nedvijimost-v-krizis.png

6044 просмотра

Социальная драма в стиле 90-х

Дебютная работа Кажымукана Калимбетова «Крылья, подаренные матерью» – фильм неоднозначный, но определенно заслуживающий внимания. Его нельзя назвать «развлекательным» кино, но и отнести к «авторскому» не получится тоже…

Социальная драма в стиле 90-х

Социальная драма в стиле 90-х

Дебютная работа Кажымукана Калимбетова «Крылья, подаренные матерью» – фильм неоднозначный, но определенно заслуживающий внимания. Его нельзя назвать «развлекательным» кино, но и отнести к «авторскому» не получится тоже…

История эта разворачивается в конце прошлого века – 1999 году. Ее герои – обычная семья. Мама и два сына. Старший из которых Дамир (Нышанбек Жубанаев) уехал в поисках лучшей доли в город, а младший Амир (Сануржан Сулейменов) учится в сельской школе. Пишет стихи, поддерживает мать, дружит с одноклассницей и как любой подросток тех лет мечтает о «фирменных» кроссовках. А поскольку мальчик он правильный, то, конечно же, денег просит не у мамы или брата, а зарабатывает сам, разгружая после школы вагоны.

Такая вот идиллия...

Но в один далеко не прекрасный день Амир узнает, что его мать больна раком. И нужна операция. Срочно. И, как объясняет врач, делают эти операции бесплатно, но ждать очереди придется долго. А времени-то как раз и нет. А значит придется искать деньги $5-6 тыс. – сумма по тем временам серьезная… Разумеется, за помощью Амир обращается к старшему брату. Но у брата есть проблема – наркозависимость. А денег – нет. И единственная возможность их достать – получить награду на поэтическом конкурсе в Астане.

Первое, что приходит в голову после просмотра – фраза из «Чародеев»: «Что-то у них тут недоработано!». С одной стороны, «Крылья» - картина, безусловно, эмоциональная. Пронизанная стихами. Причем, хорошими. Она про мечту, про поиск себя, про любовь и семейные ценности. С достойным сценарием (да, простеньким, но эта простота и цепляет за живое). Да и исполнение, в общем-то, неплохое. Но…

Прежде всего, хотелось бы более определенного финала: у этой неплохой, в целом, истории его нет. Нет катарсиса. Развития героев тоже нет. Когда мы видим Алима спустя время уже в институте в Алматы, мы видим, что у него все хорошо. О прошлом напоминает лишь вскользь брошенная фраза, что брат проходит курс реабилитации. И все! И никаких эмоций.

Причем, это относится не к игре Сануржана Сулейменова. На протяжении всей картины он был весьма убедителен. Просто его герой слишком уж идеален. Тихий, послушный, мечтательный мальчик, желающий всем исключительно добра. И никакого тебе подросткового периода, юношеского максимализма и прочих прелестей взросления. Никакого конфликта – ни внешнего, ни внутреннего. Никакого, еще раз повторюсь, развития героя – к финальным титрам он приходит ничуть не изменившись. Но тогда к чему это все было?

В этом плане гораздо интереснее выглядит герой Нышанбека Жубанаева. Да, его Дамир – персонаж отрицательный. «Мне всегда предлагают роли, которые я ненавижу, но ввиду своей профессии мне приходится полюбить своего персонажа таким, каким он есть. Будь то убийца, бандит или наркоман», - сказал актер по этому поводу.

Тем не менее Дамира сложно назвать плохим. Он не подонок и не подлец. Он человек, который хочет славы, красивой жизни и денег. И наркотики в его жизни появились именно отсюда. А так – он любит маму и брата и искренне хочет помочь, но… В общем, он живой. Его персонаж неоднозначен и динамичен. Он глубже. Но ему уделяется не слишком много экранного времени. Что очень жаль.

Кроме того, немного не хватило эмоций между матерью и детьми. Причем, все вроде бы правильно и сыграно неплохо, но это как поддельные елочные игрушки: «выглядят как настоящие, а радости от них никакой».

С другой стороны в фильме есть много по-настоящему трогательных моментов. От которых на глаза наворачиваются слезы. И когда вслед за финальными титрами в зале зажигается свет, сожаления о зря потраченном времени нет. Потому что не зря оно, это время, потрачено.

На вопрос, почему была выбрана именно такая тема, генеральный продюсер фильма Дастан Сеитов ответил, что ему хотелось «показать жизнь обычных людей, поэтому я выбрал жанр социального кино. Могу сказать, что этот фильм я писал с душой».

И душа у этого фильма определенно есть. В отличие от бюджета, который составил всего 15 млн тенге. Разумеется, при таком раскладе на первое место выходит именно актерская игра, и она определенно порадовала. К слову, возможно, драматичности актерской игре придавали суровые условия, в которых приходилось сниматься. Говоря о сложностях процесса, они в один голос твердят, что было холодно. «Было очень холодно, постоянно хотелось спать, так как мы снимали ночью», - рассказал Еркен Губашев, исполнивший роль учителя Алима.

Да и локации - съемки проходили в поселке Щебер Алматинской области и в Алматы - были подобраны так, что съемочной группе удалось воссоздать атмосферу 90-х.

Ну и, конечно же, один из плюсов «Крыльев» - стихи, которые красивым глубоким голосом читает Сануржан Сулейменов. Кстати, оказывается стихи в его жизни были всегда: «В детстве мама учила меня читать стихи и пересказывать сказки с выразительностью. Мне это удавалось с легкостью, я стал участвовать в детских постановках», - поделился актер.

Что касается шероховатостей сюжета, то не стоит забывать, что «Крылья» - режиссерский дебют («Это мой первый фильм, он дался мне нелегко. Я снимал не фильм, я снимал сцены, потому что это как кирпичи, благодаря которым можно построить ровный и красивый дом. Как актер, я больше уделял внимание актерской игре. Надеюсь, фильм оценят по достоинству, и он найдет своего зрителя», - рассказал после показа режиссер Кажымукан Калимбетов). И дебют вполне удачный.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif