Цифровой арт-менеджмент: pro et contra

Опубликовано
Алматинские арт-менеджеры обсудили вопросы влияния цифровых технологий на искусство

Цифровые технологии с каждым днем играют все большую роль в современном мире. Будь то экономика, здравоохранение, наука или творческий процесс. Алматинские арт-менеджеры обсудили вопросы влияния цифровых технологий на искусство.

Обсуждение прошло в рамках семинара-тренинга для практикующих арт-менеджеров, проведенного доктором экономических наук Лидией Варбановой на VIII Vеждународном фестивале творческой молодежи ЖасStar-2017.

Впервые ключевая для развития культуры тема арт-менеджмента была поднята на предыдущем, VII фестивале ЖасStar. Управление — важное направление работы культурных учреждений, творческих проектов, оно делает их деятельность эффективной и конкурентоспособной, влияет на качество межкультурного обмена.

Поэтому в 2017 году центр творческих инициатив Cultural Dialogue и «Фонд Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы» организовали лекцию для студентов «Цифровые технологии для арт-проектов» и семинар-тренинг для практикующих арт-менеджеров «Цифровое искусство. Цифровой маркетинг».

Лидия Варбанова — опытный специалист из Канады, международный консультант и тренер по стратегическому управлению в культурных и творческих индустриях.

Тема обучающих встреч была выбрана организаторами не случайно. По оценкам западных экспертов, в ближайшем будущем сотрудничество цифровых технологий и креативного и культурного потенциала станет источником новых рабочих мест, новых рынков и конкурентоспособности стран. Уже сегодня культурная и креативная индустрия является третьим по величине работодателем в Евросоюзе и обеспечивает работой больше молодежи, чем иной сектор экономики.

В настоящее время цифровая революция трансформирует культуру, как и другие аспекты нашей жизни. Благодаря цифровым технологиям вырос уровень культурной и креативной активности, появились новые формы взаимодействия с аудиторией, изменились процессы производства и распространения творческих продуктов. В Великобритании, стране-лидере мировой культурной индустрии, доход от креативного сектора экономики вырос на 22 млрд евро с 2003 по 2013 год, и этот рост напрямую связан с цифровыми технологиями. 51% организаций в этой стране, занимающихся культурой и искусством, отмечают, что цифровые технологии имеют важное или существенное значение для их бизнес-моделей — они используют интернет для повышения стоимости творческого продукта и создания дохода, который вырос на 17% по сравнению с 2013 годом. Также культурные и творческие учреждения получают доход посредством онлайн-деятельности через пожертвования и краудфандинг. А такие виды искусства, как кино и телевидение, издательское дело, благодаря цифровым медиа стали первопроходцами получения доходов через монетизацию своих продуктов в интернете.

Да, человечество не стоит на месте. И прогресс не может обойти стороной ни одну из сфер нашей жизни. Однако, говоря об «оцифровке» искусства, необходимо учитывать множество подводных камней.

«Как менеджер джазового фестиваля, я «за». Как музыкант я понимаю, что присутствие непосредственно в зале не идет ни в какое сравнение с цифровым форматом мероприятия. Потому что когда ты сидишь в зале, эмоциональное восприятие намного сильнее, чем когда ты смотришь ту же программу на экране. Я за цифровые технологии в плане продвижения и рекламных технологий, но в то же время я против оцифровки самого искусства — уходя в цифровое пространство, оно теряет душу. Я думаю, театралы меня здесь поймут. Сравнить эмоции в зрительном зале и эмоции при просмотре того же спектакля на экране просто невозможно», — считает одна из участниц тренинга Карлыгаш Макатова.

«Время диктует свои правила. А зритель в конечном итоге сам выберет, что ему нравится», — заявил другой участник семинара.

Администратор ГАТОБ им. Абая Екатерина Ченцова считает цифровые технологии скорее благом: «Конечно, цифровые технологии стремительно развиваются. Хотелось бы, чтобы их было больше в плане модернизации самих спектаклей на сцене. Это европейский зритель более аскетичен. Наш же зритель требователен и к качеству исполнения, и к зрелищности спектакля. Он хочет видеть красоту. Он хочет удивляться. Поэтому необходимо, чтобы у театров была возможность пользоваться последними технологическими достижениями. Впрочем, это скорее вопрос финансирования. Кроме того, цифровые технологии позволяют зрителям распланировать свои поездки и из любой точки мира заранее через интернет приобрести билеты на спектакли в любой театр. Цифровые технологии также очень помогают нам расширить свое информационное поле. Конечно, спектакли и музыка в цифровом воспроизведении теряют свое качество. Качество звучания. Но ведь «живое» исполнение никуда не исчезает».

По словам директора фонда Cultural Dialogue Жанны Мамбетовой, digital-технологии открывают театрам, галереям, музеям, библиотекам, фестивалям новые интересные возможности в самых различных аспектах — в финансировании, продажах, поиске аудиторий.

Впрочем, вспоминая о подводных камнях цифрового арт-менеджмента, нельзя не сказать о том, что цифровое искусство нуждается в хорошей законодательной базе. В частности, в области авторских прав. Правда, по словам Лидии Варбановой, пока в этой сфере очень сложно что-то предпринять: «На данный момент это невозможно регулировать. И не только в Казахстане. Пиратство существует во всем мире. Защита авторских прав и интеллектуальной собственности включает в себя патенты, торговые марки и так далее. Все это делает пиратство нелегальным, но не может его предотвратить. Даже в США, где авторское право рассматривается очень серьезно. Я занимаюсь многими проектами в области искусства и вижу, что такие проблемы есть по всему миру. Особенно, когда речь заходит о цифровых технологиях. А вот решения на данный момент нет. Авторское право имеет четкие региональные рамки. Если я зарегистрировала свою интеллектуальную собственность в США и Канаде, это не значит, что это действительно во всем мире. Единственный способ борьбы с пиратством я вижу в том, что авторы, к примеру, писатели или музыканты, должны выставлять свои произведения на таких ресурсах, которые предоставляют ограниченный доступ к твоему контенту. То есть только тем, кто его оплатил, технически делая невозможным копирование или перенос контента на другой компьютер».

Несмотря на все подводные камни, все «за» и «против», цифровые технологии уже пришли в наш мир. И в мир искусства тоже. Глобальные инновационные процессы, происходящие в мировой культуре, в большей или меньшей степени оказывают влияние на развитие независимых творческих проектов и в Казахстане. Сейчас любая стратегия, реализуемая арт-менеджерами казахстанских культурных учреждений, должна включать как оффлайн-, так и онлайн-каналы.

Организованные двумя фондами обучающие встречи позволили участникам получить самый передовой опыт в этой области, что способно положительно повлиять на развитие культуры и искусства РК.

Читайте также