Перейти к основному содержанию

6009 просмотров

«Астана Опера» едет с гастролями в Алматы

Театр «Астана Опера» едет с гастролями в культурную столицу Казахстана – город Алматы. В альма-матер оперы и балета – Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая - столичная труппа представит насыщенную программу, включающую шедевры мирового искусства

«Астана Опера» едет с гастролями в Алматы

«Астана Опера» едет с гастролями в Алматы

Театр «Астана Опера» едет с гастролями в культурную столицу Казахстана – город Алматы. В альма-матер оперы и балета – Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая - столичная труппа представит насыщенную программу, включающую шедевры мирового искусства.

Начнется тур с выдающегося творения казахского музыкального искусства – национальной классической оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди. Спектакль покажут дважды – 10 и 11 февраля в 18.00. За дирижерским пультом будет стоять прославленный маэстро, заслуженный деятель Казахстана, главный дирижер «Астана Опера» Алан Бурибаев.

«Эти гастроли очень важны и ответственны для нас, в первую очередь, потому что мы выступаем перед казахстанцами – родными для нас зрителями. Большинство артистов нашей труппы предстанет на сцене перед своими учителями, которые дадут оценку их профессиональному росту. Для всех нас это очередной экзамен. В целом, труппе необходима гастрольная жизнь, обмен опытом, - отметил директор театра «Астана Опера» Галым Ахмедьяров. - Мы неслучайно выбрали для алматинских гастролей оперу «Абай», это произведение стало «визитной карточкой» нашего национального искусства. Исполнением этой оперы мы отдаем дань уважения старейшему казахстанскому театру оперы и балета имени Абая».

Оперный шедевр создан по мотивам либретто великого писателя Мухтара Ауэзова. В основе повествования – драматические события из жизни великого казахского поэта, просветителя и философа Абая Кунанбаева (1845-1904).

Главные партии готовится представить звездный состав ведущих солистов «Астана Опера». Заглавную партию исполнят заслуженные деятели Казахстана Сундет Байгожин и Жанат Шыбыкбаев, в роли Айдара – лауреат международных конкурсов Меир Байнеш и заслуженный деятель Казахстана Нурлан Бекмухамбетов, Ажар – заслуженная артистка Казахстана, оперная прима Майра Мухамедкызы и заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова. Карлыгаш – лауреат Премии Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Татьяна Вицинская. В этой роли дебютирует молодая перспективная певица, обладательница красивейшего меццо-сопрано, лауреат международных конкурсов Малика Минизини. Еще один дебют состоится у баритона Ержана Саипова, который готовит партию Кокпая. В первый день эту роль исполнит Талгат Галеев. Сырттан – народный артист Армении, солист театра «Астана Опера» Барсег Туманян и лауреат многих международных конкурсов Болат Есимханов.

Постановка создавалась выдающимися деятелями искусства Казахстана и Италии. Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель Казахстана, правнук композитора А. Жубанова – Алан Бурибаев. Режиссер-постановщик – известный итальянский режиссер Джанкарло дель Монако, режиссер-консультант – народный артист Казахстана, профессор Есмухан Обаев, главный хормейстер – заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов. Художественное оформление оперы выполнили знаменитый сценограф современности Эцио Фриджерио и художник по костюмам – обладательница премии «Оскар» Франка Скуарчапино, ассистент художника по костюмам Арасель Досмуратова. Хореографы-постановщики – заслуженные деятели Казахстана Турсынбек Нуркалиев и Галия Бурибаева.

Продолжит гастрольную программу 14 февраля в 19.00 балет выдающегося хореографа XX века Кеннета Макмиллана «Манон». Балетное полотно создано по мотивам романа аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». В репертуаре «Астана Опера» этот спектакль представлен сравнительно недавно: премьера состоялась 28 апреля 2017 года. На столичную сцену постановку перенесли хранители традиций труппы Королевского балета - балетмейстеры-постановщики – Карл Бёрнетт и Патрисия Руанн. Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев. Оркестровка и аранжировка – Мартин Йетс. Декорации и костюмы выполнены по эскизам Николаса Георгиадиса.

Важно отметить, что спектакль пополнил репертуар театра благодаря художественному руководителю балетной труппы народной артистке России Алтынай Асылмуратовой. Много раз она и сама танцевала заглавную партию Манон на легендарной лондонской сцене, работала над образом лично с Кеннетом Макмилланом. Команда постановщиков с большой радостью откликнулась на ее предложение перенести этот шедевр на казахстанскую сцену.

"«Собор Парижской Богоматери» М. Жарра труппа театра «Астана Опера» исполняла на сцене Мариинского театра (Россия) и на сцене Карло Феличе (Италия), однако балет «Манон» в рамках гастролей мы представим впервые. Сейчас это хореографическое полотно уже считают английской классикой. В спектакле всегда есть положительные герои, которым зритель сострадает, а есть отрицательные, но постановщик преподносит эту историю так, что мы относимся ко всем персонажам лояльно и где-то даже сопереживаем им", - рассказала Алтынай Асылмуратова.

К. Макмиллан симпатизирует своенравной Манон, привнося в балет свойственное ему понимание психологии и личные воспоминания о своем бедном детстве. Героиню Макмиллан описывал «не как девушку, которая боится быть бедной, но которая стыдится быть бедной. В те времена бедность была равносильна долгой, медленной смерти». Невероятная хореография Макмиллана создала яркие живые картины общества Парижа и Нового Орлеана. Но основной энергетический заряд несет страстное па-де-де Манон и де Грие – именно оно движет всю трагическую историю, превращая «Манон» в одну из самых невероятных драм Макмиллана.

Партию Манон исполнит заслуженный деятель Казахстана Мадина Басбаева, Де Грие – заслуженный деятель Казахстана Рустем Сейтбеков, Леско – обладатель Гран-при многих международных конкурсов Бахтияр Адамжан / лауреат международных конкурсов Арман Уразов, господин Г.М. – Жанибек Иманкулов, роль Любовницы Леско представит Анель Рустемова.

Завершит гастроли балетный спектакль «Собор Парижской Богоматери» Мориса Жарра, который пройдет 17 и 18 февраля в 18.00. Эта постановка пользуется огромной популярностью во всем мире, однако, увидеть ее можно не везде. Эксклюзивное право воссоздать спектакль казахстанскому театру предоставил Фонд «Балеты Ролана Пети» (Франция).

Художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратова имела счастье работать лично с удивительным человеком – Роланом Пети. Этот шедевр хореографического полотна пополнил репертуар театра благодаря Алтынай Абдуахимовне.

В балете 13 эпизодов и 4 персонажа. Красавица Эсмеральда и звонарь Собора – хромоногий горбун Квазимодо, по определению Ролана Пети, который написал либретто, – это люди, отвергнутые обществом из-за своей непохожести на других. У священника Фролло за внешней лицемерной благопристойностью и набожностью скрывается жестокая внутренняя борьба между бунтующей плотью и духом. Четвертый герой – красавец капитан Феб.

Роль кордебалета такая же важная, как и у главных персонажей, и он активно действует: толпа то изумляется уродству Квазимодо, то молится в церкви, то радуется спасению Эсмеральды, то требует ее казнить.

И, несмотря на то, что в балете 4 главных персонажа, образ горбатого звонаря – центральный в балете. Ролан Пети задумывал спектакль как историю о Квазимодо и сочинил эту партию для себя. Хореограф, выступив и первым исполнителем этой роли, не нуждался в уродующем костюме и гриме – он «танцевал» свой горб.

Балетмейстер - Ролан Пети, сценография Рене Аллио, костюмы Ива Сен-Лорана. Возобновление хореографии – Луиджи Бонино, ассистент – Джилиан Уитингам. Дирижер-постановщик – Арман Уразгалиев.

В роли прекрасной Эсмеральды выступят заслуженные деятели Казахстана Айгерим Бекетаева и Мадина Басбаева, партию Квазимодо готовят обладатель Гран-при многих международных конкурсов Бахтияр Адамжан и Заслуженный деятель Казахстана Рустем Сейтбеков, Фролло – лауреаты международных конкурсов Арман Уразов и Серик Накыспеков, Феб – лауреаты международных конкурсов Олжас Тарланов и Еркин Рахматуллаев.

1465 просмотров

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif