Астану ждет новая музыкально-сценическая редакция оперы «Биржан-Сара»

Жемчужину казахской оперы «Биржан-Сара» М. Тулебаева в апреле представят вниманию слушателей на сцене Большого зала «Астана Опера»

Астану ждет новая музыкально-сценическая редакция оперы «Биржан-Сара»

Астану ждет новая музыкально-сценическая редакция оперы «Биржан-Сара»

Жемчужину казахской оперы «Биржан-Сара» М. Тулебаева в апреле представят вниманию слушателей на сцене Большого зала «Астана Опера». Шедевр национального искусства заиграет новыми красками и удивит искушённую публику режиссерскими находками и невероятными спецэффектами.

Новая музыкально-сценическая редакция будет показана в рамках празднования двадцатилетия Астаны под эгидой Министерства культуры и спорта РК.

Режиссер-постановщик – доктор PhD, заслуженный деятель Казахстана А. Маемиров и режиссер-консультант – главный режиссер Большого театра Беларуси М. Панджавидзе. Ассистенты режиссера-постановщика – Е. Нурсултан, Е. Тойкенов. Художники-постановщики и сценографы – С. Тасмагамбетова и П. Драгунов. Дирижер-постановщик – заслуженный деятель Казахстана А. Мухитдинов. Музыкальный редактор – Т. Жармухамет. Художник по свету – Я. Пантани. Дизайнер по проекциям – С. Металли. Симфонический оркестр, солисты, хор и балет театра «Астана Опера». Главный хормейстер – Заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов.

«Это будет действительно грандиозная постановка. В театре идет непрерывный процесс подготовки. Артисты выучили партии, и теперь для них наступил ответственный момент прослушивания, ну а мы работаем над декорациями и костюмами. Эскизы передали в производственные цеха театра для того, чтобы специалисты вдохнули в них жизнь и воплотили в реальность. К примеру, сложные массивные элементы декораций изготавливаются из стеклопластика, алюминия и других прочных материалов. Также кипит работа и в пошивочном цехе: уже начались примерки костюмов. Мы отразили художественное видение эпохи в создании сценографии, хотя историческая канва, безусловно, была сохранена. Уникальность спектакля заключается в зрелищности, масштабных декорациях и ультрасовременных спецэффектах», - пояснили художники-постановщики и сценографы С. Тасмагамбетова и П. Драгунов.

Из огромного числа красивейших костюмов художники не смогли выделить самый яркий, ведь каждый для них, как ребенок. Однако свадебный наряд Сары все же больше других привлекает всеобщее внимание. И это оправдано, так как сцена свадьбы должна отличаться красотой и богатством.

В опере о любви знаменитого певца и композитора Биржана и талантливой поэтессы Сары красной нитью проходят мотивы борьбы за свободу творческой личности, за право человека на счастье. В сердцах Биржана и Сары зародилось большое чувство, непреодолимым препятствием которому стали старые устои. Биржан погибает, но остаются вечно живыми его вдохновенные песни, проникнутые горячей любовью к народу и мечтами о его светлом будущем. В оперном шедевре М. Тулебаева утверждается идея бессмертия художника, его вечной борьбы со злом и несправедливостью, воспевается высокое предназначение искусства.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg