Картины Чжан Биюнь: гохуа и академическая живопись

Опубликовано (обновлено )
Китайский Новый год или, если перевести дословно, Праздник весны с давних времен является главным и самым продолжительным праздником в Поднебесной и других странах Восточной Азии

Китайский Новый год или, если перевести дословно, Праздник весны с давних времен является главным и самым продолжительным праздником в Поднебесной и других странах Восточной Азии. В этом году его отмечают 16 февраля. И если вам хочется не просто встретить покровителя года, но и проникнуться китайской культурой, в музее им. Кастеева проходит выставка художницы из КНР Чжан Биюнь.

На выставке представлено около 50 работ художницы, выполненных в двух разных манерах, в двух разных живописных техниках – традиционной и академической. Таким образом, экспозиция как бы разделена на две части.

«Мы активно работаем с представителями дипломатических миссий разных стран. Для нас эта выставка – большое событие и удача, потому что через работы Чжан Биюнь можно постигать древнейшее искусство Поднебесной. Ведь традиционная китайская живопись на шелке, а позже и на бумаге – гохуа – возникла еще до нашей эры, непрерывно эволюционируя, она продолжает развиваться и сегодня. К тому же Китай нам всегда был интересен своей самобытной культурой, литературой, философией. В работах Чжан Биюнь нас привлекает одухотворенность. Создавая картины в стиле гохуа, она к каждой из них пишет стихи. Благодаря ее работам мы можем познать древнейшую китайскую культуру через призму взгляда нашей современницы», – отметила Клара Исабаева, специалист по связям с общественностью ГМИ им. Кастеева.

Чжан Биюнь в начале своего творческого пути отдавала предпочтение традициям классической китайской живописи гохуа – методу изображения предмета при помощи линии и пятна на нейтральном фоне. Традиционная живопись чжунго хуа («чжунго» издавна обозначало центр Поднебесной, а «хуа» обозначает «живопись», сократившись, слово трансформировалось в гохуа – «живопись нашей страны») полна символики и иносказания: понимание этого сложного языка, постижение смысла изображений, которые скрываются за внешней простотой, очень важно для правильного восприятия произведений мастеров. Необходимо помнить, что в Китае любой художник – это каллиграф, а любой каллиграф – это художник.

Гохуа – это минимализм, мягкие краски, много воздуха. И каждое изображение имеет какой-то скрытый смысл. Символы важны для китайской культуры на протяжении тысячелетий. Персик – символ долголетия, бамбук – символ стойкости, орхидея – символ нежности, хризантема – символ красоты зрелости, ведь этот цветок цветет и остается прекрасным до поздней зимы. Он имеет очень большое значение для китайской культуры, в Китае его разводят уже более трех тысяч лет.

К слову, если говорить о бамбуке, то в китайской традиционной живописи это отдельное искусство. «Там есть целые фолианты, посвященные тому, как писать бамбук. Какими штрихами. Художники продумывали каждое состояние бамбука. Когда выпал снег, листья бамбука тяжелые, почти опавшие. Немного поникшие во время дождя. Или тянущиеся к солнцу в погожий день. И все это соответствует состоянию человека», – рассказала куратор выставки Мария Копелиович.

И ведь, если задуматься, академическая, или западная, техника предполагает глубину, фон, который создает общее настроение картины, показывая погоду, время дня или года. В традиционной живописи гохуа этого нет. Она скорее настраивает на созерцание. Несколько линий позволяют понять, почувствовать настроение художника. И в этом заключено величайшее мастерство.

«Это особое мышление или особый вид взгляд на природу. Мы смотрим на сосну и видим сосну. А ведь это вечнозеленое дерево, которое в Китае считается символом долголетия. Там за визуальным предметом видят смысл, давным-давно заложенный древними художниками и мыслителями», – считает Мария Копелиович.

Достигнув определенного уровня мастерства в традиционном стиле (Чжан Биюнь много лет училась в национальной академии художеств в Китае и потом долгое время совершенствовала технику), художница отправилась учиться в Европу.

«Начиная с 70-х годов позапрошлого века, китайские художники заинтересовались западной культурой. Многие из них захотели постичь тайны западного искусства. И понять, можно ли их соединить в одном образе. У Чжан очень ищущий характер. Ей всегда чего-то не хватает», – отметила куратор выставки.

Известный пейзажист эпохи Сун (XI век) Го Си в своем трактате «О живописи» писал о том, что «картина является своеобразным психологическим портретом автора», подчеркивал «высокий смысл личности и благородства» художника. Го Си выдвигал на первый план необходимость совершенствования мастера. Думается, что именно желание совершенствоваться, интегрироваться в международную систему доминант привело Чжан Биюнь в Киев, в Национальную Академию искусств, в мастерскую Народного художника Украины А. М. Лопухова, которую она окончила в 2006 году со степенью магистра. В 2011 году художница получила докторскую степень во Львовской Национальной Академии искусств. Затем более года стажировалась в Санкт-Петербургском Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Эти годы отразились в «академической» части экспозиции, картины которой в соответствии с европейскими традициями выполнены маслом на холсте. И все же, несмотря на технику письма, свойственную европейским художникам, в этих картинах присутствует дух Востока. Мимолетно. На грани ощущений. К примеру, дом в горах. Несмотря на академический стиль письма, мягкие тона закатного неба и одиноко стоящее на его фоне дерево отчетливо отсылают зрителя к гохуа. Как и символичные хризантемы.

«Взгляд на вещи, присущий восточному человеку, остается с ним навсегда. Более того, постигать основы западного искусства Чжан поехала уже состоявшимся художником. Она не изображает глубину пространства в соединении с линейной перспективой, что присуще европейской школе. У нее этого нет. Она просто совершенно иначе видит плоскость холста. Восток всегда будет присутствовать в ее полотнах», — подытожила госпожа Копелиович.

С 2009 года Чжан Биюнь путешествует с выставками по разным городам Украины, Польши, России, Италии, Китая. Ее работы находятся в частных коллекциях, музеях и галереях. Баланс деструкции и конструкции, используемых художницей при создании своих произведений, позволяет ей выработать язык интерперсонального общения со всеми сообществами людей.

Читайте также