Перейти к основному содержанию

«Избиение младенцев»

В честь Международного дня шахмат и 20-летия Фонда «Даму» последний решил сделать «Ход конем»: в шахматном зале Almaty Chess Hall состоялась эпическая «Битва поколений»

«Избиение младенцев»

«Избиение младенцев»

В честь Международного дня шахмат и 20-летия Фонда «Даму» последний решил сделать «Ход конем»: в шахматном зале Almaty Chess Hall состоялась эпическая «Битва поколений». В ней сошлись команды «Академиков» (ученики Академии шахмат Жансаи Абдумалик) и «Банкиров» (представители банков и фонда «Даму»). В результате 4-х сыгранных туров со счетом 58-10 победили ученики Академии шахмат.

Почему битва поколений? Прежде всего, потому, что участники команды «Академиков» в большинстве своем еще не перешагнули своего первого десятилетия. А «Банкиры»… Тут, собственно, все понятно.

«Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, которая развивает аналитическое мышление. Да и мышление в целом. Год назад Фонд «Даму» сделал абсолютно верный шаг, поддержав Академию шахмат Жансаи Абдумалик. Сейчас у нее открылось уже два филиала. А это значит, что нынешнее молодое поколение хочет играть в шахматы, - рассказывает директор регионального филиала Фонда «Даму» по городу Алматы Алмат Нурахметов. - И в этом году у нас возникла идея совместного проекта «Ход конем», заинтересовавшая не только сотрудников самого Фонда, но и сотрудников БВУ, которые выразили желание присоединиться к команде «Банкиров» и принять участие в этой битве поколений».

Начинался турнир вполне предсказуемо. Дети с любопытством рассматривали взрослых. Взрослые смотрели на своих будущих соперников с умилением и чувством легкого превосходства. Подумывая, что надо будет немножечко поддаться – дети все-таки. А вот у учащихся академии шахмат игры в поддавки в планах не было. Впрочем, после первых же партий подобные мысли испарились и из голов взрослых игроков.

Как отметила Жансая Абдумалик, учеников академии возраст соперников не смущает ни в коей мере: «Наших учеников мы с самого детства приучаем к участию во взрослых турнирах. Это, во-первых, опыт, а во-вторых, психологическая подготовка. Да поначалу детям сложно играть со взрослыми, но со временем они понимают, что не важно, кто перед тобой. Главное – это доска и что на ней происходит».

Сама Жансая Абдумалик вполне довольна как организацией турнира, так и выступлением на нем своей команды. Правда, сама она в нем не играла: «Вообще, я должна была играть на первой доске, но команда «Банкиров» оказалась меньше, чем было запланировано. И я решила, пусть лучше играют дети».

Детвора же наглядно продемонстрировала, что для первоклассной игры в шахматы возраст не помеха. Да и на уровень интеллекта он не особо влияет.

«Говорят, не бывает неодаренных детей, бывают родители, которые уделяют им мало времени. Сегодня я еще раз убедился в этом. Потому что с нами сегодня играли очень талантливые дети. Да и на взрослых посмотрите: какой энтузиазм у них в глазах! Сейчас с коллегами делились впечатлениями. Говорят, что мозги встряхнулись и не мешало бы почаще проводить такие турниры. Именно с детками. Ведь разница в возрасте стимулирует как детишек, так и нас», - комментирует происходящее на турнире Алмат Нурахметов.

Сам господин Нурахметов проиграл четыре партии из четырех, правда, настроения ему это не испортило. Напротив, о своих поражениях он рассказывает с каким-то восторгом: «С одной стороны было немного обидно, с другой – очень интересно. Знаете, интересно играть в шахматы с детьми 6-10 лет, когда ты уже с первого хода осознаешь насколько это серьезный соперник. Несмотря на свой возраст, эти дети очень масштабно видят доску, видят на 4,5,6 ходов вперед. Дети очень односторонние и многогранные. И это очень раззадоривает. Кроме того, я не все партии проиграл одинаково. Если первую партию отдал за 6-8 ходов. То к остальным партиям собрался и несмотря на проигрыши, получил от игры максимум удовольствия.

Вообще, атмосфера академии очень затягивает. Посмотрите на родителей, их детей, наших сотрудников! Как у них глаза горят!».

Одна из соперниц Алмата Нурахметова Аида Торебекова своим выступлением на «битве поколений» осталась вполне довольна. На вопрос, тяжело ли ей дались победы на турнире, Аида уверенно отвечает: «Нет!». Впрочем, как и прочие участники команды «Академиков».

На самом деле атмосфера на турнире действительно сложилась просто нереальная. А от разыгрываемых «Академиками» дебютов (порой, весьма неожиданных и смелых) удовольствие получили не только сами игроки и их соперники, но и наблюдатели. Вообще показалось, что на какое-то время взрослые игроки действительно забыли о том, что они взрослые и полностью окунулись в игру. Так, как это возможно только в детстве.

На завершившей турнир церемонии награждения участники команд, набравшие наибольшее количество очков в личном зачете получили награды, остальные - памятные призы и подарки. К слову, команде «Банкиров» в основном достались последние с трактовкой «За активное участие и волю к победе». Впрочем, банкирам это не мешало с восторгом смотреть на обыгравших их «Академиков».

К слову, Жансая Абдумлик достаточно высоко оценила уровень команды противника: «Есть очень даже неплохие игроки. Одна девушка, кстати, перворазрядница. Правда, по ее словам, она не играла уже около 10 лет. Но по игре виден вполне приличный уровень. Еще парень играл на второй доске. Я слышала, что он КМС по шахматам. Тоже достойный противник».

А, как со смехом заметил Алмат Нурахметов относительно командного зачета, «здесь всего две команды «Академиков» и «Банкиров», так что второе место в любом случае наше».

banner_wsj.gif

1652 просмотра

Как за 20 лет архаизировались нравы казахстанского кинематографа

Откровенные сцены в отечественном кино пробиваются на экран буквально с боем

Фото: Shutterstock.com

Сегодня нет лучшего способа снискать добрую дозу хайпа в соцсетях, чем, среди прочего, поднять тему феминизма и эмансипации казахских женщин, сексуальной революции и в ответ получить обвинения в разврате, падении нравов, иначе говоря, в пресловутом уяте. Вся эта ситуация довольно репрезентативно показывает картину: попытки отрефлексировать на тему сексуальной революции, будь то в кино или в общественной жизни, неизменно превращаются во взаимные свары. 

На днях один из казахстанских телеканалов вновь начал трансляцию легендарного телесериала «Перекресток» – первой казахстанской мыльной оперы. На будущий год она отпразднует серебряный юбилей своего первого появления на экране. За эти годы сериал стал культовым, даже своего рода легендой для любящих и ценящих Алма-Ату девяностых. А между тем именно на примере этого сериала видно, насколько другим было отечественное кино и телевидение в то время. 

Надо сказать, что для тех лет сериал был вполне себе революционным, если учесть, что в сценах изнасилования, которые за 465 серий то и дело случались с главными героинями, режиссеры посмели даже показать обнаженный женский бюст. Конечно, на секунду, но все же! 

Что же происходит сейчас? В современных отечественных телевизионных сериалах царит такая свирепая цензура, что для сценариста пробить поцелуй (!) главных героев стало настоящим подвигом. Архаизм настолько воцарился, что кажется, герои этих самых сериалов повторяют опыт непорочного зачатия Девы Марии.

Считается, что такие нравы воцарились из-за того, что аудитория этих сериалов – женщины и девушки из глубокой провинции, для которых видеть даже целующуюся пару – шок. Что уж говорить обо всем остальном? Не хочется проводить прямые параллели, однако нельзя не заметить, что новости о том, как 16–17-летние девушки идут рожать в чисто поле, а то и в дощатый туалет, участились именно с тех пор, как на ТВ закрепились ханжеские нравы. А закрепились они там, похоже, всерьез и надолго. Молодежь и люди средних лет ушли в интернет даже в провинции. Но телесериалы сегодня фактически работают по жанровым законам советского кино 40-х – борьба хорошего с лучшим. 

В полнометражном кино дело обстоит несколько лучше. 

Но и здесь периодически поднимается шум ревнителями строгих нравов. Парадокс в том, что этот шум в социальных сетях у многих казахстанских кинематографистов вызывает опасения, что если вставить в фильм сколько-нибудь откровенную сцену, сеансы неизменно начнут пикетировать возмущенные активисты, показы будут срывать, а кинопрокатчики, испугавшись всего этого, просто откажут в прокате фильма. 

Так, впрочем, однажды уже случилось – в 2012 году, когда публике попытались презентовать эротический киноальманах Жанны Исабаевой «Теряя невинность в Алма-Ате». Тогда в соцсетях поднялась волна возмущения и прокатчики, испугавшись народного гнева, попросту сняли фильм с показа. Для многих эта ситуация стала прецедентом-пугалкой. Хотя в дальнейшем ничего подобного не происходило, а многие картины, причем даже с более откровенным содержанием, выходили на экраны и ни к каким катастрофическим последствиям это не приводило. Причем на экране сцены выглядели эстетично и, выражаясь языком киноведов, были «художественно оправданны». Занятный случай произошел и с картиной Ермека Турсунова «Келин». Но с ней наоборот – шум стал дополнительной рекламой, хотя и в прокате этой ленты не было, многие смотрели ее уже в интернете. 

В 2016 году немного «обнаженки» показали в фильме «Токал». Годом позже и вовсе осмелились на ранее неслыханное – героиня Айсулу Азимбаевой ублажала в кадре саму себя в фильме Акана Сатаева «Она». Фильм, к слову, прошел незаметно. А вместе с ним и эта сцена. 

В целом можно сказать, что откровенность и эротизм все же пробиваются на отечественные киноэкраны. Правда, возможно, в этом самом пуританстве есть и положительная сторона: все-таки волна пошлостей и непристойностей пока не захватывает экран. По крайней мере, в сексуально-эротичном смысле. Что до остального – вопрос открытый и дискуссионный.
 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif