Ирина Чернова: «Опера — элитарный жанр. И это останется неизменным»

Опубликовано (обновлено )
Директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова рассказала «Къ» о современной опере и казахстанских голосах

Культурная столица Казахстана Алматы принимала у себя в гостях авторский проект Культурного Центра Елены Образцовой ( Санкт-Петербург) «Посвящение Елене Образцовой». Помимо гала-концерта, во время которого на сцену вышли друзья, ученики лауреаты и дипломанты конкурса певицы, зрители смогли увидеть фотовыставку «Образцовая жизнь» и короткометражный фильм о Елене Образцовой. Об этом удивительном проекте, современной опере и казахстанских голосах мы поговорили с директором Культурного центра Елены Образцовой Ириной Черновой.

Ирина, скажите, как появилась идея этого проекта?

— Прошло уже два года с тех пор, как с нами нет Елены Васильевны. Она великая русская певица, которую любили и почитали многие люди из разных городов и стран, включая Казахстан. К слову, в 2013 году именно она открывала театр «Астана Опера» вместе со своими молодыми коллегами. А ведь Елена Васильевна была не только певицей, но и общественным деятелем и преподавателем, а так же замечательной подругой, красивой женщиной.

И у меня возникла мысль, что ее творчество настолько многогранно — у нее было подготовлено более 80 камерных программ и более 30 главных ролей в операх, что его нельзя предавать забвению. Так в ноябре 2016 года родился этот проект. И надо сказать, складывался он очень долго и тяжело. Тем не менее «Посвящение Елене Образцовой» увидело свет.

Были желающие помочь с организацией?

— На эту идею сразу же откликнулись друзья Елены Васильевны. Попечитель Культурного центра Елены Образцовой Валентин Айбек и Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы. Фонд подготовил выставку «Образцовая жизнь». Здесь, конечно, далеко не все фотографии Елены Образцовой — когда Елена Васильевна собирала свой фотографический архив, выяснилось, что он весит около 800 кг. Здесь же всего лишь маленькая крупиночка того, чем она жила, начиная с первых лет жизни, заканчивая самыми яркими ролями и педагогической деятельностью. Выставка нужна, чтобы зритель через фотографии мог познакомиться и почувствовать ауру и харизму певицы. Фильм – концерт «Елена Образцова. Жизнь на сцене» подготовил киновед и искусствовед Виктор Бочаров, который много снимал Елену Васильевну, начиная с 1996 года, а с 2001 по 2013 год возглавлял культурный центр. В нем мы хотели показать силу ее таланта и харизмы. Когда Елена Образцова начинала петь, у каждого зрителя появлялось ощущение окрыленности, и люди, до этого не увлекавшиеся оперой и классической музыкой, становились ее преданными поклонниками.

Гала-концерт подготовили ее коллеги и друзья, дипломанты конкурсов. В первую очередь это наша — вернее, ваша, но я говорю наша, потому что в музыке нет границ — молодая надежда Мадина Оразбай. Эта девочка делает первые шаги на оперный олимп, но мы очень надеемся, что она будет демонстрировать честь и славу своей страны не только в Казахстане, но и в России. На сцену вышла профессор Алматинской государственной консерватории Гульнар Нургалиева и ее бывшая ученица, лауреат нашего конкурса Айгуль Шамшитденова, которая уже сейчас успешно выступает на европейских сценах. Порадовал своим вокалом Айдос Жабагин. С ним я познакомилась на конкурсе молодых оперных певцов, и он мне очень понравился. Оксана Давыденко — Дипломант XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Диплом ей вручала сама Елена Васильевна. И конечно же коллега Елены Васильевны солистка Большого театра и профессор московской консерватории Лариса Рудакова.

Я знаю, что этот концерт-посвящение уже видели во многих российских городах. Теперь вы приехали в Алматы. Какие планы дальше?

— Да. Проект начал свою историю с городов России. Это Челябинк, Улан-Удэ, Петрозаводск, Тула, и вот мы, наконец приехали в красивый город Алматы, благодаря нашей главной помощнице Анархан Оразбай, которая здесь взяла на себя много организационных вопросов.

Из Алматы мы поедем в Салехард, завершит этот год проект в Таллине на рождественские праздники. А весной 2018 года нас ждут в Лондоне.

К слову, насколько я знаю, основными проектами Культурного центра Елены Образцовой можно назвать, прежде всего, вокальные конкурсы. В них участвуют казахстанские вокалисты?

— Да. К нам приезжали Малик Азамат, Мадина Оразбау, Айгуль Шамшитденова, Айдос Жабагин. У нас очень много ребят из Казахстана. У них удивительно яркие голоса. Как будто согретые солнцем степей. Вообще монголы, казахи, буряты обладают невероятно яркими и красивыми голосами. В последнее время они обгоняют российских певцов. Это очень яркие конкуренты, на которых российским исполнителям надо обратить серьезное внимание.

Но, к сожалению, не все из них готовы связать свою судьбу с классикой.

— И напрасно. Я считаю, что за классической музыкой большое будущее. Ведь именно оперное пение дает человеку силы и ощущение полного дыхания. После того, как проживешь с исполнителем жизнь его героя, из зала выходишь, забыв свои маленькие трудности. Обратите внимание, на многих больших корпоративных мероприятиях сейчас звучит классическая музыка. Да и многие эстрадные исполнители все чаще обращаются к классике. «Би2» и Валерия выступают с симфоническим оркестром, Игорь Крутой пишет песни для Хворостовского и Нетребко…

Но среди молодежи опера не самое популярное нынче искусство. Кстати, как Вы относитесь к осовремененным оперным постановкам?

— Многие оперные режиссеры для того, чтобы привлечь публику, привлечь молодежь, переносят действие оперы в наше время. Особенно я это в Москве наблюдаю. Такие постановки, конечно же, имеют право на существование. Но при этом классику из репертуара убирать нельзя. Классические спектакли надо сохранять. Ведь если музыка написана в стиле барокко, хай-тек не всегда уместен. Опера — элитарный жанр. И это останется неизменным.

Но как же тогда привлечь молодых зрителей?

— Это задача прежде всего родителей. Ни учителей, ни учебных заведений. Все закладывается в семье. Кроме того, знакомство с оперой нельзя начинать, к примеру, с «Евгения Онегина» Чайковского, который является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, и неподготовленному зрителю, а тем более, если это совсем молодые люди, воспринимать его сложно. Знакомство с оперой лучше начинать с барочной музыки, может быть балетных спектаклей – добрых сказок, таких как «Щелкунчик», «Спящая красавица», есть уже детские оперы» — «История Кая и Герда», « Маленький принц». И потом многое зависит от вокалиста. Если у него есть артистизм, свое я, которое он донесет до зрителя, даже человек ничего не понимающий в музыке, откликнется. Елене Образцовой это в полной мере удавалось.

Справка:

Елена Образцова — одна из величайших оперных певиц ХХ века, внесших огромный вклад в историю российского и мирового оперного искусства. На лучших оперных сценах Европы и Америки — Большой и Мариинский театры, Лисео и Ла Скала, Гранд-опера и Ковент-Гарден, Метрополитен-опера и Опера Сан-Франциско — она исполнила весь ведущий репертуар меццо-сопрано. Созданные ею образы Кармен, Любаши, Сантуццы, Эболи и многие другие навсегда останутся в сокровищнице мирового оперного искусства.

Читайте также