«Оно»!

Опубликовано
Романам Стивена Кинга в последнее время не очень везет с экранизацией, что вызывает немалое огорчение у их поклонников. Однако очередная экранизация предсказуемо привлекла много внимания. И на этот раз это действительно оно - лейтмотивом отзывов на картину Андреса Мускетти стало слово «страшный»

Романам Стивена Кинга в последнее время не очень везет с экранизацией, что вызывает немалое огорчение у их поклонников. Однако очередная экранизация предсказуемо привлекла много внимания. И на этот раз это действительно оно — лейтмотивом отзывов на картину Андреса Мускетти стало слово «страшный».

Откровенно говоря, после не слишком удачной экранизации «Темной башни» на премьеру следующего фильма по роману Стивена Кинга я шла с некоторыми опасениями. Несмотря на то, что трейлер обещал, что кино будет стоящим (но мы-то знаем, что хороший трейлер далеко не всегда предвестник столь же хорошей картины). Кроме того, за экранизацию одного из известнейших и по-настоящему жутких романов мастера ужасов (а это априори дело неблагодарное, ибо фильм неизбежно разберут «по косточкам») взялся по сути никому неизвестный аргентинец Андреас Мускетти – до сих пор на его режисерском счету были только пара короткометражек и фильм ужасов канадско-испанского производства «Мама».

Однако вопреки всем опасениям это оказалось именно оно – стопроцентное попадание. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что «Оно» Андреса Мускетти соответствует не только букве, но и духу «Оно» Стивена Кинга. Более того фильм просто пропитан некоей мрачной эстетикой. Да-да! Некоторые кадры просто завораживающе красивы. Несмотря на жуткое, в общем-то, содержание.

Я думаю, что детально пересказывать сюжет будет лишним. Достаточно того, что в заштатном американском городишке Дерри появилось нечто. Раз в 27 лет оно — древнее и могущественное зло, которое воплощает худшие кошмары своих жертв и обитает в водостоках под городом — просыпается и собирает кровавую жатву – в городе начинают бесследно исчезать дети. На этот раз под ударом оказывается компания местных неудачников (местные ботаны, вся школьная жизнь которых – непрекращающиеся насмешки).

Кстати, любимый многими трехчасовой сериал по роману вышел на экраны в 1990 году, изрядно подмочив репутацию веселым труженникам цирка (о клоурофобии, иначе говоря, страхе перед клоунами — это реальное психическое заболевание – тогда многие знали непонаслышке). Этот ремейк увидел свет 27 лет спустя, в 2017 году (клоунам вновь не повезло).

Вообще, надо сказать, что у фильма достаточно непростая судьба. Предсъемочный период занял 7 лет. За это время практически полностью сменился и актерский состав. В частности, на роль Беверли рассматривалась Хлоя Грейс Морец, однако тот затянулся настолько, что к моменту подбора актёров ей уже исполнилось 19 лет. Было решено, что для роли Беверли она больше не подходит по возрасту, и Беверли сыграла София Лилис.

Изначально предполагалось, что режиссером станет Кэри Фукунага, однако он покинул проект из-за несогласия с бюджетными ограничениями и творческих разногласий. Сюжет, с которым собирался работать Кэри Фукунага, содержал такие откровенные сцены с участием детей, что родители нескольких юных актеров отозвали разрешение им сниматься. Руководство студии попросило режиссера переписать сценарий, на что он ответил категорическим отказом.

Так на режиссерском кресле оказался Андрес Мускетти, который переписал сценарий, добавив к нему наиболее известные эпизоды из романа Стивена Кинга. Кроме того, к работе над сценарием приложил руку и Гари Доберман (сценарист обеих частей «Проклятия Анабель»).

Итогом этой работы стал блестящий фильм ужасов с серьезной заявкой на культовость. В полном соответствии всем канонам жанра он захватывает с первых кадров и не отпускает до самых финальных титров, которые мрачно сообщают, что это была только первая часть. Впрочем, поклонники Кинга и, собственно, жанра по этому поводу лишь радостно потирают ручки в предвкушении…

Дело в том, что, как и все лучшие фильмы (вот чувствуется тут школа Джеймса Вана и его «Астралов» с «Заклятиями»), «Оно» синьора Мускетти работает сразу на нескольких уровнях. Помимо серии «бу-эффектов», которые, к слову, не повторяются, создателям картины удалось выдержать эту постоянно нагнетаемую атмосферу. На протяжении двух часов (да, на хронометраж, в отличие от бюджета решили не скупиться) ты каждую минуту ждешь, что произойдет что-то страшное. И стоит только немного расслабиться – герои иногда изволят шутить, причем весьма остроумно – тебя тут же недрогнувшей рукой возвращают в атмосферу ужаса.

А еще Мускетти удалось передать эту невыразимую хрупкость и уязвимость детства. Эти пока еще чистые эмоции, искренность и максимализм. Да и взрослые персонажи, коих тут не так много, вызывают скорее неприязнь, оставляя детей наедине не только с их страхами, но и со всем миром… И от этого контраста творящееся на экране становится только страшнее.

По логике следовало бы еще рассказать об актерской работе (кастинг, кстати, изумителен), саундтреке (собратьям по жанру есть чему поучиться) и спецэффектах (их здесь немного, зато они на месте), но… «Оно» — не тот фильм, который хочется разбирать. Его надо просто смотреть.

PS. О сиквеле на данный момент известно, что его сценарий будет закончен только к следующему году и в сюжете будут участвовать не только повзрослевшие персонажи – время от времени действие будет перескакивать во флешбэки из их детства.

PPS. Если рассмотреть фильм в цифрах, то при бюджете в скромные по голливудским меркам $35 млн, в первую же неделю проката он собрал почти $180 млн. А это, согласитесь, самая лучшая рецензия…

Читайте также