Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


9206 просмотров

Ah, bravo Figaro! Bravo, bravissimo!

ГАТОБ им. Абая этой весной сделал всем поклонникам оперного искусства воистину королевкий подарок: новую постановку «Севильского цирюльника» Джоакина Россини, над которой работала большая интернациональная команда

Ah, bravo Figaro! Bravo, bravissimo!

Ah, bravo Figaro! Bravo, bravissimo!

ГАТОБ им. Абая этой весной сделал всем поклонникам оперного искусства воистину королевкий подарок: новую постановку «Севильского цирюльника» Джоакина Россини, над которой работала большая интернациональная команда.

«Севильский цирюльник» - яркая комедийная опера Россини, основанная на одноименной пьесе известного драматурга Бомарше. Она была написана в поразительно короткий срок для новогоднего карнавала в Риме. Опера сочинялась и репетировалась почти одновременно. Произведение пленяет остроумием, виртуозными вокальными партиями и неожиданными сюжетными поворотами, присущими традиционной оперной стилистике Италии.

Его премьера состоялась 20 февраля 1816 года в Риме. И… оказалась полностью провальной. Для начала автора осудили недоброжелатели оперы. Кроме того, ряд неприятных случайностей будто способствовал ее провалу. Так, дон Базилио поранился на сцене во время падения, Альмавива порвал струну при исполнении серенады, и в какой-то момент на сцену неожиданно вышла кошка. Во время следующей постановки зрительский зал был переполнен. Публика хотела развлечься и увидеть каскад нелепостей снова. Однако в этот раз спектакль буквально поразил зрителей, громко аплодировавших каждой арии. Россини гордился успехом «Цирюльника», и высказывался о том, что его опера полюбилась даже самым ярым противникам оперных новшеств.

Но вернемся в наши дни...

Некоторое время назад труппа ГАТОБ им. Абая уже представила «Золушку» Россини, и вот теперь в репертуаре появился и обновленный «Севильский цирюльник». Режиссер постановки Кристин Хукке (Италия) перенесла действие оперы столетия на полтора вперед. Примерно в 60-е годы XX века. Музыкальный руководитель и дирижер Витторио Паризи (Италия), знакомый алматинской публике по постановке оперы «Риголетто» изменил оркестровку, вернув ее как раз во времена Россини: «Последняя оркестровка была перегружена разными инструментами. Мы решили вернуться в изначальный вариант оперы, времен Россини. Благодаря этому темпы музыки стали легче». Кроме того, маэстро открыл публике не исполнявшиеся ранее сцены.

А художник – Патрисио Перез (Чили) создал легкие и изящные декорации и костюмы, которые великолепно вписались в замысел режиссера.

Надо сказать, что такое обновление популярной классики – вещь сложная и непредсказуемая. Требующая очень деликатного подхода. Дело в том, что с «Севильским цирюльником» знакомы даже люди, далекие от оперы. Ну, а искушенный зритель наверняка слышал ее во всевозможных постановках и интерпретациях. Посему сравнения неизбежны.

К тому же, Россини – это тот композитор, который не просто популярен, а любим многими. Что не удивительно: его музыка – живая, легкая праздничная и очень солнечная. Впрочем, иначе и быть не может. От природы и сам Россини был одарен необыкновенно щедро: был красив, обаятелен и остроумен, обладал прекрасным голосом, сочинял с невероятной легкостью (того же «Севильского цирюльника» написал за 18 дней) и в любой обстановке.

Учитывая все вышеперечисленное, угодить поклонникам самого композитора и оперного искусства в целом очень сложно. Тем не менее, Кристин Хукке и ее команде это удалось. Они сделали это настолько виртуозно, что опера не только не потеряла своей прелести, но в новых декорациях заиграла новыми красками. И, пожалуй, смыслами. Браво!

К слову, еще один немаловажный аспект успеха – актерский состав. Во-первых, в присущей музыке Россини необыкновенной легкости звучания кроется невероятная сложность исполнения.

Во-вторых, в образе Фигаро в разное время блистали самые яркие оперные исполнители, включая одного из лучших певцов-баритонов XX века великолепного Тито Гобби, блестящего Муслима Магомаева и Ермека Серкебаева, который исполнил эту партию 1972 году на премьере в Алматы (к слову, Магомаев назвал его «лучшим Фигаро в Советском Союзе»).

И надо отметить, что солисты оперы – Зарина Алтынбаева, Анастасия Кожухарова, Эмиль Сакавов, Филип Банджак (Чехия), Дамир Садуахасов, Дархан Жолдыбаев, Таир Тажи справились со своими партиями очень неплохо.


819 просмотров

В прокат вышел дебютный фильм Бориса Акопова «Бык»

Картина стала победителем «Кинотавра»

Кадр из фильма

На главном российском кинофестивале «Бык» получил сразу две основные награды: «Лучший фильм» и «Лучшая операторская работа». Позже картину отметили еще и в Карловых Варах – ей достался главный приз в конкурсе «К востоку от запада».

Несмотря на успешную судьбу на фестивалях и разгоревшиеся дискуссии вокруг картины, что обычно является признаком хорошего фильма, драма «Бык» больше похожа на большой и вторичный клип о лихих 90-х, нежели на оригинальное художественное произведение, благодаря которому мы бы взглянули на это время по-новому.

От человека, заявившего, что он «не верит в женскую режиссуру и единственный хороший фильм, снятый женщиной, – это «Восхождение» Ларисы Шепитько, и то потому, что по своей сути это мужской фильм», ждать некого переосмысления эпохи перемен не приходится. К тому же, наверное, стоит уже смириться – лучше и пронзительнее Балабанова о 90-х больше никто никогда не скажет. Ни явившиеся в кино дети 90-х, так называемые миллениалы, которые зачастую видят в этом историческом моменте лишь брутальный антураж, ни самый талантливый автор этого поколения Кантемир Балагов, ни даже народный русский режиссер, которого многие считают преемником Балабанова – Юрий Быков, при всем уважении к последним.

Итак, синопсис «Быка» – это история о молодом парне Антоне Быкове по прозвищу Бык (Юрий Борисов), только что вернувшемся из тюрьмы к своей семье – матери, младшему брату и сестре. Бык мечтает начать новую жизнь, но прошлое не отпускает – криминальные дружки, отсутствие образования, профессии, к тому же герой становится мужчиной на стыке эпох. На дворе 1996 год – в стране полная разруха и ожидание очередного дефолта. Бык с братками ездит на очередные разборки под песни Шатунова и «Комбинации», пока опять не оказывается в милиции. И лишь ходатайство криминального авторитета помогает только что «откинувшемуся» парню выйти на свободу. Естественно, услуга за услугу – его просят разнести рынок, который держат кавказцы, и привезти одного типа, находящегося у тех в плену. Бык слово держит, за что потом и расплачивается. Параллельно развивается история его младшего брата, который с ума сходит по очаровательно-вульгарной парикмахерше Тане (Стася Милославская), а та сходит с ума по англичанину, точнее не по нему, а по возможностям, которые может ей подарить заморский жених. К финалу две параллельные линии сойдутся в одну точку – самым что ни на есть драматическим образом.

Пока смотришь «Быка», кстати, в совершенно пустом зале, ощущение, что все это ты где-то видел – много из «Брата», немного из «Бригады», совсем чуть из балабановского «Груза 200». Тот эпизод, кажется, из «Интердевочки», а этот – из «Маленькой Веры». Исполнитель главной ро­ли взят из относительно нового и, между прочим, отличного фильма Дарьи Жук «Хрусталь». Поэтому неудивительно, что в «Быке» мерещится и «Бумер» Буслова, и даже «Теснота» Кантемира Балагова. К слову, если сравнивать двух режиссеров одного поколения, то Балагову действительно есть что сказать, его «Теснота» выглядит самостоятельным и очень любопытным произведением о том времени, тогда как «Бык» Акопова явно заимствует готовые рецепты хорошего русского кино. Но почему-то не самым удачным образом.

В своих интервью автор «Быка» – симпатичный парень с внешностью молодого Николая Цискаридзе (Борис, оказывается, и правда учился в балетном училище) – говорил, что визуальный язык «Быка» – это прежде всего клипы французского режиссера Ромена Гавраса, а также Дэниела Вульфа. Так оно и есть – модная музыка (и мы имеем в виду не песни «Ласкового мая» и вовсе не звучащий в фильме панк-рок и рейв 90-х), клиповая подача в «Быке» присутствуют, только вот такие видео с большой эпохой перемен склеены формально. Поэтому хоть и уровень тестостерона в кадре зашкаливает, драки там самые жестокие и череп проламывают совсем не фигурально, но в эти жестокие-жестокие 90-е на экране как-то не очень верится.

Финал и вовсе сентиментален – Ельцин уходит в отставку по телику, оставляя целую эпоху в истории. Кажется, пришла пора оставить ее и режиссерам: в конце концов, лучшее о 90-х уже сказано.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций