной жизни. В этом нет ничего плохого. Но я чисто эмоционально не смог бы больше двух-трех дней выдержать на площадке, где какой-то человек претворяется Виктором. Это невозможно. Наш принцип работы заключался в том, что он никого не играл. Он не был кем-то другим. Он оставался самим собой. Но я был бы не против, если бы Моро продолжил жить в анимационном кино. Тем более этому персонажу было посвящено несколько сценариев еще при жизни Виктора».

Бахыт Килибаев: «Я очень остро понимаю, что актуальность персонажа и тогда, и сейчас заключается в том, что это желание перемен в нас всегда живо. Причем, дело не в том, что мы ждем смены экономической и политической формации. Мы ждем других перемен. И если к этим ожиданиям прислушаться, то они связаны с тем, что мы хотим, чтобы мир был добрым».

Фото: автора


680 просмотров

«Темный Феникс» спалил «Людей Икс»

«Жирная клякса», «выгорание франшизы», «эвтаназия» - так назвали критики финал «Людей Икс»

Фото: bestofcomicbooks.com

Франшиза о людях-мутантах, стартовавшая в 2000 году с «Людей Икс» Брайана Сингера подошла к своему логическому завершению. Поставил  точку этой истории сценарист и продюсер Саймон Кинберг, для которого картина стала режиссерским дебютом. Однако дебют вышел не совсем удачным…

Несмотря на то, что киносерия занимает восьмое место в списке самых прибыльных серий фильмов с общими сборами более $5,7 млрд, «Люди Икс» - это пожалуй одна из самых неровных супергеройских франшиз. Грубо говоря, каждая новая серия  - это кот в мешке. С вероятностью 50:50 она может оказаться как успешной, так и провальной. И предсказать какой она будет совершенно невозможно. За исключением, разве что, «Дэдпула», который к «Людям Икс» имеет весьма опосредованное отношение – действие картины развивается в той же киновселенной. Кстати обе части  похождений Уэйда Уилсона  стали самыми кассовыми частями франшизы (каждая из частей собрала в прокате чуть более $785 млн).  Еще одним рекордсменом (более чем заслужено) стали «Дни минувшего будущего» Брайана Сингера, собравшие $747 млн.

Посему неудивительно, что каждая новая картина серии не возглавляет список самых ожидаемых фильмов года. Однако, от «Темного Феникса» все же ожидали чего-то большего, ведь это все же финал. Да, мутантов ожидает новая жизнь  - в  декабре 2017 года The Walt Disne Company  заключила сделку по приобретению 21st Century Fox, включая права на фильмы по Людям-Икс. Генеральный директор Disney Боб Айгер заявил, что студия намерена перезагрузить Людей Икс, Росомаху и Фантастическую Четверку и интегрировать их в Кинематографическую вселенную Marvel. Но завершения этой истории хотелось яркого и запоминающегося. К тому же к этому были все предпосылки. Однако по дружному признанию критиков история Джин Грей и разрушительной космической  силы – «скучное, лишенное искры кино», «Саймон Кинберг не справился с материалом», а «большинству актеров откровенно плевать на происходящее вокруг».  

И причин здесь несколько.

Во-первых, это сам Саймон Кинберг. Он был сценаристом и продюсером многих серий «Людей Икс», но сам до этого кино не снимал. И это оказалось заметно. Вместо эпичного финала в нуарных тонах (были намеки, были) мы получили поверхностный невыразительный блокбастер. Без четкой идеи (персонажи сами время от времени путаются в мотивах своих поступков) и внятных антагонистов. Да и экшена оказалось маловато. А ведь как развернуться можно было – тут вам и конфликт мутантов с людьми, и мутантов с мутантами, и, наконец, мутантов с инопланетной рассой, которая сказала, что «эта земля будет нашей». Но нет. Все батальные сцены получились короткими и маловразумительными.

К слову и сценарий в этот раз значительно провис (видимо, господин Кинберг просто не смог усидеть на двух стульях). И я сейчас даже не говорю о вторичности сюжетных линий и примитивных диалогах. Основная проблема в том, что у «Темного Феникса» нет четкой связи с предыдущими сериями. Фильм не пытается собрать все «сюжетные хвосты». Такое ощущение, что вместо четкой точки создатели решили поставить невнятное многоточие. Это было бы понятно, если бы франшизу планировалось продолжить, но не в качестве завершшающего аккорда.

Причем не спасает ситуацию даже великолепный кастинг. Софи Тернер почти справилась с ролью Джин Грей. Ровно до того момента, как не стала самым сильным существом в мире.  До образа хладнокровного божества (а Темный Феникс между делом новые галактики творить может) она не дотянула.  Джессика Честейн оказалась настолько невыразительна (да, ее тяжелый взгляд должен был показать внеземную холодность и невозмутимость, но…), что глядя на нее становится просто скучно. Джеймс МакЭвой из мудрого учителя Ксавьера вдруг превратился в мелочного неврастеника, который не хочет признавать своих ошибок и до последнего старается так сказать «замести следы».  Майкл Фассбендер… Это снова Майкл Фассбендер в роли Магнето.

Справедливости ради все же отмечу, что «Темный Феникс» не самая плохая часть франшизы. И Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер все же хороши. Кроме того в фильме есть несколько сцен, которые однозначно стоят того, чтобы их посмотреть на большом экране. Но и не более того. Остается надеяться, что если Marvel возьмется за возрождение франшизы, это будет качественно и продуманно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций