«Призрачная нить»: кино «от кутюр»

Опубликовано
Он – известный кутюрье. Она – провинциальная официантка. Что между ними общего? Режиссер Пол Том Андерсон рассказал свою версию истории о Золушке

Он – известный кутюрье. Она – провинциальная официантка. Что между ними общего? Режиссер Пол Том Андерсон рассказал свою версию истории о Золушке.

«Призрачная нить», как, впрочем, и другие работы Пола Тома Андерсона, — штучная работа. Кино haute couture. Кино alta moda. Кино, которое цепляет. Не обязательно нравится, местами раздражает, но не оставляет равнодушным.

День знаменитого британского кутюрье Рейнольдса Вудкока (Дэниэл Дэй-Льюис) расписан по часам: завтрак (непременно в тишине – за завтраком он работает над эскизами), встречи с клиентками (среди которых исключительно высший свет, включая монаршие особы) и примерки. В его жизни появляются женщины. И каждая из них – его муза. На неделю, месяц… А потом каждая неизменно становится раздражающим фактором, от которого нужно избавиться. Что он и делает без малейшего сожаления.

Причем объясняться с бывшими возлюбленными самому кутюрье не приходится. Это берет на себя его сестра Сирил (Лесли Мэнвилл), которая когда-то сшила вместе с ним его первое платье – на свадьбу их матери. А теперь по мере сил заботится о брате.

Да, Сирил была единственным близким человеком в жизни Рейнольдса. Пока судьба не столкнула его со скромной провинциальной официанткой Альмой (Вики Крипс). Альма стала его очередной музой, а потом и вовсе решила, что Сирил пора подвинуться. Ведь теперь у великого Вудкока есть она. И неважно, что по этому поводу думают сами Сирил и Рейнольдс.

Кто-то увидит в этой истории огромную всепоглощающую любовь: она отдала ему всю себя (во всяком случае именно так считает сама Альма), а он принял ее со всеми ее недостатками (они его конечно раздражают, но…). Я же, как ни печально, увидела историю о всеобъемлющем эгоизме. Ибо каждый из персонажей здесь любит, прежде всего, самого себя.

И если с ним все понятно – он творец, который живет своей работой и, в общем-то, этого не скрывает. То с ней… Ей плевать на все, лишь бы быть рядом с ним. И на него в том числе.

Он не хочет видеть ее рядом? Уйти, отпустить? Вот уж глупости – сделаем так, чтобы он в ней нуждался. Ядовитые грибочки, благо, достать не сложно. И пусть ему будет плохо, но она станет его самой преданной сиделкой, будет о нем заботиться («Ты будешь лежать в постели беспомощный и нежный. Ты будешь нуждаться во мне. А я тебя выхожу»). Это любовь? Вы действительно думаете, что любовь может быть такой?

И даже, казалось бы, бескорыстная Сирил. Она как раз отдала брату всю себя. Вот только за это ему придется расплатиться одиночеством (интрижки с «музами» не в счет). Во всяком случае до появления Альмы именно она была самой верной соратницей и посредником между гением и окружающим его миром. Который, похоже, досаждает Вудкоку одним своим жалким существованием.

В общем, ни один из персонажей не вызывает симпатии.

Однако это не мешает искренне восхищаться сценарием (его, к слову написал Андерсен), необыкновенно изысканной картинкой (за нее отвечает также Андерсон, который стал и оператором) и потрясающей актерской игрой (кастинг Андерсен провел также безукоризненно).

Великолепный Дэниэл Дэй-Льюис, единственный обладатель трех «Оскаров» за главную мужскую роль (кстати, актер заявил, что после этого фильма больше не будет сниматься), еще раз доказал, что для него нет ничего невозможного. Его герой — иронизирующий, летящий сломя голову, поверженный, раздраженный, испуганный до бесчувствия, по-детски капризный – всегда настоящий. Живой. Глубокий. К слову, создавая образ гения моды, режиссер и актер отталкивались от свидетельств о жизни и творчестве не менее мистической личности — испанского модельера Кристобаля Баленсиаги.

Не менее глубоким и живым оказался сдержанно высокомерный персонаж Лесли Мэнвилл. С этой классической английской сдержанностью, за которой едва ощутимо просматриваются душевная боль и одиночество.

Казалось бы, на фоне этих звезд немудрено раствориться. Однако исполнившая роль Альмы малоизвестная актриса из Люксембурга Вики Крипс не только не потерялась, но и забрала на себя львиную долю зрительского внимания. Ведь как непередаваемо хороша она была в сцене знакомства с Рейнольдсом. Неуклюжая краснеющая простушка. Не красивая, но невероятно милая и притягательная.

В целом «Призрачная нить» оставляет несколько двойственные впечатления. С одной стороны это весьма неприятное послевкусие от «общения» с главными героями. С другой – искреннее восхищение великолепной визуализацией, саундтреком и актерской игрой. Впрочем, если вы любите глубокое многослойное кино, этот фильм определенно стоит посмотреть. В конце концов фильм получил шесть номинаций на премию «Оскар». И по большому счету заслуживает победу в каждой из них.

Читайте также