«Нельзя жить в нелюбви»

Опубликовано
Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева получил Золотую пальмовую ветвь нынешнего Каннского кинофестиваля. Несмотря на некоторые сложности, 1 июня картина вышла в казахстанский прокат. К слову в том, что фильм появился на наших экранах в День защиты детей можно тоже усмотреть изрядную долю иронии…

Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева получил Золотую пальмовую ветвь нынешнего Каннского кинофестиваля. Несмотря на некоторые сложности, 1 июня картина вышла в казахстанский прокат. К слову, в том, что фильм появился на наших экранах в День защиты детей можно тоже усмотреть изрядную долю иронии…

Откровенно говоря, «Нелюбовь» — это то кино, восхищаться которым нельзя. Но и не восхищаться – нельзя тоже. Причем, прежде всего, качеством фильма. Это блестящая актерская игра (несмотря на то, что главные роли исполнили вовсе не гранды отечественного кинематографа), это просто невероятная операторская работа (Михаил Кричман создал потрясающе стильную и атмосферную картинку), это продуманный сценарий и пронзительный саундтрек (музыка редко вмешивается в повествование, но всегда в необходимый момент).

На экране разворачивается совершенно обычная история – развод. Казалось бы, что в этом трагичного? Ежегодно в мире разводится тысячи пар. И 90% из них втягивают в этот процесс своих детей. Для того, чтобы посильнее уязвить, сделать больнее, а то и просто «спустить пар». Дети в этот момент из любимых чад превращаются в орудие бессмысленной и беспощадной мести.

В принципе, проходит время и все успокаивается. Люди учатся жить друг без друга. Дети вновь становятся любимыми чадами (порой родители в приступе раскаяния так и вовсе стремятся воплотить все их капризы). И вроде бы все хорошо. Вот только мало кто задумывается, что осталось в душе у этих детей.

Я думаю, сложно описать, что творилось с душе у 12-летнего Алеши, когда в очередной раз ругающиеся родители не смогли решить с кем он останется. И речь была вовсе не о том, что оба родителя видели будущее ребенка исключительно в своей – простите за тавтологию – будущей семье (мама Женя (Марьяна Спивак) и папа Борис (Алексей Розин) уже вовсю налаживают отношения со своими новыми партнерами). Камнем преткновения стало то, что Алеша не нужен им в их новой жизни.

«Раз он тебе не нужен, отдадим его в интернат. Он же любит летний лагерь, значит и там как-нибудь проживет. А там и армия не за горами. Как раз закалиться», — сказала мама. «Когда мы ему об этом сообщим?» — стыдливо отвел в сторону глаза папа…

В дальше родители помчались налаживать новую жизнь. А Леша… Леша просто исчез из их жизни. Заметили они это больше чем через сутки, а осознали – еще позже. Когда с волонтерами из Отряда спасения и поиска прочесывали места, где гулял их сын, говорили с его другом, ездили на опознания, постепенно узнавая своего ребенка и осознавая, что он для них значит. Впрочем, это осознание ничего для них не изменило. В новых семьях все очень быстро вернулось на круги своя. Поволновались, попереживали – и будет…

Борис грубо забрасывает в детский манежик маленького ребенка, родившегося уже в его новой семье, а Женя время от времени отвлекается от серфинга по страницам социальных сетей занятиями на беговой дорожке. В костюме от Bosco Sport. Но это — бег на месте. Или бег в никуда. Кто-то, к слову, акцентировал внимание на надписи RUSSIA на костюме героини и провел свои праллели этого забега…

По большому счету, у Звягинцева нет ни одного лишнего кадра. Каждый из них наполнен смыслом. Точнее даже – смыслами (исходя из жизненного опыта и мировоззрения, каждый увидит что-то свое). И каждый кадр подводит историю к неизбежному финалу. При этом сам Звягинцев никоим образом не пытается быть судьей. Он остается беспристрастным хроникером, не осуждает, а равнодушно констатирует, оставляя возможность зрителям самим сделать какие-то выводы.

Более того, ведя зрителя к неизбежному катарсису, режиссер останавливается в последний момент, оставляя финал открытым и как бы предлагая зрителю самому домыслить, чем могла закончиться эта история. А заодно оставляя в душе чувство пустоты и незавершенности.

Но самое страшное в этом фильме – обыденность. Здесь нет крови, насилия (физического, во всяком случае), убийств, драк. Да и главные герои не маргинальные личности, а вполне успешные состоявшиеся люди. С успешной карьерой неплохой и стабильным финансовым положением. В общем, типичные представители среднего класса, коих в Москве (равно как и в Питере, Алматы, Астане, Нью-Йорке, Лондоне – да в любом городе мира) можно встретить на каждом шагу. Все, что происходит в фильме, происходит вокруг нас. Ежедневно. И ведь у каждого из нас – я уверена – есть знакомые, которые живут без любви.

И дело вовсе не в том, что они просто не любят друг друга. Дело в том, что они в принципе не умеют любить. Дети нелюбви, живущие в нелюбви и в нелюбви воспитывающие своих детей… Я думаю, продолжение этой цепочки уже понятно.

Выходя из зала кинотеатра, смотришь на семьи, гуляющие в торговом центре и невольно задумываешься, а сколько из них – внешне таких благополучных – живут в нелюбви? Но еще страшнее вопрос, а сколько нелюбви во мне самой… А в моей семье? Что нужно сделать, чтобы остаться Человеком в любой ситуации? Смогу ли я остаться Человеком в такой ситуации?

Читайте также