«То ли люди, то ли куклы»

Опубликовано
В 1982 году «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта раздвинул границы научной фантастики и, по сути, положил начало киберпанку с флером нуара. И откровенно говоря, фильм совершенно не нуждался в продолжении

В 1982 году «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта раздвинул границы научной фантастики и, по сути, положил начало киберпанку с флером нуара. И откровенно говоря, фильм совершенно не нуждался в продолжении. В нем было сказано все, лишь бы было желание осмыслить и понять. Однако спустя 35 лет на экраны вышел сиквел – «Бегущий по лезвию 2049» за режиссурой канадца Дени Вильнева.

Надо сказать, что на ранних стадиях проекта предполагалось, что режиссерское кресло все же займет Ридли Скотт. Однако незадолго до начала съемок, Скотт объявил, что режиссурой заниматься не станет, а останется в проекте только в должности продюсера. О причинах такого решения ничего сказано не было. И на съемочную площадку пригласили Дени Вильнева, для которого этот проект стал серьезным вызовом (еще бы: в данном случае речь не шла о том, чтобы снять лучше, тут бы приблизиться к первоначальному уровню).

Дело в том, что культовость, собственно, «Бегущего» основывалась на том, что фильм открывал огромное, просто космических масштабов, поле для размышлений. Самая известная загадка: был ли сам Декарт репликантом? О его истинной сущности в свое время спорили исполнитель роли Декарда Харрисон Форд и Ридли Скотт (!). Сама же загадка тогда так и осталась без ответа. Впрочем, если вспомнить практически однофамильца главного героя известного философа Рене Декарта, то он как-то сказал: «Я мыслю, следовательно существую». Возможно, разгадка как раз в этом?

Однако давайте вернемся к Дени Вильневу. Следует признать, что он выдержал трудное испытание более чем достойно. Впрочем, если вспомнить его потрясающе философское «Прибытие», в этом нет ничего удивительного.

Итак, в мире «далекого» (на самом деле действие картины-оригинала разворачивалось всего лишь в 2019 году, а продолжения в не таком уж теперь и далеком 2049…) будущего прошло 30 лет. За эти годы человечество окончательно «добило» планету: солнце навсегда закрыто тучами, ливни стали постоянным явлением, природа уничтожена, еда исключительно генетически модифицированная. Зато репликанты перешли на новый уровень развития. Их новому поколению люди доверяют настолько, что некоторые из них служат в полиции и истребляют беглых биороботов предыдущих поколений.

Однажды полицейский из новых репликантов Кей (Райан Гослинг) находит некую информацию, которая может значительно изменить существующий баланс сил. Причем, расследование с каждым шагом приносит больше вопросов, чем ответов и Кей решает найти бывшего офицера специального подразделения полиции Лос-Анджелеса Рика Декарда (Харрисон Форд), который бесследно исчез 30 лет назад.

Если вы ждете сумасшедшего экшена, то вам явно не сюда: почти три часа экранного времени вас ждет неторопливое (в какой-то степени слишком медленное по нынешним временам) повествование – Вильнев бережно сохранил тональность и стилистику приквела, сняв по большому счету не блокбастер (хотя при бюджете в $185 млн многие ожидали именно этого), а скорее фантастический артхаус для эстетов.

Также не стоит ждать и продолжения приключений Рика Декарда (герой Харрисона Форда появится лишь в заключительной части ленты). Эта история не про него. В центре повествования новый герой. И надо сказать, что Кей в исполнении Райана Гослинга получился необыкновенно трогательным – эдаким взрослым ребенком с ранимой душой, настаивающим на том, что у репликантов этой самой души нет.

Но вот основной конфликт остался прежним — игра человека в Бога. Только если в первой части репликанты были бессловесными тварями, просто пытающимися выжить, то здесь они осознали себя и задались вопросами о смысле своего существования, а также размышлениями о своем месте в этом мире. К слову, местами невольно вспоминался Дэвид из вышедшей в этом году картины Скотта «Чужой: Завет».

И стоит ли говорить, что фильм просто нереально, фантастически красив? Пожалуй, если вас не впечатлят история, диалоги и темпоритм повествования, то уж визуальный ряд не оставит равнодушным однозначно. Мрачные закоулки Лос-Анджелеса, свалки мусора, пустыни – это все пропитано мрачной эстетикой. Картинка просто завораживает, погружая в мир будущего. И уже ради нее фильм смотреть стоит, ибо такое визуальное пиршество на долю современного зрителя перепадает, к сожалению, не часто.

Пожалуй, единственный недостаток фильма в том, что Дени Вильнев сильно лукавил, когда говорил в своих интервью, что знание оригинала не очень важно для понимания сиквела. На самом деле на нем, что неудивительно, завязано очень многое и неподготовленный зритель рискует упустить все самое главное. Впрочем, этот недостаток легко решаем: перед походом в кино достаточно просто посмотреть «Бегущего» Ридли Скотта. Поверьте, у этого фильма нет срока годности…

Читайте также