«Для успеха важны четыре качества: талант, трудолюбие, удача и характер»

Опубликовано
Наш собеседник — певец, лауреат многих, в том числе международных, конкурсов Куат Багисбеков. Когда-то он покорил публику на сцене «Утренней звезды», сегодня его тенор звучит на лучших зарубежных сценах

Наш собеседник певец, лауреат многих, в том числе международных, конкурсов Куат Багисбеков. Когда-то он покорил публику на сцене «Утренней звезды», сегодня его тенор звучит на лучших зарубежных сценах. В своих концертах Куат обязательно исполняет казахские народные песни, но при этом свое будущее связывает с европейскими театрами…

Куат, Вы выступаете не только на казахстанской сцене. Недавно состоялся Ваш сольный концерт в Санкт-Петербурге, который имел лично для Вас особое значение. Расскажете о нем?

— Да, «Шедевры зарубежной и казахской музыки» — так назывался вечер вокальной музыки, который прошел 19 апреля. Для меня это было очень важное событие, прежде всего потому, что я очень люблю этот город за его особенную атмосферу. Атмосферу высокой культуры и доброжелательных людей. И это все не напоказ, а из глубины души. К примеру, когда спрашиваешь дорогу у прохожего, он не только объяснит, как пройти, но и, если у него есть время или ему по пути, проводит тебя и еще и поблагодарит за то, что ты к нему обратился. В этом весь Питер.

Санкт-Петербург — очень красивый город с большим количеством достопримечательностей. Буквально с аэропорта, в три часа, я посетил Санкт-Петербургскую филармонию им. Дмитрия Шостаковича. В семь часов в Михайловском театре была постановка оперы чешского композитора Леоша Яначека «Катя Кабанова» по «Грозе» А. Островского. На следующий день побывал на интересной часовой экскурсии по рекам Питера, на которой рассказали о достопримечательностях города: Летнем дворце Петра I, Мариинском театре и многих других. Концерт прошел в Культурном центре Елены Образцовой. Года три тому назад мне выпала честь пройти у нее стажировку. Великая певица, великая актриса, великий человек.

Выступление ждал аншлаг, все места заполнены. Вела концерт заслуженная артистка РФ Мария Романова. Концертмейстером был лауреат международных конкурсов Дмитрий Мячин. В концерте принимала участие прекрасная певица, Artist of Vienna Music Connection Айгуль Шамшиденова (Австрия). Пришел консул Ермек Серикович Примбетов. Хочу выразить особую благодарность директору Культурного центра Елены Образцовой Ирине Алексеевне Черновой.

Прозвучали арии из опер, казахские народные песни, произведения казахстанских композиторов, чье творчество я активно пропагандирую. И, надо сказать, приняли нашу программу очень хорошо.

Многие наши музыканты (причем это относится не только к «классическим» исполнителям, но и, к примеру, рок-музыкантам) часто говорят о том, что их очень хорошо принимают в разных городах России и Европы, приглашают на многочисленные фестивали и концерты, но при этом на родине они не пользуются такой популярностью. Как Вы думаете, в чем причина этого?

— Это очень актуальный вопрос на данный момент. Я думаю, основная причина заключается в том, что в Казахстане очень маленькое население. И спрос на академическое искусство — я буду говорить о том, в чем разбираюсь — невысок. Филармонии чаще всего пустуют. В то время как в России и Европе ситуация совершенно иная. Там классическое искусство процветает. Поэтому, действительно, многим нашим музыкантам проще завоевать популярность там.

Неизгладимое впечатление на меня произвела постановка оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» на новой сцене Мариинского театра. Партию Розины исполнила Антонина Весенина, Дона Базилио — лауреат международных конкурсов Аскар Абдразаков. Большой зал на 2 тыс. мест, сбалансированная акустика, универсальное техническое оснащение, красочные декорации, оригинальное решение режиссера стали залогом успешной постановки. Билеты на спектакли раскупаются за 2–3 месяца до спектакля.

В филармонию ходят не только взрослые, но и дети от 6 лет. Там проводят потрясающие программы, интересные для всех. К примеру, я был на концерте «Если бы дома заговорили. В гостях у знаменитых музыкантов». Там просто великолепно рассказывали об улицах города от лица музыкальных инструментов. Помимо великолепной музыки это была лекция о том, в каком прекрасном городе они живут, какие великие люди здесь творили и насколько богата его культура…

Что нужно сделать, чтобы подобные концерты стали столь же популярны и у нас?

— Это тоже очень актуальный и наболевший вопрос. Нужно прививать чувство прекрасного с раннего детства. Водить детей в театры и музеи. Заинтересовывать классической культурой. И, разумеется, это должно закладываться в семье.

Прививать это замечательно. Но как это сделать правильно? Согласитесь, часто, когда школьников ведут в театр, они радуются только возможности официально прогулять уроки. В самом же театре им откровенно скучно.

— Поэтому я и говорю — в первую очередь надо начинать с семьи. Родители — это авторитет для маленького ребенка. И если они ему объясняют, куда они идут, для чего, что интересного будет в театре, ребенок это впитает в себя. Если это школьная экскурсия, то учитель должен рассказать историю театра, какие замечательные исполнители будут на сцене, на что стоит обратить внимание и, в конце концов, что за спектакль они будут смотреть. Чтобы дети не смотрели непонятное для них действо, а разбирались в нем. Чтобы у них был хотя бы минимальный багаж знаний о том, что им предстоит увидеть.

В общем, главное — заинтересовать. Тогда у ребенка появится интерес, который дальше будет только расти. А когда он приходит неподготовленный, когда он не знаком с произведением, которое услышит, ему сложно будет его понять. Я думаю, что это проблема, которой должно заниматься Министерство образования и культуры. Разработать определенную программу, по которой будут заниматься в школах.

А как Вы сами пришли к классической музыке?

— Это тот парадоксальный случай, когда ребенка не отдают в музыкальную школу, а он приходит туда сам. Я с детства очень хорошо пел. Мы жили на Гоголя — Пушкина, а на Гоголя — 8 марта была музыкальная школа им. Амре Кашаубаева, где учились Ермек Серкебаев и Алибек Днишев. Так вот, я настолько хотел петь, что мама попросила папу сопроводить меня в музыкальную школу. Учиться там мне было настолько интересно, что я занимался часами. И не потому, что заставляли или надо было сдать экзамен, а потому, что я получал от этого колоссальное удовольствие. Музыкальная школа, к слову, помогла мне развить одно очень полезное качество — если что-то начинаешь, надо довести это до конца или вообще не начинать.

Раз уж мы заговорили о полезных качествах, Куат, в чем, на Ваш взгляд, заключается формула успеха?

— Чтобы достичь успеха, на мой взгляд, важны четыре качества: талант, трудолюбие, удача и характер. Просто талантливых людей у нас очень много. Но без ежедневного труда талант — ничто. А для того, чтобы взять определенную высоту и удержаться на ней, нужен характер. С удачей, я думаю, и так все понятно. Да, талант первичен, но для достижения успеха необходимо все вышеперечисленное.

Что в Вашем понимании успех? Когда Вы поймете, что стали успешным?

— Успех — это в первую очередь достижение поставленной цели. Причем, порой здесь важна не столько конечная точка, сколько сам процесс ее достижения. Бесконечная работа над собой. И еще очень важно ощущение гармонии. Когда твоя работа важна и востребована.

— Продолжая разговор о популярности… Согласитесь, в поп-музыке проще добиться успеха. Никогда не было желания сменить направление деятельности?

— Одно другому не мешает. Да, у меня академическая постановка голоса. Но вспомните Муслима Магомаева, который пел не только классическую музыку, но и песни Александры Пахмутовой. Поп-музыку тоже можно петь академическим вокалом и преподносить это вкусно. Другое дело, если говорить о ротациях и клипах, у нас очень маленький рынок, а мне хочется выйти на мировой уровень.

Перед тем, как штурмовать европейский Олимп, не было желания поработать в каком-нибудь казахстанском театре?

— Нет. Не пробовал и, честно говоря, не хочу. Работа в театре — это огромный труд, который требует абсолютной самоотдачи и имеет смысл, только если он (как, впрочем, и любая хорошо сделанная работа) достойно оплачивается. К сожалению, это не про наши театры.

Если говорить о европейских театрах, там важно найти хорошего импресарио…

— Да. Там все очень грамотно поставлено. Каждый занимается своим делом. Артист выступает на сцене, импресарио занимается его продвижением. У меня есть импресарио в Казахстане, но я надеюсь после прослушивания в Италии, которое мне скоро предстоит, я заинтересую и европейских импресарио.

То есть свое будущее Вы все же связываете с Европой?

— Да. Дело в том, что исполнители моего жанра востребованы в Европе гораздо больше, чем в Казахстане. Поэтому, почему бы не поработать там лет 10–15 (дальше загадывать пока не буду). А вернуться я всегда успею.

PS: Пока мы готовили это интервью, Куат вернулся из Италии, завоевав там второе место на конкурсе Italian Break, который прошел в городе Чезенатико. Члены жюри: маэстро Августо Чиаватта — выдающийся музыкант, друг Лучано Паваротти, основатель и директор известного конкурса им. Ренаты Тебальди; Клаудио Казадеи — первая виолончель легендарного театра «Ла Скала».

Читайте также