Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4545 просмотров

«Золушка»: сказочный подарок на новый год

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая в эти предновогодние дни сделал воистину царский подарок своим зрителям – впервые в Казахстане поклонники оперного искусства смогут насладиться одной из лучших опер Джоаккино Россини «Золушка»

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая в эти предновогодние дни сделал воистину царский подарок своим зрителям – впервые в Казахстане поклонники оперного искусства смогут насладиться одной из лучших опер Джоаккино Россини «Золушка». О постановке можно сказать очень много. А можно все впечатления выразить одним словом: великолепно!

Это тот самый случай, когда в одной точке сошлось несколько факторов. Во-первых, потрясающая легкая музыка Джоаккино Россини. Во-вторых, интересная интерпретация знакомой сказки. В-третьих, замечательное исполнение (а как вы понимаете, легкая для восприятия музыка чаще всего невероятно сложна в исполнении) и блестящая актерская игра. И, наконец, в четвертых, потрясающая сценография.

Ровно двести лет назад «Золушка» была написана Россини на волне успеха «Севильского цирюльника» в рекордно короткий срок — за 24 дня. Спешка была обоснована тем, что композитор хотел представить свою оперу к Рождеству 1817 года в театре Балле в Риме. Посему он воспользовался - как часто это делал - несколькими уже готовыми номерами из других своих опер. В частности, увертюру для «Золушки» позаимствовал из своей же оперы «Газета, или брак по контракту», которая к тому времени была уже популярна и исполнялась как самостоятельное произведение. Кроме того, взял некоторые материалы из «Севильского цирюльника». Часть речитативов и три арии были написаны Лукой Аголини. Впрочем, в 1818-1820 годах при издании партитуры Россини внес поправки (заменил одну из арий Аголини собственной и добавил дополнительно еще один номер).

Возможно, именно из-за этой спешки опера на премьере провалилась. Но второе исполнение прошло с огромным успехом, и в течение многих лет эта опера была одним из самых популярных произведений Россини после «Севильского цирюльника» и «Вильгельма Телля».

В алматинской постановке использована версия партитуры известного музыкального издательства Dover (первая партитура была написана композитором для старинных инструментов начала XIX века). По мнению дирижера Ерболата Ахмедьярова, музыка в этой редакции звучит актуально для нашего времени, но с приемами барокко. И это очень близко к тому, что написал Россини.

Немалую часть успеха «Золушки» можно объяснить либретто, написанным Якопо Ферретти, который вместе с самим Россини серьезно переиначил историю, рассказанную Матушкой Гусыней, а потом и Шарлем Перро. Вместо злой мачехи, Россини дал Золушке отчима – самодовольного старого дурака дона Маньифико, который, мечтает о еще большем богатстве и почете. И, конечно же, нежно любит двух своих глупых и сварливых дочерей, считая их невестами достойными любого короля. Фею-крестную заменил наставник принца философ Алидоро. Ну и, наконец, не будет никакого панического бегства с бала и, соответственно, потерянной туфельки. Вместо нее Золушка подарит принцу свой браслет, заметив, что если он ее найдет и, увидев то, как она живет, все еще захочет на ней жениться, то тогда и она даст свое согласие.

В общем, сюжет получился свежим, ярким и комичным. Что, разумеется, не могло оставить публику равнодушной.

Тем не менее, последние лет пятьдесят «Золушка» ставится достаточно редко. Трудно сказать, почему. Быть может, дело в сложнейшей партитуре оперы, с техническим уровнем которой может справиться не каждая труппа. Для ее постановки требуются певцы, способные петь в еще более быстрых темпах и еще точнее, чем в «Севильском цирюльнике». А таких найдется не много.

Однако оперный режиссер Ляйлим Имангазина традиционно решила рискнуть (мы все помним, как она два года назад посадила тореадора Эскамильо на мотоцикл, вывела танцовщицу Кармен на подиум, а из солдата Хосе сделала «секьюрити»): «Мы хотим преподнести новогодний подарок нашему зрителю. А заодно - возможность раскрыться нашим молодым исполнителям. Два-три года назад у нас обновился исполнительский состав, пришло новое поколение певцов. Мы готовили этих исполнителей на маленьких и средних партиях, и они успели заслужить внимание публики. Я рада, что именно в нашем театре у них есть возможность роста на интересных больших партиях».

И вот на сцену вышли Оксана Давыденко, Елена Никонова, Дамир Садуахасов, Артур Габдиев, Андрей Трегубенко, Олег Татамиров, Зарина Алтынбаева, Болат Жомартов и другие молодые солисты оперной труппы театра. И надо сказать, что со своими партиями ребята справились просто великолепно. Продолжительные овации и крики «Браво!» были более чем заслуженными.

И, разумеется, сказки – именно такой волшебной – не получилось бы без Вячеслава Окунева. «В нашем спектакле используются самые современные технологии. Мы обратились к мультимедийной выразительности. У нас всего три картины, а нам хотелось, чтобы видеоряд соответствовал эмоциональному состоянию оперы», - отметил художник.

Мы уже привыкли к тому, что многие спектакли ГАТОБ им. Абая заиграли новыми красками именно благодаря его сценографии с использованием самых современных технологий (вспомните великолепные декорации «Щелкунчика», «Бахчисарайчкого фонтана», «Риголетто» и многих других). Однако на этот раз художник просто превзошел сам себя. Во время спектакля зрителя ждет несколько смешных, красивых и трогательных сюрпризов. В целом же то, что творится на сцене – это самое настоящее волшебство.

К слову, даже весьма продолжительное время спектакля не стало проблемой – смотрится он на одном дыхании. А в конце очень хочется сказать: «Маловато! Дайте еще!». Как, впрочем, не смутило и исполнение на итальянском языке. Во-первых, перевод можно традиционно прочитать на дисплеях на русском и казахском языках. Но это если вы не знаете либретто. Если же вы уже освежили его в памяти, то перевод и не понадобиться. Артисты настолько выразительны, что эмоции их героев понятны и безо всякого перевода.

Премьерные спектакли «Золушки» прошли 9 и 10 декабря при полном аншлаге (билеты на них были выкуплены еще в ноябре). Сразу после премьеры артисты театра отправятся в гастрольное турне по городам Италии. Тур начнется в Риме гала-концерте мастеров искусств Казахстана. Затем в городах Фермо и Ези искушенная итальянская публика увидит балет Петра Чайковского «Лебединое озеро» и оперу Жоржа Бизе «Искатели жемчуга».

Впрочем, ближе к новому году – 28 декабря - «Золушка» вернется на сцену. Правда, билеты на этот спектакль уже тоже давным-давно распроданы. Но если очень хочется побывать в сказке, получить удовольствие от bel canto солистов театра и просто как минимум на несколько дней зарядиться отличным настроением, то можно еще успеть купить билеты на январские спектакли.

Я же еще раз хочу искренне поблагодарить Ляйлим Имангазину, Вячеслава Окунева и артистов ГАТОБ им. Абая за подаренную сказку и праздничное настроение. Bravissimo!


912 просмотров

«Темный Феникс» спалил «Людей Икс»

«Жирная клякса», «выгорание франшизы», «эвтаназия» - так назвали критики финал «Людей Икс»

Фото: bestofcomicbooks.com

Франшиза о людях-мутантах, стартовавшая в 2000 году с «Людей Икс» Брайана Сингера подошла к своему логическому завершению. Поставил  точку этой истории сценарист и продюсер Саймон Кинберг, для которого картина стала режиссерским дебютом. Однако дебют вышел не совсем удачным…

Несмотря на то, что киносерия занимает восьмое место в списке самых прибыльных серий фильмов с общими сборами более $5,7 млрд, «Люди Икс» - это пожалуй одна из самых неровных супергеройских франшиз. Грубо говоря, каждая новая серия  - это кот в мешке. С вероятностью 50:50 она может оказаться как успешной, так и провальной. И предсказать какой она будет совершенно невозможно. За исключением, разве что, «Дэдпула», который к «Людям Икс» имеет весьма опосредованное отношение – действие картины развивается в той же киновселенной. Кстати обе части  похождений Уэйда Уилсона  стали самыми кассовыми частями франшизы (каждая из частей собрала в прокате чуть более $785 млн).  Еще одним рекордсменом (более чем заслужено) стали «Дни минувшего будущего» Брайана Сингера, собравшие $747 млн.

Посему неудивительно, что каждая новая картина серии не возглавляет список самых ожидаемых фильмов года. Однако, от «Темного Феникса» все же ожидали чего-то большего, ведь это все же финал. Да, мутантов ожидает новая жизнь  - в  декабре 2017 года The Walt Disne Company  заключила сделку по приобретению 21st Century Fox, включая права на фильмы по Людям-Икс. Генеральный директор Disney Боб Айгер заявил, что студия намерена перезагрузить Людей Икс, Росомаху и Фантастическую Четверку и интегрировать их в Кинематографическую вселенную Marvel. Но завершения этой истории хотелось яркого и запоминающегося. К тому же к этому были все предпосылки. Однако по дружному признанию критиков история Джин Грей и разрушительной космической  силы – «скучное, лишенное искры кино», «Саймон Кинберг не справился с материалом», а «большинству актеров откровенно плевать на происходящее вокруг».  

И причин здесь несколько.

Во-первых, это сам Саймон Кинберг. Он был сценаристом и продюсером многих серий «Людей Икс», но сам до этого кино не снимал. И это оказалось заметно. Вместо эпичного финала в нуарных тонах (были намеки, были) мы получили поверхностный невыразительный блокбастер. Без четкой идеи (персонажи сами время от времени путаются в мотивах своих поступков) и внятных антагонистов. Да и экшена оказалось маловато. А ведь как развернуться можно было – тут вам и конфликт мутантов с людьми, и мутантов с мутантами, и, наконец, мутантов с инопланетной рассой, которая сказала, что «эта земля будет нашей». Но нет. Все батальные сцены получились короткими и маловразумительными.

К слову и сценарий в этот раз значительно провис (видимо, господин Кинберг просто не смог усидеть на двух стульях). И я сейчас даже не говорю о вторичности сюжетных линий и примитивных диалогах. Основная проблема в том, что у «Темного Феникса» нет четкой связи с предыдущими сериями. Фильм не пытается собрать все «сюжетные хвосты». Такое ощущение, что вместо четкой точки создатели решили поставить невнятное многоточие. Это было бы понятно, если бы франшизу планировалось продолжить, но не в качестве завершшающего аккорда.

Причем не спасает ситуацию даже великолепный кастинг. Софи Тернер почти справилась с ролью Джин Грей. Ровно до того момента, как не стала самым сильным существом в мире.  До образа хладнокровного божества (а Темный Феникс между делом новые галактики творить может) она не дотянула.  Джессика Честейн оказалась настолько невыразительна (да, ее тяжелый взгляд должен был показать внеземную холодность и невозмутимость, но…), что глядя на нее становится просто скучно. Джеймс МакЭвой из мудрого учителя Ксавьера вдруг превратился в мелочного неврастеника, который не хочет признавать своих ошибок и до последнего старается так сказать «замести следы».  Майкл Фассбендер… Это снова Майкл Фассбендер в роли Магнето.

Справедливости ради все же отмечу, что «Темный Феникс» не самая плохая часть франшизы. И Джеймс МакЭвой и Майкл Фассбендер все же хороши. Кроме того в фильме есть несколько сцен, которые однозначно стоят того, чтобы их посмотреть на большом экране. Но и не более того. Остается надеяться, что если Marvel возьмется за возрождение франшизы, это будет качественно и продуманно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций