Перейти к основному содержанию
9813 просмотров

Человек, который изобрел будущее: 10 великих идей Николы Теслы

Количество легенд, окружающих жизнь Николы Теслы, не поддается подсчету, число его идей и открытий превышает три сотни, и большая часть из них в корне изменила мир. Kursiv.kz решил рассказать о самых известных изобретениях сербского ученого

Человек, который изобрел будущее: 10 великих идей Николы Теслы

Человек, который изобрел будущее: 10 великих идей Николы Теслы

На Discovery Channel появился новый проект «Тесла: рассекреченные архивы». Каждую субботу зрители смогут узнать что-то новое о работах самого неоднозначного ученого XIX-XX веков Николы Теслы. Количество легенд, окружающих его жизнь, не поддается подсчету, число его идей и открытий превышает три сотни, и большая часть из них в корне изменила мир. Kursiv.kz решил рассказать о самых известных изобретениях сербского ученого

Генератор

Современный мир пользуется генераторами переменного тока – или альтернаторами, как называл эти машины их создатель. Никола Тесла, конечно, не изобретал этот способ движения электрического заряда в проводнике, но делал всё, чтобы убедить людей в его безопасности и дешевизне при передаче на большие расстояния. Самое большое сопротивление Тесла встретил со стороны электрического магната и изобретателя Томаса Эдисона, чей бизнес строился на использовании постоянного тока. В период работы на Эдисона Тесла усовершенствовал его машины, но, как говорит одна из версий событий, обещанного гонорара не получил, поэтому уволился и посвятил всё время собственным проектам, которые напрямую конкурировали с тем, что производил бывший начальник. Их многолетнее противостояние получило название «Война токов», и победу в ней одержал Тесла – хотя Эдисон, безусловно, был талантлив и в науке, и в бизнесе.

Трансформатор

Устройство известно под названием «катушка Теслы»: именно рядом с ним учёный сидит на одной из самых знаменитых фотографий, сделанных в лаборатории. Конденсаторы катушки накапливают энергию, а её выброс сопровождается не только зрелищными световыми вспышками, но и мощными разрядами. По принципу катушки Теслы работает множество современных устройств – от промышленных турбин до сценического оборудования, и существует даже электромузыкальное шоу, в котором разные звуки получают с помощью изменения частоты. Катушки помогают обнаруживать разрывы в вакуумных системах и обеспечивать работу газоразрядных ламп, а мини-трансформаторы используют даже в косметологии: переменный ток, пропущенный через поверхностные слои кожи, тонизирует их и оздоровляет.

Световая реклама

Как и в случае с током, Тесла не изобрёл электрическое освещение, но значительно способствовал его распространению. Систему беспроводного освещения, основанную на электростатической индукции и газоразрядных лампах, Тесла представил в Колумбийском колледже в 1891 году. Уже в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго Тесла показал публике первый в истории рабочий прототип неоновых рекламных вывесок: беспроводные флуоресцентные трубки из стекла, согнутые в виде имён знаменитых учёных. У Теслы были обширные планы в этой области, с помощью разреженного газа он хотел создать всемирную подсветку, похожую на северное сияние.

Телеавтомат

В 1898 году на электроэнергетической выставке в Мэдисон Сквер Гарден Никола Тесла продемонстрировал публике невиданное по тем временам изобретение: небольшую модель лодки, которая будто бы сама собой перемещалась по воде. Судно не только ускоряло и замедляло ход, но и воспроизводило сигнальные огни, и это зрелище настолько потрясло публику, что люди готовы были объяснить происходящее скорее колдовством, чем наукой. Своё изобретение Тесла назвал телеавтоматом – сервомоторы в корпусе приводили его в движение, а центральная мачта-антенна ловила радиосигнал, который учёный подавал с берега. Плавучий телеавтомат стал прообразом не только радиоуправляемых игрушек и роботов, но и беспилотных летательных устройств – кстати, о них Тесла говорил ещё до того, как в 1903 году братья Райт совершили первый полёт на пропеллерном самолёте с бензиновым двигателем.

Радио

Невозможно точно установить, кто именно был изобретателем радио – беспроводной передачи информации посредством радиоволн. В списке претендентов почти десяток имён: Дэвид Хьюз, Гeнрих Гeрц, Эдyaрд Брaнли, Якoв Нaркeвич-Иoдко, Oливeр Лoдж, Александр Попов, Лaндeлл дe Мyра, Гульельмо Маркони – и Никола Тесла. На Западе за Маркони признают первенство в создании коммерческой системы для реализации рaдиo, а за Теслой – в передаче сигнала на большие расстояния. На получении патента сербским учёным сказалась «Война токов» - Маркони работал под покровительством Томаса Эдисона, поэтому тот факт, что Тесла сделал своё открытие раньше итальянца, был признан лишь в 1943 году, десятки лет спустя.

Турбина

В 1913 году Тесла запатентовал ещё одно инновационное для начала ХХ века изобретение: турбину без лопастей с КПД выше 60% – значительно мощнее «современниц». Устройство, известное как многодисковый центробежный насос и турбина пограничного слоя, при значительной для того времени мощности весило немного, но даже ряд неоспоримых достоинств не позволил ему обойти уже вышедшие на рынок модели. Победили экономические реалии: очевидно, что гораздо большее количество изобретений сербского учёного имело бы шанс на успех, если бы Николу Теслу хоть сколько-нибудь занимал вопрос заработка – он был полностью сосредоточен на том, чтобы придумывать, а продавать свои идеи не умел. Это доказывает тот факт, что Тесла отказался от роялти, которые ему задолжал предприниматель Джон Вестингауз, чтобы не разорить его фирму.

Беспроводная связь

Одним из спонсоров Теслы был американский промышленник Джон Пирпонт Морган. Как и у Эдисона, электричество было мощным источником его дохода, поэтому бизнесмен поддержал физика: он надеялся с его помощью распространить своё влияние и увеличить прибыль. В Нью-Йорке была построена башня Уорденклиф, которую Тесла планировал превратить в беспроводной передатчик, обеспечивающий электричеством всех людей на планете – но бесплатно, а не за деньги, как считал Морган. Узнав об истинных намерениях Теслы, магнат свернул финансирование, и идею пришлось оставить, что, впрочем, не особенно огорчило разработчика: феноменальная память позволяла ему не забывать ни одного изобретения. Хотя Тесла так и не реализовал идею всемирной бесплатной электросети, его выводы, сделанные в башне Уорденклиф, существенно продвинули вперёд развитие беспроводной связи.

Гидроэлектростанция

ГЭС не были изобретением Теслы, но именно его работы легли в основу системы устройства гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде: в то время инженер сотрудничал с промышленником Джоном Вестингаузом, выигравшим тендер на обустройство ГЭС. «Вестингауз электрик» использовала для станции двухфазный переменный ток, а позже на водопаде было проведено переоборудование под трёхфазный, также с использованием идей Теслы. В «Войне токов» между ним и Эдисоном Ниагарская ГЭС сыграла немалую роль: переменный ток обеспечивал энергией жилые районы, что доказывало и его рациональность, и безопасность. Главным же остаётся то, что по принципу этой установки на водопаде между озёрами Эри и Онтарио сейчас работают все электростанции мира, и 9 из 13 патентов проекта обустройства первой в мире крупнейшей ГЭС принадлежали Тесле.

Осциллятор

Резонансный осциллятор считается одним из тех изобретений, которые Никола Тесла либо не воплотил в жизнь, либо уничтожил, сочтя опасными. Разрозненные данные говорят, что это был генератор, выдающий беспрерывные колебания, которые можно было настроить на собственную частоту объекта. По легенде, Тесла вызвал землетрясение в Нью-Йорке в 1898 году во время испытаний изобретения в лаборатории. Попытки воссоздать электромеханический резонансный генератор Теслы не удались, потому что настроить колебания на такую же частоту, как у объекта, не удалось никому. Однако принцип работы осциллятора лёг в основу некоторых современных устройств – например, отбойных молотков.

Телефорс

Телефорс, он же луч мира и луч смерти – самая распространённая легенда, связанная с Теслой. Учёный писал, что «концентрированные пучки частиц будут способны уничтожить целые армии на марше», но никаких доказательств того, что излучатель действительно существовал, нет. Скорее всего, Тесла поступил привычным для себя образом, оставив большую часть деталей создания телефорса в памяти: почти для всех черновиков учёного характерна схематичность и неразборчивость. Однако информация об оружии, которое положит конец войнам – а именно ради этого его и создавал Тесла – есть в трактате 1937 года, хранящемся в музее в Белграде. О телефорсе и некоторых других изобретениях великого учёного расскажет новый проект Discovery Channel «Тесла: рассекреченные архивы»: её герои изучат документы, обнародованные ФБР в 2016 году, встретятся с журналистами и спецслужбами и попробуют раскрыть главную загадку Николы Теслы.

banner_wsj.gif

1762 просмотра

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png