В Алматы прошел единственный концерт Марио Кароли

Опубликовано
В большом зале консерватории состоялся первый и единственный сольный концерт именитого итальянского флейтиста Марио Кароли. Концерт прошел в рамках Международного фестиваля новой музыки «Наурыз-21» и закончился бурными овациями зрителей

В большом зале консерватории состоялся первый и единственный сольный концерт именитого итальянского флейтиста Марио Кароли. Концерт прошел в рамках Международного фестиваля новой музыки «Наурыз-21» и закончился бурными овациями зрителей.

Марио Кароли – один из лучших флейтистов современности, его называют флейтовым Паганини. Будучи поклонником современной музыки, он становится привилегированным интерпретатором произведений современных композиторов. В его репертуаре произведения самых разных авторов – от Вивальди до Шаррино, Ибера и Жоливе. Он – единственный современный флейтист, исполнивший на концертах полные собрания сочинений для флейты Шаррино, Жоливе и Фёрнихоу. Всемирно известные современные композиторы, такие как С. Шаррино. Д. Куртаг, Д. Ротару создают для него сольные произведения и флейтовые концерты. Музыкант регулярно принимает участие в престижных фестивалях по всему миру, выступает с Лондонским филармоническим оркестром, Национальным оркестром Бельгии, Токийским филармоническим оркестром, Стокгольмским филармоническим оркестром под управлением П. Булеза, П. Этвёша, Х. Холлигера, К. Мандела, К. Оно и др.

Надо отметить, что не каждый исполнитель способен удерживать внимание публики на протяжении всего концерта. Без сопровождения оркестра, соло, Марио Кароли это удалось.

Программу концерта составили исключительно произведения современных композиторов, причем все они исполнялись на территории Казахстана впервые.

Концерт открыла пьеса Брайана Фернихоу «Cassandra's dream song» («Песня мечтаний Кассандры», 1970). Произведение, которое отличает нетривиальный подход к ритму и артикуляции, а также театрализация исполнительского действа, неофициально называют «святым Граалем» современных флейтистов, символом высочайшего мастерства.

Пьеса Дойны Ротару «Jyotis» (с инд. «Солнечный свет, 2017) была написана специально для Марио Кароли и отсылает к древней индийской философии. Другая, ни менее яркая и глубокая пьеса – «Morte Tamburo», итальянского композитора Сальваторе Шаррино, также была посвящена легендарному флейтисту и прозвучала в этот вечер со сцены большого зала консерватории.

Для исполнения пьесы Федерико Гарделла «Cinque cori notturni sotto la costa» («Пять ночных хоров на берегу», 2017), музыкант перешел на альтовую флейту (деревянный духовой инструмент, разновидность поперечной флейты), продемонстрировав блестящее владение инструментом.

Заключительным номером стало произведение «Seihoun» («Сырдарья», 2010), написанное композитором Алиреза Фаранг в 2010 году. По словам создателя музыки, название пьесы отсылает к исторической центральноазиатской местности Мавераннахр и в целом к одноименному мотиву старинной традиции радиф. Пьесу отличает богатое разнообразие оттенков, расширенные технические приемы и тончайшая нюансировка.

Программу из произведений европейских и азиатских авторов украсила пьеса казахстанского композитора Бейбута Дальденбая, специально написанная к VII фестивалю «Наурыз-21». «Иллюзия» (2017-2018) стала единственным отечественным произведением, которое прозвучало на соло-концерте всемирно известного флейтиста. Мастерское исполнение пьесы вызвало восторг и бурные овации алматинцев.

Напомним, со 2-5 апреля в Казахской Национальной консерватории проходит VII Международный фестиваль новой музыки «Наурыз-21».

«Наурыз» является единственным в Казахстане фестивалем современной музыки. «Космический», европейский статус VII фестиваля в Алматы подкрепляется уровнем приезжающих гостей, звучанием самой прогрессивной музыки, начиная от Сальваторе Шаррино и Тосио Хосокавы и заканчивая Актоты Раимкуловой и Санжаром Байтерековым.

Гостями «Наурыза» стали композиторы Тристан Мюрай (Франция) и Клаус Ланг (Австрия), флейтист Марио Кароли (Италия), скрипач Владислав Песин (Россия), дирижер Федор Леднев (Россия), коллективы «Nikel» (Израиль), «Игеру» (Казахстан) и Государственный Академический симфонический оркестр Республики Казахстан.

Помимо концертной программы, в рамках фестиваля проходят образовательные лекции, мастер-классы и презентации. Так, например, Тристан Мюрай рассказал, как пройти путь «От звука до музыкальной композиции», Клаус Ланг выступил с темой «Любовь и нотация», а музыковед Татьяна Яковлева познакомила с современной музыкой России, заострив внимание на фестивалях, видных композиторах и общих тенденциях в стране.

Читайте также