«Амре»: увидеть Париж и покорить

Опубликовано
Амре Кашаубаев – личность в истории казахстанского искусства знаковая. Он был первым казахским певцом, который выступил за границей. И собственно первым, кто представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов и национальный инструмент – домбру

Амре Кашаубаев – личность в истории казахстанского искусства знаковая. Он был первым казахским певцом, который выступил за границей. И, собственно первым, кто представил европейской публике вокально-исполнительское искусство казахов и национальный инструмент – домбру. В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения певца, а в прокат вышла картина «Амре», повествующая о его европейском успехе.

Однажды, почти 100 лет назад, когда только-только прогремела революция, и закончилась гражданская война, в далекий казахский аул пришла телеграмма. В ней талантливого казахского певца-самородка Амре Кашаубаева (Санжар Мади) приглашали представлять молодую советскую республику на Всемирном музыкальном конкурсе в рамках «ЭКСПО-1925». Разумеется, об отказе не шло и речи. И поезд унес молодого человека с домброй за плечами в далекую Москву. А после – и в еще более далекий Париж.

Разумеется, Советский Союз представлял не только Амре. И, разумеется, призовых мест от него никто не ждал: третий год подряд первое место занимал французский конкурсант, и все прекрасно понимали, что борьба развернется за второе и третьи места. К тому же, в советской делегации победу уже «отдали» обласканному всеми Леониду Собинову (Филип Броди). Тем не менее, французская публика и жюри оказываются настолько покорены манерой исполнения Амре, что он получает заветное серебро.

Помимо этого в фильме есть встреча Амре Кашаубаева с Мустафой Шокаем (Еркебулан Даиров), дружба с легендой джазовой музыки Джорджем Гершвиным (Бен Элдридж) и роман с певицей и фотографом Ли Эббот (Эбби Корниш). И, конечно же, конфликт с ГПУ и непростой выбор: вернуться на родину или остаться на Западе.

Фильм снят на казахстанской киностудии «Казахфильм», однако по стилю повествования, постановке сцен, диалогам это скорее голливудский продукт. Что неудивительно, поскольку международную съемочную группу возглавил американский режиссер-постановщик Джефф Веспа (это его дебют в полнометражном кино), сценарий к фильму написал Бенжамин А. ван дер Вин («Страх и ненависть в Лас-Вегасе»), а за камеру встал Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград»).

Такой состав съемочной группы обоснован прежде всего тем, что создатели хотят рассказать историю Амре Кашаубаева и в мировом прокате. Учитывая участие в картине Бена Элдриджа («Царство Льюис», «Возмездие»), Филипа Броди («Мушкетеры», «Чисто английское убийство») и Эбби Корниш («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Геошторм», «РобоКоп» «Область тьмы»), это становится возможным.

Кроме того, несмотря на то, что фильм (как и любой байопик) основан на реальных событиях, в нем много и художественного вымысла (как и в любом байопике). Прежде всего потому, что, как призналась съемочная группа, материалы для фильма и так пришлось собирать по крупицам: наследие Амре – это всего несколько фотографий и записей его уникального голоса, найденных в архивах. А ведь картина еще должна соответствовать канонам жанра, иначе она просто не будет интересна зрителю.

К примеру, на самом деле Амре участвовал не в конкурсной программе, а в этнографических концертах на Всемирной выставке в Париже. Кроме того, прослушав однажды на Кояндинской ярмарке известных казахских певцов Габбаса Айтбаева, Кали Байжанова, познакомившись с композитором Жаяу Мусой, Амре осознал необходимость совершенствования мастерства. И к тому времени, как тогдашний нарком просвещения РСФСР госп… простите, товарищ Луначарский пригласил его в Париж, уже не жил в ауле, а успешно работал в казахском музыкальном театре.

Разумеется, в свете реалий того времени вызывает сомнения дружба с Гершвиным и роман с Ли. В общем, придирчивый зритель найдет в этом кино множество нестыковок и непонятностей.

Однако все это никак не умаляет некоего очарования картины. Прежде всего, Джеффу Веспе удалось передать дух 30-х. А Санжар Мади невероятно трогательно сыграл «человека из ниоткуда», который знакомится с новой для себя культурой (в какой-то момент он был похож на Алису, шагнувшую в Зазеркалье). Просто великолепны были Бен Элдридж, Эбби Корниш и Филип Броди. Знаете, когда смотришь фильмы или фотографии тех лет, очень четко понимаешь, что люди тогда были несколько другими, нежели сейчас. Это во внешности, в манерах поведения… Да во всем. Так вот, приглашенным звездам удалось вписаться во время своих героев. И это здорово.

И, конечно же, самая сильная часть фильма – это саундтрек, за который отвечал Дэйв Холден. Композиция Гершвина в исполнении фортепиано и домбры получилась просто великолепной. Так же, как и исполненные карагандинцем Сержаном Мусайыном самые известные песни Амре Кашаубаева: «Балқадиша», «Үшдос», «Дударай», «Бес қарагер».

В целом фильм приятно удивил. Интересная история в неплохой подаче нивелировала недочеты, которые в картине все-таки есть. Тем не менее, для казахстанского кино – это большой шаг вперед. И – да! – приятно, что о человеке, которому рукоплескала Европа, теперь узнают и на родине.

Читайте также